8 сентября 2017 года, во время визита Владимира Путина в Пермь, губернатор Максим Решетников презентовал проект по переносу железнодорожных путей Горнозаводского направления с левого на правый берег Камы. Все работы увязали с подготовкой города к 300-летию и концепцией развития набережной, чтобы «создать новое городское пространство».
После того, как губернатор заручился поддержкой Путина, он обсудил перенос путей уже с президентом ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым. Встреча состоялась спустя неделю после визита главы государства в Пермь. Позже стало известно, что перенос железной дороги на правый берег и строительство Северного обхода обойдется в 15,7 млрд рублей. Финансирование строительства объекта предусмотрено за счет средств ОАО «РЖД».
Кроме своей «культурной» составляющей, проект развития Пермского железнодорожного узла взаимосвязан с модернизацией направления Пермь — Соликамск и реконструкцией инфраструктуры Березниковско-Соликамского узла, где к 2025 году прогнозируется рост погрузки на 58% к уровню 2016 года.
Как оказалось, создание комфортного и благоустроенного общественного пространства может «выйти боком» не только для тех, кто ежедневно ездит на электричках на работу (подробнее читайте здесь), но и жителям деревень Тупица, Глушата и Заозерье, а также членам нескольких соседних СНТ.
В распоряжении редакции Properm.ru, есть проект акта «О выборе трассы для размещения объекта «Строительство Северного железнодорожного обхода Перми». Файл редакции предоставили члены инициативной группы, которые получили его от одного из подписантов документа. Согласно проекту, из трех вариантов комиссия решает выбрать №1 (обозначен красным цветом). Железную дорогу предлагается проложить от станции «Блочная» через особо охраняемую территорию «Закамский Бор», затем по территории Закамского лесничества, после чего пути протянут к новому мосту через территории деревень.
Предложенная схема не устроила местных жителей. Чтобы исправить ситуацию обеспокоенные собственники отправили обращение к губернатору. Под документом подписались 378 человек.
По словам пермяков, еще 15 октября 2018 года к ним обратились представители организации ЗАО «ЗападУралТИСИЗ». Они попросили разрешения пробурить геологические скважины на принадлежащей жителям земле. Также геологи показали людям схему прохождения железной дороги на территории нескольких деревень с устройством железнодорожного моста.
«Было озвучено, что Правительство Пермского края именно по нашим землям запланировало прокладку железной дороги и подъездных путей к мосту через Каму с возможным отклонением на 200–300 метров. Эта информация повергла все наше население в ужас, ведь мы четко понимаем масштабы строительства и представляем технические параметры железнодорожного моста через судоходную реку, а также высоту насыпи подъездных железнодорожных путей рядом с нашими домами», — говорится в обращении жителей.
Люди недоумевают, почему столь сложное инженерное сооружение хотят построить не учитывая интересы тех, кто живет на этой земле. Авторы письма предлагают проложить железную дорогу в обход населенных пунктов.
В краевом Минтрансе Properm.ru заявили, что каких-либо утвержденных вариантов по маршруту железнодорожной ветки пока нет. Также в ведомстве уточнили, что подготовка и утверждение документации по планировке ж/д трассы осуществляет РЖД. Когда работы будут выполнены, бумаги передадут в муниципалитеты, по территориям которых пройдет железная дорога.
«Решение о резервировании и изъятии земель, необходимых для строительства, будет приниматься на федеральном уровне. Вопрос о компенсациях физическим и юридическим лицам, чьи интересы будут затронуты, будет решаться, в первую очередь, за счет РЖД, а уже потом за счет федерального бюджета», — сообщили в Минтрансе Прикамья.
В РЖД в свою очередь заявили, что «стороны рассмотрели концепт строительства Северного обхода Перми, который признан оптимальным для экономики региона». Однако он еще не утвержден. При этом в госкорпорации подтвердили информацию о том, что сейчас действительно ведутся геодезические исследования.