С 1 января по всей стране действуют новые порядки утилизации бытовых отходов. Теперь жители будут оплачивать вывоз мусора по отдельным квитанциям. За утилизацию отвечает единый «региональный оператор» (в Пермском крае это — унитарное госпредприятие «Теплоэнерго»).
Предполагается, что в результате реформы услуга будет оказываться намного качественнее: мусор станут вывозить регулярно, отходы утилизируют только на специальных полигонах, будут ликвидированы многочисленные несанкционированные свалки. За реализацию реформы отвечает именно «Теплоэнерго». Утверждены тарифы, полигоны (сейчас их 13) и 11 компаний-возчиков, которые забирают мусор.
Пока жители слабо понимают суть изменений. Это доказывает и тот факт, что вопросы о реформе задавали губернатору Максиму Решетникову на его пресс-конференции в Instagram. При этом на ряде территорий жители предъявляют претензии не только к качеству услуги, но и к системе в целом: звучат опасения экологической катастрофы.
Север: выход из «депрессии»
Внезапно недовольство новой схемой возникло в Гремячинске. Город наряду с Губахой и Кизелом официально имеет статус депрессивной территории (Кизеловский угольный бассейн — КУБ). Здесь редко возникает протест против действий властей — активное население уезжает.
Жители города рассказали, что в Гремячинске идет сбор подписей против вывоза на местный полигон «чужого» мусора — из Губахи. Возглавил протест депутат гордумы Евгений Сивцев. Параллельно он направил в мэрию письмо с просьбой: обратиться к региональным властям и прекратить ввоз в Гремячинск отходов из Губахи.
Напрашивается вопрос, почему сегодня свозят отходы в маленький город из гораздо более крупной и благополучной Губахи? В Губахе тоже есть полигон. Но он не прошел лицензирование и не может использоваться.
Сивцев в беседе с корреспондентом Properm.ru отметил: Гремячинск производит совсем немного отходов, а вот из Губахи ежедневно прибывает по 17–18 КамАЗов. Мусоровозы проезжают через весь город, портят дороги — все это не может устраивать жителей.
«У нас есть предложение: возить мусор из Гремячинска в Губаху, а не наоборот. Нас не очень волнует вопрос лицензий, ведь о реформе было давно известно — власти могли и должны были всё подготовить вовремя. А теперь получается, что если люди молчат — к ним будут возить мусор из других территорий», — рассуждает собеседник.
Юг: предчувствие катастрофы
Гораздо раньше протестная активность возникла на юге Пермского края. Жители довольно благополучной Чернушки узнали, что к ним планируется возить мусор со всех соседних территорий. В конце прошлого года губернатору было направлено 8,5 тыс. подписей. Жители Чернушинского района заявили, что боятся экологической катастрофы: их полигон и так исчерпал свои мощности, а теперь его будут использовать «на полную катушку».
К инициаторам сбора подписей приезжали чиновники правительства Прикамья и недавно назначенный министр ЖКХ Александр Шицын. Власти согласились с доводами жителей, но предложили единственный вариант решения проблемы: скорректировать действующую схему утилизации. Однако моментально внести изменения не получится — придется подождать.
Инициативную группу по сбору подписей в Чернушинском районе возглавлял заместитель председателя местного молодежного парламента Алексей Елисеев. Он сообщил Properm.ru, что власти постепенно решают проблему.
«Полигон остается переполненным, поэтому начинается процесс проектирования его третьей очереди. Мусор из других районов обещают не свозить. На полигоне также должен появиться весовой контроль. Эти вопросы сейчас прорабатывают районные власти. У людей есть надежда, что все будет хорошо. Разрушать эту надежду, я думаю, не выгодно ни районных властям, ни краевым. Вопрос имеет общественно-политическое значение», — отмечает общественник.
Придется потерпеть
Как стало известно Properm.ru, региональное правительство ищет варианты, как успокоить недовольных граждан. Депутат Законодательного собрания Александр Григоренко встречался с вице-премьером Антоном Удальевым по поводу происходящего в Гремячинске. Парламентарий подтвердил Properm.ru факт переговоров.
«На мой взгляд, несмотря на то, что формально вывоз мусора производится законно, мнение жителей Гремячинска тоже должно быть учтено. Кроме того, нужно обратить внимание на состояние полигона — там нет забора. Удальев и министерство ЖКХ заверили меня, что ориентировочно с апреля мусор из Губахи вывозиться не будет», — говорит Григоренко.
В пресс-службе министерства ЖКХ Properm.ru пояснили: ситуация находится на контроле. «Сейчас региональная схема обращения с твердыми коммунальными отходами кардинально пересматривается. В частности, в проекте новой схемы предусмотрено перераспределение «мусорных» потоков между Гремячинском и Губахой. Отходы города Губаха будут направлены на полигон в Губахе. На полигон Гремячинска будут направляться исключительно отходы города Гремячинск», — уверяют власти. Ожидается, что изменения вступят в силу в первом квартале этого года.
Что касается юга Прикамья, то в министерстве подтверждают: в схему включили пять дополнительных полигонов, чтобы «разгрузить» действующие. Чернушка с марта будет принимать только «свой» мусор. Впрочем, для этого потребовалось вмешательство губернатора после многочисленных обращений жителей.
Можно было бы предположить, что «бунт» в Чернушке и Гремячинске — простое стечение обстоятельств. Однако, предпосылки протеста появились давно — именно эти территории оказались самыми «подогретыми».
Еще летом 2016 года, когда разрабатывалась территориальная схема утилизации отходов, стало известно, что планируется построить огромный полигон в Куединском районе — по сути, сельской территории. Туда и собирались везти мусор со всего юга Прикамья. Схему разрабатывало правительство региона при тогдашнем губернаторе Викторе Басаргине.
Куеда сориентировалась очень быстро — начались митинги. В преддверии выборов в Госдуму и Законодательное собрание Пермского края лидер протестующих Нина Корионова заявила, что готова вывести на улицы тысячи людей. Это сработало. Председатель правительства Геннадий Тушнолобов отказался от идеи строительства полигона в Куединском районе. Тогда-то региональные власти переключились на Чернушку.
Что касается депрессивного севера, то в 2017 году жители Кизела вдруг возмутись тем, что на их полигон приезжают КамАЗы из Губахи и оставляют промышленные отходы. Жалобы «ушли» во все инстанции. Местные депутаты этот протест не поддержали (вряд ли хочется ссориться с промышленниками). Но вмешалась прокуратура: на полигоне выявили ряд нарушений, хотя опасных отходов не нашли. На этом история успокоилась. Теперь отходы из Губахи повезли уже в Гремячинск. Изначально вообще предполагалось, что из городов КУБа мусор будут вывозить на полигон в Лысьву, который оказался не готов.
Таким образом, предпосылки для сегодняшнего протеста возникли еще два-три года назад. И нет гарантий, что другие территории не начнут бунтовать позднее. Известно, что определенные волнения уже начались в Лысьве и Чусовом.
Лидеры инициативных групп — Евгений Сивцев и Алексей Елисеев — отмечают схожесть ситуаций севера и юга и возникновение тенденции. Оба отмечают: у властей было достаточно времени, чтобы подготовиться к реформе, но чиновники с работой явно не справились и заставили жителей бояться экологических проблем. А универсального решения проблемы пока нет.
Стефан Савелли для Properm.ru