Posted 29 октября 2019, 09:22
Published 29 октября 2019, 09:22
Modified 2 марта 2023, 14:31
Updated 2 марта 2023, 14:31
Сенсация, безусловно, не в том, что законопроект, внесенный совместно тремя оппозиционными парламентскими партиями (ЛДПР, КПРФ, и «Справедливая Россия») не прошел. В неудаче оппозиции как раз мало кто сомневался. Удивительным оказался фактический раскол по политически столь острому и знаковому вопросу «Единой России» — партии большинства в Законодательном собрании региона.
Кратко напомним канву событий. Летом фракции коммунистов, либерал-демократов и эсеров внесли в краевой парламент законопроект о «реанимации» прямых выборов местных глав, повсеместно отмененных на Западном Урале еще в 2014 году. Учитывая, что в 2019 в городах и весях Прикамья прошла целая серия муниципальных выборов, момент был выбран вполне удачно.
В администрации губернатора ознакомились с «трехпартийным проектом» и сказали ему «нет», причем с весьма любопытной формулировкой:
— На сегодня муниципальные образования края несут минимальные расходы, связанные с организацией и проведением конкурсов по отбору кандидатов на должность глав муниципальных образований, — сказано в заключении на законопроект, за подписью губернатора Максима Решетникова. — Установление способа избрания глав муниципальных образований посредством муниципальных выборов приведет к существенному увеличению финансовой нагрузки, в том числе на бюджеты муниципальных образований Пермского края.
Судя по этой впечатляющей формулировке выборы теперь относятся к числу экономически неэффективных и оптимизируемых отраслей наряду с бухгалтерским учетом, образованием и медициной. Впрочем, исполнительная власть региона не привела никаких конкретных расчетов о суммах «удорожания».
Лидер фракции ЛДПР в Заксобрании Прикамья Олег Постников не согласился с «финансовой» аргументацией: «Расчетная стоимость затрат на одного избирателя, напомню, составляет 103 рубля 90 копеек. Таким образом, выборы в таком большом муниципалитете, как Березники, обойдутся в 12,7 млн рублей. А, например, в Косинском районе — всего 582 тыс. рублей. В июне этого года мы с вами приняли поправку в бюджет Пермского края о выделении муниципалитетам 6,4 млн рублей на материально-техническое обеспечение выборов депутатов дум новых городских и муниципальных округов региона. Почему же мы не можем дополнительно выделить деньги также и на прямые выборы глав территорий? Любые выборы — это не то, на чем стоит экономить».
Еще один аргумент краевого правительства против восстановления прямых выборов мэров: «Существующий в Пермском крае способ избрания глав муниципальных образований позволяет создать условия для замещения этой должности квалифицированными специалистами, чей уровень и качество профессиональной подготовки способствует успешному решению возложенных на них задач».
Впрочем, парламентские оппозиционеры, напротив, считают, что практика последних лет доказывает, в большинстве случаев, как раз слабость местных начальников, получивших должность благодаря своей полной лояльности именно к региональной исполнительной власти (отношения «назначенного» главы с местной элитой — это вопрос всегда отдельный, и нередко очень болезненный).
— Жизнь показала, что главами округов и районов в Прикамье нередко становятся люди, совершенно далекие от жизни простых людей, от проблем той территории, которую они возглавили, — считает лидер фракции КПРФ в региональном парламенте Владимир Корсун. — Да и уровень компетенции некоторых из них оставляет желать лучшего… Видимо, поэтому, более половины глав муниципалитетов Прикамья, или 60%, находятся на своем посту всего один срок. О преемственности на местах и привлечении квалифицированных кадров говорить трудно. Главным критерием отбора стал не профессионализм, а лояльность.
По словам Владимира Корсуна, даже сегодня во многих регионах и городах России сохраняются прямые выборы муниципальных руководителей — в том числе в Хакасии, Якутии, Бурятии, на Чукотке. Напрямую избираются главы таких региональных «столиц» как Новосибирск, Улан-Удэ, Якутск, Хабаровск, и Томск. Сейчас вопрос о «реанимации» всеобщих выборов мэра рассматривают депутаты Владимирской области, Барнаула, Воронежа. А в целом сейчас главы 65 городских округов и 215 муниципальных районов в России в отличие от Прикамья, могут гордо заявить о том, что вышли победителями на «всенародных» выборах. Как заявил лидер коммунистов в ЗС, «если мы заинтересованы в том, чтобы власть на местах была сильной, и стремилась к финансовой самостоятельности, то должны появиться не «фейковые» (англ. fake — подделка, фальшивка — Properm.ru), а реальные лидеры территорий».
Руководитель фракции эсеров в Заксобрании Дарья Эйсфельд напомнила перед голосованием о существовании федерального закона о ратификации Европейской хартии местного самоуправления. В ней подчеркивается, что органы местного самоуправления создаются для решения вопросов местного значения, а жители и представительные органы должны сами решать, как им выбирать своих руководителей.
— Это международный документ, которого мы должны придерживаться, — решительно заявила лидер эсеров.
Интересно, что со стороны единороссов прозвучало только одно выступление в поддержку позиции губернатора, причем выглядело это как явный политический промах. Поскольку прозвучал краткий спич из уст спикера Валерия Сухих, которому, в силу должности, все-таки стоило находиться «над схваткой».
— Коллеги, прежде чем перейти к голосованию, я объясню, как вам надо голосовать, — отчеканил председатель краевого парламента, и эти слова отозвались смехом в зале заседаний ЗС. — Дело в том, что губернатор Пермского края взял ответственность на себя с точки зрения выстраивания системы управления. Им предложена конструкция, которую мы поддерживаем и по которой двигаемся. Если у коллег есть желание поработать в исполнительной власти, думаю, надо сделать им предложение — пусть поработают в краевом правительстве. И все встанет на свои места…
Удивительно, что даже после такого призыва, из 58 депутатов, находившихся в зале, против законопроекта о прямых выборах глав территорий проголосовал только 21 человек. Притом 15 голосов были поданы «за», и столько же законодателей — воздержались (семеро депутатов вообще не нажали ни на одну из кнопок). Учитывая, что 15 (если говорить о сторонниках закона) — это представители оппозиции (фракция КПРФ — шесть депутатов, ЛДПР — пять депутатов, СР — четыре депутата), значит 15 воздержавшихся — это все сплошь единороссы. А это без малого треть фракции «партии власти», которые, судя по всему, попросту не пожелали участвовать в «потоплении» закона о возвращении прямых выборов глав муниципальных образований Прикамья. На момент, когда готовился материал, редакции не удалось получить комментарии от руководства «Единой России» в Заксобрании Пермского края. Но, судя по всему, впервые в нынешнем созыве ЗС, лояльность фракции действующему губернатору дала крупный «сбой».
И, вероятно, это событие будет иметь последствия в самом ближайшем будущем.
Анатолий Москвин для Properm.ru