Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
35700 +296
Выздоровели
29214 +341
Умерли
2265 +14
Properm.ru
«Сомневаюсь, что губернатор сказал: «Поставим поселения на колени». Бунт сельских чиновников в Прикамье Несколько сельских поселений Пермского края отказываются от перехода всех учреждений и организаций в единые бухгалтерии. Поселения не выступают против облачных технологий, прозрачности и оперативности. Они говорят о непонятной централизации, когда управлять будут не они, а отвечать они. Кроме этого поселения теряют собственные - и так небольшие - средства.

«Сомневаюсь, что губернатор сказал: «Поставим поселения на колени». Бунт сельских чиновников в Прикамье

6 февраля 2019, 11:47
регион

«Сомневаюсь, что губернатор сказал: «Поставим поселения на колени». Бунт сельских чиновников в Прикамье
Фото: Виктор Михалев для Properm.ru
Несколько сельских поселений Пермского края отказываются от перехода всех учреждений и организаций в единые бухгалтерии. Поселения не выступают против облачных технологий, прозрачности и оперативности. Они говорят о непонятной централизации, когда управлять будут не они, а отвечать они. Кроме этого поселения теряют собственные - и так небольшие - средства.

В декабре 2018 года все ведомства и учреждения Прикамья должны были уволить своих бухгалтеров, передать функции ведения бухгалтерского учета вместе с запланированным на эти цели финансированием в централизованные учреждения. Главы органов местного самоуправления Пермского района называют автором идеи Александра Кузнецова, главу Пермского района и бывшего министра территориального развития Пермского края Романа Кокшарова. Так или иначе окончательное решение было принято губернатором региона Максимом Решетниковым, взявшим курс на «цифровизацию» края.

Реформа должна была сэкономить бюджетные средства, которые ранее шли на зарплаты бухгалтеров и специалистов на местах, в учреждениях. Сократить планировали в целом по краю примерно две тысячи человек, это специалисты из учреждений образования, культуры, спорта, из администраций поселений.

Много-много бухгалтеров

Задачи централизации понятны: скорость выполнения процессов, прозрачность данных. «Образовательная» бухгалтерия будет отдельна от районных бухгалтерий: так, при министерстве образования Пермского края появилось казенное учреждение «Центр бухгалтерского учёта и отчётности», а в районах и муниципалитетах края созданы центры бухгалтерского учета (ЦБУ). В Пермском районе тоже начал работать такой. 174 бухгалтера заняли рабочие места в здании старой школы во Фролах, переоборудованном специально для ЦБУ. На его примере рассмотрим, как реализуется реформа.

По словам заместителя главы администрации Пермского района по экономическому развитию Татьяны Гладких, ЦБУ является казенным учреждением, которое начинает осуществлять бухгалтерское обслуживание 67 учреждений района и 37 учреждений поселений. «Мы трудоустраиваем тех бухгалтеров из сельских администраций, кто пожелает перейти работать в ЦБУ, — говорит Татьяна Гладких. — Большая часть работников переходит. Конечно, есть те, которые не переходят, в связи с пенсионным возрастом, либо далеко ехать — из Нижнего Пальника, например».

Пермский район граничит с Краснокамским, Добрянским, Чусовским, Кунгурским, Оханским районами. В районе расположено 17 сельских поселений, объединяющих 223 населенных пункта. От Пальниковского сельского поселения (за Кукуштаном) до Фролов (где ЦБУ) — 63 км.

На прошлой неделе сотрудники ЦБУ Пермского района вышли на работу, планируется, что по штатному расписанию в центре будет трудиться 174, специалиста, это меньше, чем работало раньше во всех учреждениях района, на 26 человек. Экономия, по словам Татьяны Гладких, составит 7,5 млн рублей в год — как раз зарплаты 26 сокращенных работников. Во сколько обошлось переоборудование здание старой школы во Фролах под ЦБУ, Татьяна Гладких затруднилась ответить. Содержание ЦБУ обойдется в сумму более 90 млн рублей в год.

Без бухгалтеров на местах должны были остаться все: и школы, и сады, и клубы, и сами местные администрации.

Что-то пошло не так

Однако, как стало известно Properm.ru, некоторые сельские поселения отказываются от перехода в централизованную бухгалтерию. И принимают такие решения, руководствуясь юридическими и экономическими аргументами. Кондратовское, Савинское, Югокамское, Кукуштанское сельские поселения в Пермском районе оказались в числе отказавшихся. В администрации Кондратово, по словам главы Веры Утемовой, «молодой, обучаемый, работоспособный» коллектив, который прекрасно понимает все плюсы и минусы перехода в облачную бухгалтерию, и совершенно не против этого. В том же Кондратово бухгалтеры рассказали корреспонденту Properm.ru, что ничего сложного в прямом переходе в «облако» нет, регистрируешься — и работаешь.

Из заключения администрации сельского поселения «О передаче полномочий в части организации и ведения бухгалтерского (бюджетного), статистического, налогового учета, отчетности и планирования по вопросам местного значения»

В поселениях отмечают, что никто бюджетных полномочий (составление, рассмотрение, утверждение бюджета, его исполнение, составление отчетности) с поселений не снимал. Кроме того, в поселениях все равно должны остаться специалисты, которые будут заниматься сбором необходимой первичной бухгалтерской документации, заключать муниципальные контракты.

По словам председателя Совета депутатов Кондратовского сельского поселения Андрея Костарева, на местах кто-то должен заниматься формированием бюджета, подписывать контракты, например, а потом везти их или отправлять в электронном виде (а чаще всего и то, и другое) в район. Глава лично или директор клуба лично не будет с каждым контрактом ездить в район, значит, какой-то человек должен быть на месте, должен выполнять эти функции.

Андрей Костарев, председатель Совета депутатов Кондратовского сельского поселения:

— Кто будет собирать и предоставлять первичную бухгалтерскую документацию? Глава? То есть поселение все равно должно какого-то человека нанять или оставить, числиться этот человек будет каким-нибудь инженером, экономистом. Глава не бухгалтер, не экономист, ему кто-то должен дать положительное заключение на тот документ, который он подписывает. В конечном итоге получается, что поселения и деньги отдали в район, и людей, и у себя людей должны нанять, двойной расход.

Вопросы, которые возникли у глав поселений, корреспондент Properm.ru адресовал Татьяне Гладких. По ее словам, сбор первичной документации, заключение контрактов «это не функционал бухгалтера, это функционал контрактных управляющих». На вопрос, откуда поселения возьмут контрактных управляющих, Татьяна Гладких ответила: «Контрактами и авансовыми отчетами на местах будут заниматься финансисты, завхозы, сами главы поселений, секретари, в конце концов».

Также Татьяна Гладких утверждает, что заниматься формированием бюджетов будут финансисты, которые «остаются во всех поселениях». По словам глав поселений, это не так, формированием бюджета, контрактами и отчетностью у них занимались бухгалтеры, далеко не во всех администрациях есть финансисты.

«Выгода для района очевидна, для поселений сомнительна»

С точки зрения экономики поступили примерно следующим образом: посчитали сколько денег поселение тратит на бухгалтерию (сколько ставок). Эту сумму вместе с полномочиями по ведению бухгалтерского учета район забрал себе. Району выгодно, он получает специалистов и финансирование на них. Поселению невыгодно, многие села не только не экономят, но теряют средства.

Для того, чтобы продолжить чтение, нажмите читать далее.

Так, в Кондратово, по данным администрации поселения, если передать полномочия по бухгалтерскому учету в район, все равно придется оставить трех бухгалтеров в учреждениях на местах. И объем их работы, по словам самих специалистов, не очень уменьшится. Как пояснили в финансово-экономическом отделе администрации корреспонденту Properm.ru: «В обязанностях специалистов на местах останутся сбор первичной документации, подготовка и заключение контрактов, авансовые отчеты, ведение учета и отчетности по доходной части. Оставшийся объем работы существенный, и специалисты не согласятся выполнять его за 10 тыс. рублей в месяц, им придется платить нормальные зарплаты».

В итоге администрация подготовила письмо с расчетами, в котором указала, что в случае передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета общий объем плановых расходов на бухгалтерскую службу составит 3,7 млн рублей: это передаваемое финансирование на бухгалтеров в ЦБУ плюс финансирование на специалистов на местах. Если поселение откажется от заключения соглашения по передаче полномочий, сохранит свою бухгалтерию, то плановый объем расходов на 2019 год составит 2,2 млн рублей. Специалисты администрации поселения приходят к выводу, что нет смысла дополнительно расходовать на цели бухгалтерского учета 1,5 млн рублей.

Александр Кулаков, глава Кукуштанского сельского поселения: «Сейчас я знаю, с кого спросить, знаю, что подписываю, а в ЦБУ я с кого буду спрашивать? У них свой начальник. А подписывать документы все равно мне».

В Кукуштане, по словам главы поселения Александра Кулакова, три раза пытались через совет депутатов продавить решение о переходе в централизованную бухгалтерию, на момент записи интервью решение о переходе не было принято. Кукуштан — глубоко дотационное поселение, не «уйдет в минус», так как у него просто нет средств на найм «инженера», какого-то специалиста, финансиста. Но кто тогда будет осуществлять функции по сбору первичной документации, по заключению контрактов, по оперативной работе с кадрами?

Также глав поселений не устравает отсутствие прозрачности и контроля при новой системе. По закону организацией бухгалтерского учета занимается руководитель, сейчас отвечать будет руководитель, как и раньше, а взаимодействовать оперативно с бухгалтером он не сможет.

Андрей Костарев:

— В любом случае ответственность будет на поселении, но оказывать давление на глав поселений, управлять поселениями будет гораздо проще, имея на руках такой козырь как бухгалтерия. И так нельзя сказать, что поселения особо самостоятельные, очень много полномочий передано в район. Мы спрашиваем: в чем наш интерес? В ответ звучит сакраментальная фраза — это требование свыше. Послушайте, я сомневаюсь, что губернатор сказал: «Давайте поставим поселения на колени».

Главы и депутаты поселений говорят, что ни экономической, ни социальной выгоды от реформы поселения не получат. Более того, люди потеряют рабочие места, поселения самостоятельность и деньги.

Андрей Полыгалов, депутат Юго-Камского сельского поселения:

— На сегодняшний день поселения для района — это источник получения денежных средств. Самые проблемные и затратные моменты район скидывает на поселение. А в обмен у поселения забирают деньги. За каждым сокращенным бухгалтером — семья, дети. Как они будут ездить из Юго-Камска во Фролы и обратно? Кто их будет доставлять? Поселение объективно не сможет исполнять свои обязательства, все время придется бегать на поклон к району. А ведь мы не находимся в подчинении у района, нет такого. Мы равны.

По словам Андрея Полыгалова, «лимит на содержание сельских администраций» (сюда входит и фонд оплаты труда сельских чиновников) и так сократили. Теперь из этой урезанной суммы поселения должны передать в район финансирование ведения бухучета. Кроме того, где-то нужно найти средства на «контрактного управляющего».

Район же получает эти средства сверх своего лимита, то есть будет содержать бухгалтерию за счет поселений. «Очевидная выгода для района и сомнительная для поселений», — говорят главы.

По словам Татьяны Гладких, администрации сельских поселений не почувствовали бы сокращение нормативов по содержанию штатов, если бы передали бухгалтерский учет в ЦБУ.

«Если бы они передали полномочия на ведение бухучета в район, они бы сохранили заработную плату основным специалистам. Но они же не захотели передавать эти функции», — сказала Татьяна Гладких.


Оцените материал