В размеренный утренний процесс утверждения повестки пленарного заседания, впечатляющим диссонансом «врывается мажорное звучание свежего лука» в лице Дмитрия Малютина, который эмоционально объявил о совместном желании девяти депутатов покинуть оргкомитет по созданию гимна Перми. Эмоции и харизма пронизывали монитор ВКС, казалось, что именно от этого вопроса зависит жизнь и благополучие всех пермяков.
Надо пояснить, что сама идея конкурса на гимн города считается инициативой Юрия Уткина. Сам процесс вяло движется больше полутора лет, но перспективных вариантов пока не наблюдается. Надо отметить, что с точки зрения состояния музыкальной культуры Пермь, не блещет. Со времен Дмитрия Кабалевского и Евгения Крылатова город вывел в мир разве что Сяву, а это, согласитесь, немного не то. Так вот, Дмитрий Малютин заявил о непрозрачности и неэффективности работы оргкомитета, призвал коллег его покинуть и предложил этот вопрос рассмотреть последним — 49-м. Фактически, вице-спикер объявил о начале открытой войны против Юрия Уткина, при том, с мастерством, достойным Эфроса и Захарова, заложил интригу на всю пленарку.
Постэпидемическое образование Перми и без того пребывает в крайне нервном состоянии, но еще усугублено дополнительными проблемами. Странный местами, надуманный конфликт вокруг отборов при приеме в первый класс. Оптимизация школ, которая с каждым годом провоцирует все больше недовольства. История со школой в «Арсенале» из которой не видно выхода. Намажьте сверху противоэпидемические меры, очередную нехватку денег и вы получите торт, вишенкой на котором будет фигура Людмилы Гаджиевой, вызывающая практически всеобщую идиосинкразию.
В своем докладе вице-мэр с опытностью первой скрипки меняла темп и настроения, грамотно перемежая достижения отрасли проблемами. Главная проблема, которая видится куратору образования — организация процесса в постковидную эпоху. Но это совершенно технологический вопрос, который уже решен. Более важные, глубинные проблемы прозвучали только на стадии обсуждения.
Вся многослойность системы финансирования образования в Перми прозвучала в одной реплике Ирины Горбуновой: «У меня на учебники 900 тысяч, а надо миллион триста. Я конечно добавлю разницу из внебюджетных источников. Но…». По идее, не должно быть у директора школы вопросов об учебниках. Как говорила в интервью Properm.ru министр Раиса Кассина все деньги выделены, все дошли до школ: «Закупаем новые, меняем пришедшие в негодность учебники. Поэтому не дай бог услышать, что где-то от родителей требуют средства на учебники». И что значит «возьму из внебюджетных источников?» Это что, очередные сборы с родителей, против которых резко и однозначно высказался Дмитрий Махонин? Или с увеличения количества и стоимости платных услуг? Напомним, госпожа Горбунова была замешана в резонансном скандале о поборах с родителей в лицее № 9, но сохранила должность директора. Но ее вопрос о финансировании как-то мгновенно замялся.
Вероника Куликова задала вопрос о постепенном переводе всех детей на учебу в первую смену. Как известно, задачу сделать это к 2025 году поставил Владимир Путин. Людмила Гаджиева четко обозначила два пункта: задача президента не будет выполнена в срок, а сама госпожа куратор против этой идеи: «Считаю совершенно нормальным, что часть параллелей у нас будет работать во вторую смену». Можно только посочувствовать пермским школьникам, родителям и учителям. Когда на строительную и управленческую немощь накладываются еще и личные убеждения руководителя отрасли — решения задачи ждать бессмысленно.
На этом взаимонепонимании стороны разошлись на перерыв.
Бюджетный дефицит — сама по себе проблема. Но внутри ситуации есть сразу несколько уровней. Один — проблемы с падением налоговых доходов. По данным администрации, Пермь за 6 месяцев недополучила 622 млн рублей НДФЛ. Это не только недоборы в бюджет, — это означает, что пермяки за период самограничений недополучили 4,8 млрд «белых» зарплат, а эти миллиарды не ушли в городскую экономику. Одновременно с этим накапливаются проблемы с инвестиционными проектами. Стройки зависают, инфраструктура обновляется медленно, в результате уже сейчас приходится больше полумиллиарда затрат переносить на следующий год.
Обсуждение изменений в бюджет оказалось спокойным и деловым. Параметры изменений Properm.ru разбирал ранее. Но были детали, которые характеризует систему принятия решений. Вот Владимир Манин, чей округ расположен на второй Вышке, практически жалобным тоном и безуспешно пытается выяснить, а почему собственно именно с двух строящихся объектов в его округе сняли финансирование этого года? Там строят бассейн на Гашкова и реконструируют здание под школу на Целинной. Подрядчик идет в графике, срок сдачи 2021 год, но деньги с объекта снимают. При этом, как рассказал депутат, генподрядчик не в курсе. Хотелось дать подсказку Владимиру Григорьевичу — чем там подрядчик не угодил Анатолию Дашкевичу не известно, но причины принятия решения искать в кабинете вице-мэра, но не на пленарке гордумы. Так и вышло, внятного ответа депутат не получил.
Отношение соответствующих блоков администрации к депутатам городской думы явно видно было по подготовке изменений в бюджет. Дмитрий Малютин горячился: «Информация о приобретении транспортных средств поступила в думу… за полтора часа до начала профильного комитета. Это недопустимо! Недопустимо менять концепции и предоставлять материалы за такой промежуток времени. Как можно так работать?» На этот вопрос депутата можно ответить только встречным вопросом, который почти каждый отец задает побитому в школе сыну: «А почему позволяешь с собой так поступать?»
Набившая оскомину транспортная проблема, которая раньше была сама по себе, теперь еще и бюджетная проблема. Колоссальная дыра в разделе доходов от платы за проезд (от 1,8 млрд до 2,3 млрд рублей по году), спровоцирована не столько ковидом, сколько неправильным расчетом транспортной реформы.
Спор начался с предложения Александра Филиппова. Он отметил положительные изменения, касающиеся обновления автобусов электронной системы платы за проезд, ну а потом нанес удар: «Мы видим явные просчеты администрации в прогнозировании пассажиропотока и сборе платы с пассажиров. Ковид дал убыток только в 280 млн рублей. Остальное — неправильное прогнозирование пассажиропотока, снижение доли оплаты наличными, потери при сборе кондукторской выручки. Все это исключительно управленческие просчеты и огрехи. Ситуация близка к критической. Предлагаю: обратиться к главе Перми и перенести конкурсные процедуры по оставшимся контрактам на перевозку пассажиров на октябрь 2020. Считаю, что без кадровых решений из кризиса не выйдем». Грубо говоря, депутат предложил Дмитрию Самойлову уволить ответственных за транспортную реформу.
А дальше мы увидели все то же идеологическое противостояние депутатов и Людмилы Гаджиевой с командой. «Главная причина неисполнения доходной части бюджета связана с сокращением пассажиропотока как раз из-за коронавируса», — заявила вице-мэр. По ее данным, 180 млн рублей потерял бюджет в апреле, 190 млн в июне. Госпожа Гаджиева, видимо, ошиблась, по официальным цифрам в апреле казна не досчиталась 140 млн рублей, а в июне много больше — 249 млн рублей. А в июле еще больше — 255 млн рублей. При том, как вы понимаете, у нас давно уже обычный летний нековидный пассажиропоток. Вся дальнейшая дискуссия свелась к попыткам депутатов убедить хоть кого-то из чиновников прислушаться к экономистам и цифрам.
Апогеем стало заявление вице-мэра о мерах экономии. По ее замыслу, на части тех маршрутов, которые будут разыграны осенью, вместо больших автобусов пойдут автобусы среднего класса. По уже разыгранным маршрутам будут сокращения количества выездов. По-моему, именно на этом абсурдном заявлении, надломился Дмитрий Самойлов. Он согласился с переносом конкурсов на месяц осенью, что позволит выиграть время и найти выход. Но вот в опросах идеологии той же реформы и конечно кадровых, глава города остался непреклонен. А депутаты гордумы никакого представления по кадрам в свое решение так и не внесли. Не стали настаивать. Пат.
К половине восьмого вечера парламентарии добрались до самого последнего вопроса повестки. «Оргкомитет исчерпал свои фнукции». Этой фразой депутат Алексей Грибанов практически исполнил похоронный марш для оргкомитета по гимну и единству городского парламента. Дума проголосовала «за», девять депутатов покинули оргкомитет, где остался только Юрий Уткин. На этой музыкальной ноте закончилось 10-часовое заседание гордумы.
А вот проблемы в городе похоже будут только нарастать. Сейчас мы видим неустойчивое равновесие. Дмитрий Самойлов по разным причинам не желает инициировать ни серьезные кадровые решения, ни изменения в управлении городом. Депутаты, в свою очередь не рискуют проявлять волю и их красивая риторика, по-прежнему, только красивая риторика. Краевая власть старательно дистанцируется. Но все меньше возможностей делать вид, что ничего не происходит.