Posted 11 августа 2020, 02:50
Published 11 августа 2020, 02:50
Modified 2 марта 2023, 15:53
Updated 2 марта 2023, 15:53
— Раиса Алексеевна, соцсети кипят, одни родители говорят, пойдем в школу, другие говорят, не пойдем. А третьи считают, что сентябрь поучимся, а потом снова на онлайн-формат перейдем. Спорят, надо или нет покупать форму и тетради. Будем учиться очно?
— Да. И до этого я никогда не говорила другого. Образование может быть только очным. Все остальное — не совсем образование. Собираемся работать организованно в обычном режиме. 1 сентября пройдут торжественные линейки. На них не будут собирать всю школу, они будут проходить в разное время для разных классов. Линейки пройдут на улице, это предпочтительный вариант. Или в каждом классе может пройти своя, это запасной вариант.
И после сентября нет планов по переходу на онлайн-формат. Конечно, мы будем жить, как вся страна. Если ситуация ухудшится, если будут приняты решения на федеральном или краевом уровне об ограничениях, мы перейдем к дистанционному образованию. Но планов таких у нас нет.
— Какие есть требования, связанные с эпидемиологической обстановкой?
— Требований много. Они все основываются на изменениях в СанПиН. Мы собираемся выполнять практически все эти требования. Прежде всего — термометрия (измерение температуры) в обязательном порядке на входе в школу; установка антисептиков во всех местах общего пользования: перед столовой, в туалетах; уборка с использованием специальных средств, уборку проводят только соответствующие работники — не дети. Будет соблюдаться режим проветривания.
Совсем разобщить детей не удастся, но собираемся минимизировать их контакты — за каждым классом закрепят свой кабинет в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. По крайней мере, до конца года. Не закрепляем только кабинеты химии, физкультуры, труда, музыки, информатики — те предметы, которые должны вестись в специализированном кабинете.
Учеников начальных классов разобщим и на время перемен — сделаем перемены в разное время, закрепим за каждым классом какую-то часть рекреации. Мы постараемся минимизировать смешивание коллективов. По крайней мере, на первое время, когда дети придут из почти идеальных условий — большинство же всё равно сидели дома.
— Маски и перчатки сотрудники и родители должны носить?
— Маски в обязательном порядке должны быть у работников столовой. Также предусмотрена специальная обработка рук, специальное мытье посуды. Родители должны встречать детей на улице. Конечно, если холодно или дождь, тогда можно заходить в школу, но в маске. Да, такого требования нет, но думаю, что школа может попросить родителей надевать маски.
— В родительских чатах активно обсуждают скидываться или нет на рециркуляторы…
— Школы их закупают, не надо ни на что скидываться. В Пермском районе, например, куплены рециркуляторы практически в каждый кабинет и в школы, и в детские сады. Четыре месяца не тратилась электроэнергия, вода, в результате сэкономлены средства, которые можно потратить на рециркуляторы и другие меры, чтобы обеспечить здоровье детей.
В СанПиНах предусмотрены рециркуляторы и как альтернатива им — проветривание помещений. Рециркуляторы будем закупать, ведь они нужны не только в связи с коронавирусной инфекцией, еще и грипп есть, и сезонные ОРВИ. Есть такой вариант как передвижные рециркуляторы, его тоже рассмотрим.
Я надеюсь, что скоро появится вакцина, и мы начнем активно вакцинировать школьников от коронавирусной инфекции. Насколько я знаю, вакцинацию от гриппа детям и учителям начнут проводить уже в сентябре.
— Некоторые родители считают, что в связи с ситуацией, которая остается напряженной, могут отказаться от очного образования, продолжить образование онлайн. Возможен ли этот вариант?
— Мы, конечно, рассматриваем такой вариант, что появятся родители, которые из-за страха заражения не отправят детей в школу. Это сложный вариант. Увеличить нагрузку на учителя невозможно: чтобы он и очно провел урок, и онлайн. Но разработаны алгоритмы самостоятельного обучения, можно рассказать и объяснить родителям что должен изучить ребенок, какие задания выполнять. Сейчас Институт развития образования готовит рекомендации для самостоятельной работы дома по каждому уроку.
— А юридически это будет семейное образование?
— Да, это будет именно такой формат, семейное образование. Дистанционное образование у нас существует в двух случаях: для детей-инвалидов и для детей из отдаленных территорий, если у них нет постоянного учителя, чаще всего предметника, например, учителя физики. В Пермском крае с 2007 года работает Центр дистанционного образования. Благодаря ему мы были готовы к апрелю, ко времени объявления самоизоляции, и весь период прошли лучше многих других регионов страны, подобрали много ресурсов, оперативно всё размещали на сайте, давали рекомендации школам, педагогам, родителям. В настоящее время дистанционное образование возможно по желанию родителей, Поэтому если родители опасаются за здоровье детей, могут перейти на семейное образование.
— Традиционные, наверное, вопросы, но не теряющие свою актуальность. Законны ли требования школ о приобретении учебных пособий, рабочих тетрадей? А если родители откажутся, то по какому пособию и какой тетради будет заниматься ребенок?
— Уже даже шутка такая есть, что Кассина может всё, кроме — решить вопрос с рабочими тетрадями. И я его не решу, потому что, к сожалению, нет четких требований и определений в законодательстве на этот счет. Учебники предоставляет школа, никаких учебников родители покупать не должны. Мы выделяли школам дополнительно 100 млн рублей на эти цели в 2019 году, а в 2020 году на учебники, пособия выделено из бюджета дополнительно к средствам школ 300 млн рублей. Закупаем новые, меняем пришедшие в негодность учебники. Поэтому не дай бог услышать, что где-то от родителей требуют средства на учебники. Бывает еще, что учитель вдруг разлюбил один учебник, предлагает собрать деньги на другой. Это запрещено. Нельзя разлюбить утвержденный программой учебник, нужно работать с тем, что выбрала школа.
А с рабочими тетрадями сложнее, нигде четко не прописано: должны они быть или нет. Если учебники закупают на пять лет или до ветхости, то рабочие тетради требуются каждый год. Все зависит от того, что написано в образовательной программе. Если рабочие тетради являются частью учебно-методического комплекса, прописаны в качестве обязательного ресурса в основной образовательной программе, то ими должна обеспечивать школа. Многие школы уже покупают рабочие тетради на свои деньги. Мы считаем, что это правильно. Либо школа покупает на свои, либо работает с учебниками и обычными тетрадями, либо распечатывает какие-то задания, у всех есть принтеры, бумага. Но собирать деньги с родителей категорически запрещаем.
— Мне кажется, те родители, которые прислушаются к вашим словам, изучат образовательные программы, посмотрят, включены в них рабочие тетради или нет.
— И правильно сделают. Нужно изучать эти программы, потому что там четко прописано, в какой мере что используется. Должно быть прописано. Я вообще за то, чтобы все эти документы родители видели, читали, понимали.
— Еще один проблемный вопрос — взносы в школьный фонд, в классный фонд. Платить?
— Никаких взносов категорически не признаю. Слово взнос для меня равно слову поборы, и совершенно равнозначно увольнению директора. Если он не умеет построить жизнь школы без каких-либо взносов, это не директор. Сейчас не 1990-е годы, когда реально не было денег на что-то. Сейчас у школ всё есть для обеспечения качественного образовательного процесса. Я понимаю, когда деньги родители дают ситуативно: на поездки в театр, цирк, на экскурсию. Ничего другого я не принимаю и не понимаю.
— А когда это решение родительского комитета?
— Тоже не понимаю, потому что это завуалированное решение «не родителей». Если такое есть, значит, нужно обращаться в министерство образования на горячую линию. Все фонды и взносы остались в прошлом, такого быть не должно. Тот же кулер с водой и воду школа может купить сама.
— Шторы…
— Да не нужны они в школах. Школа может купить жалюзи или плотные шторы, которые закрывают от солнца. А родителям никаких занавесок покупать не надо. Как правило, из-за взносов возникают конфликты между родителями, в них вовлекают и учителей, и даже детей. Это никому не нужно.
— Еще проблемный вопрос по поводу прививок и антипрививочников. Руководитель школы может не принять ребенка, если у него нет положенных по возрасту прививок?
— Может. И может не принимать до того времени, пока не принесут справку от врача, что ребенок здоров и не заразит других людей. Здесь есть четкая позиция, основанная на нормативных актах, есть письмо с разъяснениями Министерства просвещения. Те прививки, которые положены, должны быть детям сделаны.
Чаще речь идет не о прививках, а о реакции манту. Это не прививка. Некоторые родители не дают делать эту реакцию манту категорически. Но тогда они должны принести справку от фтизиатра, что ребенок здоров. Пермский край не очень благополучен в плане распространения туберкулеза. Мне не хочется даже предполагать, что в школьном коллективе может появиться ребенок больной туберкулезом.
— Руководитель школы должен будет проводить с родителями беседы профилактического характера?
— Конечно, нужно уговаривать родителей. И во многих случаях получается, потому что большинство родителей отказываются из-за мнимых страхов, слухов: «Ой, я вот про такой случай слышала». Такие, как правило, после бесед с руководителем школы, меняют свое мнение. Конечно, есть и те, кого не переубедить. Тогда мы будем организовывать семейное образование на дому, детей не бросим, но без прививок в школу они ходить не должны.
— Это недоработка минздрава или у родителей слишком много фейковой информации?
— Я нисколько не сомневаюсь, что это второе. Люди объединяются в какие-то группы в социальных сетях, где-то что-то кто-то услышал, начинаются разговоры. Приводят примеры выигранных уже судебных дел, но ведь есть и другие примеры, и их больше. Нельзя подвергать опасности детский и взрослый коллективы школы из-за кого-то одного.
— У меня много вопросов по теме безопасности. Первый — везде ли установлены заборы, домофонные системы, видеонаблюдение? Некоторые родители были возмущены, считали, что это незаконно.
— Это законно. Есть постановление правительства 1006, где прописаны четыре группы учреждений. В зависимости от того, к какой группе учреждение относится, прописано, какие меры безопасности должны быть предприняты: видеонаблюдение, охрана, ограждение. В течение 2020 и 2021 годов мы должны выполнить все требования. Школы в соответствии со своей группой оформляют паспорта антитеррористической безопасности. Паспорта все разработаны, практически все уже приняты. В них написано, что нужно сделать каждому учреждению.
— В чем различия между четырьмя группами учреждений?
— Размер и состояние здания, количество учеников. К первой группе относятся большие новые школы, и там должен быть контрольно-пропускной пункт, шлагбаум. У нас таких школ немного, это, например, гимназия им. Дягилева, Мастерград. Большинство городских школ — это вторая группа, обязательно видеонаблюдение, охрана, но не обязателен КПП. Большинство сельских школ — это третья и четвертая группы, во многих случаях там просто нет охранного предприятия, например. Видеонаблюдение там тоже не требуется, но мы все равно делаем, превышаем положенный по паспорту минимум. Финансирование на охрану учреждений выделяется, другое дело, что охранные предприятия повышают цены, сейчас они очень существенные, норматива может не хватать…
— Все ли школы в крае находятся в нормативном состоянии, все ли готовы принять детей или где-то ведутся ремонты?
— Ремонты идут, но закончатся до 15 августа. Уже 20 августа мы должны принять школы. Сейчас принято 84%, каждый день эта цифра меняется. Больших отставаний нет. В некоторых школах в этом году проведены, несмотря на карантинные меры, масштабные ремонты. Например, 127 школа была закрыта полтора года, сейчас она открывается после большого ремонта.
— Насколько переуплотнены классы? Так или иначе это тоже связано с безопасностью, со здоровьем.
— Пермь — единственный город в крае, где есть переуплотнение, мы считаем это по количеству детей, которые учатся во вторую смену. Хотя я считаю, что небольшая вторая смена не так и страшна. Под этот график подстроены музыкальные и художественные школы, например. Они не смогут всех детей принять во вторую смену.
Кроме того, при снижении рождаемости детей содержать незаполненные школы совершенно неразумно. Поэтому небольшая вторая смена — это нормальное явление, это правильная нагрузка.
Школ строим много. С 2017 по 2025 год построены, строятся или будут построены 42 школы.
— Я понимаю, что это проблема не министерства образования, а проблема градостроительной политики в Перми, если говорить про Пермь. Недавно писала про 33 гимназию, которая не может принимать детей по прописке, потому что у них переполнена школа.
— Не очень хотела говорить по поводу приема в первый класс. Я понимаю, вижу пути решения, но на законодательном уровне это прописано по-другому. Не хочу в эту сторону идти, потому что я ничего не смогу поменять сегодня. Зачем об этом говорить и давать людям зря надежду? Одно могу сказать: нам не столько школ не хватает, сколько не хватает современных школ, как в плане зданий, с большими холлами, мультимедийным оборудованием, так и в плане подходов. Родители хотят, чтобы дети учились в современном образовательном учреждении, тогда не будет особого ажиотажа из-за «элитных» гимназий.
— В Кондратово особенно остро, насколько я понимаю, обстоит ситуация с переуплотненностью классов.
— Планируем завершить строительство школы там в 2022 году.
— Немного о другой безопасности. В Прикамье организован подвоз детей до школ и обратно. Насколько масштабен он сейчас?
— 623 автобуса в Пермском крае осуществляют подвоз 21,2 тыс. детей. Постоянно открываются новые маршруты. Весь мир так живет, это правильно. Дети должны учиться в больших коллективах, в зданиях с хорошей учебной базой, принимать участие в соревнованиях. Конечно, важные условия — это хорошие автобусы и хорошие дороги. Если эти условия выполняются, осуществляем подвоз детей. Исключением здесь могут быть только младшие классы, маленькие должны учиться возле дома.
— Что делать, если от дома до остановочного пункта, где останавливается автобус, путь неблизкий и небезопасный?
— Каждый случай рассматриваем отдельно. Там, где можно, делаем остановочные комплексы, хотя они очень недешево стоят, либо подвозим до остановочного комплекса, нанимаем машины. К сожалению, у некоторых родителей позиция такая: вы должны привезти ребенка в школу, дайте автобус сюда. А сами, например, поселились в лесу, в дачном кооперативе, туда нет дороги, по которой может проехать автобус. В таком случае родители должны думать о детях. И прежде, чем поселиться в тайге, в глуши, решить вопрос о том, как они будут привозить детей в школу.
Кроме того, мы осуществляем подвоз учителей, там, где есть школы, дети, но не хватает каких-то предметников. В декабре 2019 года начал работу проект «Разъездной автомобиль», и результаты уже радуют. Недавно были в Лысьве, учитель рассказывал, что и раньше ездил в одну из отдаленных школ, но ночевать ему приходилось в учительской, чтобы на следующий день снова вести уроки, а сейчас его привозят и увозят.
«Разъездной автомобиль» решил проблему с нагрузкой педагогов в небольших школах и с наличием педагогов и узких специалистов. Автомобили предоставлены школам. Кроме учителей они развозят рабочих, инженеров, программистов, которые нужны учебному заведению, увозят технику в ремонт, отвозят учителей на обучение. Раньше учителя на попутках добирались, тратили деньги на проезд, сейчас вопрос решен. И это, на самом деле, недорогой способ решения кадровой проблемы. Кроме того, продолжают работу «мобильные учителя» (учителя, которые получили автомобили по проекту министерства в прошлые годы).
— Тоже из сферы безопасности вопрос: про продленки. Первоклассники рано заканчивают учебу, родители не всегда могут отпроситься с работы, забрать их. Многие не хотят оставлять детей дома одних. Есть продленки, это платные услуги, которые оказывает школа. Но цена на продленки очень различна: где-то 10 тыс. рублей, где-то 16 тыс. рублей. От чего она зависит? Как формируется?
— Саму цену, как и цену на любую платную услугу министерство образования не регулирует. В каких-то случаях дети просто находятся в школе, гуляют, учат уроки, а в других случаях на продленке и английский язык, и музыкальные занятия, и робототехника. Плюс питание.
— Руководство школы решает, сколько услуг включить в продленку?
— На самом деле, решают родители. Бывает, что часть родителей оплачивает только нахождение ребенка в школе и питание, а часть родителей оплачивают дополнительные услуги.
— Никаких вариантов система образования не может предложить родителям, которые не могут посреди рабочего дня забирать ребенка?
— Некоторые решения школа предлагает, как правило, с помощью волонтёров, но это действительно не системные решения.
Я за то, чтобы для первоклашек организовывать продленки, нужно для этого найти как минимум один свободный класс и насытить чем-то вторую половину дня для них. Не совсем правильно, чтобы это было «камерой хранения». Мы должны делать всё, что можем, в интересах детей
— По поводу зарплаты педагогов в Пермском крае. От чего она зависит?
— В этом году средняя заработная плата учителя выше средней в экономике, потому что экономика была нестабильной. А обычно средняя зарплата педагогов равна средней в экономике.
— Частные сады и школы пострадали от самоизоляции? Закроются?
— Нет, потому что было принято решение о выплате субсидий частным детским садам и школам. Субсидия в частный детский сад равна субсидии в муниципальный детский сад. За каждым ребенком, не зависимо от того, куда он ходит, уходит одинаковое количество денег. Мы считаем это справедливым, поэтому, и частным садам, и частным школам, были выплачены субсидии, несмотря на то, что они не работали.
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru