Posted 17 сентября 2020,, 08:34

Published 17 сентября 2020,, 08:34

Modified 2 марта 2023,, 15:42

Updated 2 марта 2023,, 15:42

Безумные покупатели. Зачем власти Прикамья ненужные активы, и что теперь будут с ними делать?

Безумные покупатели. Зачем власти Прикамья ненужные активы, и что теперь будут с ними делать?

17 сентября 2020, 08:34
Татьяна Зырянова
Фото: Properm.ru
Товарный двор, манеж «Спартак», здание ВКИУ, участок на улице Братской, «РВ-Пермь», а теперь еще Трест №14, бренд «Амкар». Чем объясняются приобретения Пермского края и города Перми? Почему многие общественники и депутаты считают, что исполнительные власти выбрасывают деньги на ветер? Properm.ru рассказывает про странные покупки Пермского края и города Перми.

Здание ВКИУ

Здание казармы ВКИУ на Окулова,4 выкуплено Пермским краем шесть лет назад. Все это время здание пустует, из бюджета на его содержание в год уходит примерно 1 млн рублей. Выкуплена «коробка» у структур депутата Законодательного собрания Пермского края, председателя cовета директоров ОАО «Мета­фракс» Армена Гарсляна за 519 млн рублей. Предварительная стоимость реконструкции бывших казарм под нужды художественной галереи (для этого и выкупали) составила бы 889 млн рублей, с учетом приобретения объекта стоимость составила бы 1,4 млрд рублей. Уже после покупки стало понятно, что здание непригодно для размещения в нем галереи. Как? Зачем тогда покупали? На каких документах была основана покупка?

Ни один из опрошенных Properm.ru депутатов Законодательного собрания Пермского края не смог вспомнить, какие экономические и юридические обоснования были для покупки этого здания, все ссылались на то, что это было давно, «еще при Басаргине» (Виктор Басаргин, бывший губернатор Пермского края — Properm.ru), и «были же какие-то презентации». Собственно, презентации, картинки последние годы являются единственным и достаточным обоснованием неожиданных и не всегда имеющих смысл покупок края и города. Ну еще это всё имеет смысл для владельцев активов, которые хотят от этих активов выгодно избавиться. В тот раз повезло Армену Гарсляну.

Несмотря на заключение экспертов, в 2013 году на основании приказа губернатора Виктора Басаргина здание лишили статуса охраняемого исторического памятника. Министерство культуры Пермского края (министром тогда был Игорь Гладнев) не давало никаких комментариев по этому поводу. В 2014 году объект был выкуплен Пермским краем.

В 2018 году было принято решение внести здание в уставный капитал «Корпорации развития Пермского края», сделать там гостиницу. Новый руководитель КРПК скептически отнесся к идее размещения гостиницы во вверенном ему объекте.

Покупку здания ВКИУ депутат Законодательного собрания Олег Постников называет одной из самых необоснованных и бессмысленных. «Не удивлюсь, если в этой покупке есть коррупционная составляющая», — прокомментировал депутат.

Что можно было построить за полмиллиарда рублей? Два детских сада или одну небольшую школу, отремонтировать дороги и дворы, снабдить жильем детей-сирот. Вместо этого — здание пустующее уже шесть лет. Возникает логичный вопрос, как такие покупки проходят через депутатов Законодательного собрания (если покупает край), депутатов городской думы (если покупает город)? Оказывается, никакого отдельного нормативно-правового акта, который регламентировал бы порядок покупки объектов нет, поэтому никаких подробных экономических обоснований исполнительные власти депутатам не предоставляют. Видимо, поэтому у прокуратуры возникли претензии к приобретению Товарного двора.

Товарный двор

В 2018 году Пермский край заключил с АО «РЖД» договор на приобретение бывшего Товарного двора Перми II. Точнее, купили останки и кирпичный мусор, плюс РЖД передала краю право аренды территории (14 га) под территорией.

«Площадка, расположенная в коридоре проектируемой дороги по улице Строителей, выкуплена в целях развития транспортной инфраструктуры и градостроительства Пермского края», — объяснили в минстрое. Почти 800 млн рублей из бюджета Пермского края ушло на эту покупку: 14 га земли, развалившиеся здания, горы мусора, договоры субаренды.

На сайте Законодательного собрания есть документы, которые были представлены в краевой парламент в качестве обоснования покупки. Одна страница от государственно-правового управления аппарата Заксобрания: «По тексту проекта постановления замечаний правового характера нет», одна страница от управления аналитической и законотворческой деятельности аппарата Законодательного собрания: «По мнению авторов проекта постановления, актуальность его принятия обусловлена необходимостью развития транспортной инфраструктуры».

Одна страница от Контрольно-счетной палаты региона, голоса которой в последнее время никто не слышит. Аудиторы КСП ПК отметили, что в предлагаемом перечне покупаемых объектов никаких характеристик объектов нет. И вообще, — приходят к выводу специалисты КСП, — финансово-экономического обоснования нет, значит, проанализировать, насколько разумно будут потрачены бюджетные средства КСП не может.

Участок товарного двора до 2017 года находился в федеральной собственности. В июле 2017 года он был сдан в аренду РЖД на 49 лет. Право на земельные участки под выкупленными объектами передано Пермскому краю. Но правообладатель участка по-прежнему «Российская Федерация». Также остается открытым вопрос с оплатой аренды земли под выкупленной недвижимостью. По словам депутата Законодательного собрания Пермского края Александра Григоренко, по выкупу земли на месте Товарного двора были и есть «большие вопросы», потому что «нет уверенности, что проект строительства транспортно-пересадочного узла (нового железнодорожного и нового автовокзала — Properm.ru) будет реализован».

Большие вопросы возникли и у прокуратуры Пермского края. Не сразу, но надзорный орган обратился в суд с иском о признании недействительной сделки по покупке зданий Товарного двора. Причина — завышенная цена. По мнению прокуратуры, реальная стоимость не больше 380 млн рублей. На следующей неделе состоится очередное судебное заседание. Оценку территории Товарного двора проводило НП СРО «Свободный Оценочный Департамент», оценщики привлечены по делу в качестве третьих лиц.

Видели ли оценку, сам документ, депутаты Заксобрания, например? «Конечно, нет, — пояснил Олег Постников. — Нам эти документы не показывают. Представители минимущества объясняют значимость покупки, мы решаем, насколько они убедительны. По поводу Товарного двора велись такие же дебаты, как и по поводу торгового центра на Перми-1. Но здравый смысл не взял верх, верх взяло большинство». На этой неделе стало известно, что ФСБ заинтересовалось сделкой о покупке Товарного двора.

Торговый центр на Перми-1

Правительство Пермского края планирует потратить 500 млн рублей на выкуп ТЦ «Магнат» на ул. Монастырской, 2 б. Согласно предложенным поправкам в региональный бюджет, затраты на приобретение здания площадью 10 тыс. кв.м и изъятие земельных участков под ним предлагается заложить на 2021 год. Краевые власти уже два года добиваются в судах сноса этого здания.

Получается, город позволил построить, а теперь из городского и краевого бюджета будут расплачиваться за ошибки муниципальных чиновников. Экономического смысла в этом приобретении нет, конечно. По словам депутатов Пермской городской думы, все понимают, что здание не вписывается в окружающее пространство, закрывает вид на Каму, контрастирует с отремонтированными железнодорожным и речным вокзалами. Но с точки зрения выгоды для муниципалитета приобретение ничем не объяснимо. Как и то, что здание разрешили построить, прежде чем спохватились.

Город в принципе не отличается от края в плане отсутствия подробных экономических обоснований странных покупок. В планах потратить 500 млн рублей на выкуп здания для того, чтобы его снести. На демонтаж потребуется еще 150 млн рублей.

Манеж «Спартак»

Заместитель главы администрации Перми Людмила Гаджиева, бывшая спортсменка, убедила депутатов Пермской городской думы, что надо купить манеж «Спартак» — остатки бизнес-империи осужденного за мошенничество бывшего председателя наблюдательного совета «Экопромбанка» Владимира Нелюбина. Депутат Пермской городской думы Олег Бурдин вспоминает, что была ее презентация, а главное обоснование заключалось в том, что объект — социально значимый, нужен городу.

Никаких экономических обоснований приобретения нет, никаких обоснований, апеллирующих к федеральным нормативам обеспеченности жителей спортивными объектами нет. «Обращались спортсмены, представители общества по защите прав инвалидов, родители детей, которые хотели бы заниматься в «Спартаке», — пояснил Олег Бурдин. — Перепрофилировать объект нельзя, то есть здесь все равно, даже если снести манеж, должен быть построен спортивный объект. Мы купили его за 150 млн рублей, это, как нам объяснили, адекватная рыночная цена».

По словам Олега Бурдина, новый спортивный комплекс обошелся бы в 1 млрд рублей, а реконструкция выкупленного составит 600–650 млн рублей, то есть вместе с выкупом общая цена за «Спартак» будет примерно 750 млн рублей. Менять в манеже придется всё: плиты перекрытия, коммуникации, внутренние помещения, «но это же объект с историей, славной спортивной историей, — пояснил Олег Бурдин, — к тому же это будет самый большой спорткомплекс в Перми, отлично оснащенный современным оборудованием». Депутаты Пермской гордумы рассчитывают на софинансирование со стороны краевого бюджета. В то же время бюджет, по словам депутатов, будет впервые «глубоко дефицитный», будет напряженный период. И например, откликнуться на такие же обращения общественности, связанные с выкупом бассейна БМ, вряд ли получится.

Территория завода Шпагина

В конце 2017 года Пермский край стремительно выкупил территорию и цеха завода «Ремпутьмаш» (РПМ) (завода имени Шпагина) за 445 млн рублей. Стали создавать рекреационно-культурное пространство. В 2018 году было решено перенести сюда Пермскую государственную художественную галерею. Эксперты, опрошенные Properm.ru не верили и не верят в переезд пермских богов на эту территорию.

Игорь Луговой, главный архитектор «Сатурн-Р» (со страницы Facebook):— Стоимость новой Галереи выросла: теперь за 1 м кв. уже не 228 тыс. рублей, а 242 тыс. рублей. Итого 5 млрд рублей за здание в зоне катастрофического затопления в 8 м от действующей железной дороги. На саму галерею надо примерно 1,5 млрд, максимум 2 млрд, если интерьеры отделывать самыми дорогостоящими материалами. На что предусмотрено выделение ещё около 3 млрд? Уверен, что на мероприятия по защите от катастрофического затопления. Мой традиционный прогноз: «Никакой художественной галереи на заводе Шпагина не будет».

В частности из-за того, что это зона катастрофического затопления, и за 2018 год другой она не стала. Тем не менее, в октябре архитектурное бюро SPEECH представило концепцию развития территории завода имени Шпагина.

Пока на Шпагина проходят различные мероприятия: форумы, культурные события, концерты.

РВ-Пермь

Странные приобретения начались не в последние годы, практически каждый бывший губернатор Прикамья оставил подобное «наследство». В 2013 году Пермский край приобрел 50% акций ОАО «Развитие вокзалов — Пермь» (РВ-Пермь). Договор купли-продажи акций «РВ-Пермь» был подписан Правительством Пермского края и ОАО «РЖД — Развитие вокзалов» (входит в группу компаний ОАО «РЖД»). Уполномоченным органом, осуществляющим от имени края права акционера выступило краевое министерство транспорта и связи. «Распределение акций дает возможность начать проектирование нового железнодорожного вокзала Пермь-II, — заявлял бывший вице-премьер краевого правительства Олег Демченко, — Проектные работы планируется завершить до конца 2014 года».

Якобы бывший губернатор Пермского края Виктор Басаргин и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин договорились о выделении 300 млн рублей (по 150 млн рублей с каждой из сторон) на разработку проектной документации для реализации проекта создания транспортно-пересадочного узла на базе вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории. Пермский край свои деньги перечислил. Контора «РВ-Пермь» их благополучно потратила. Тратились бюджетные деньги стремительно: без обязательных для таких обществ конкурсных процедур, без полной отчетности. На этом всё закончилось.

РЖД фактически устранилось от выполнения и принятия новых финансовых обязательств по долевому финансированию разработки проектно-сметной документации строительства транспортно-пересадочного узла.

Но Пермский край не перестал покупать у РЖД разное ненужное. Так, РЖД передала в муниципальную собственность без финансово-экономического обоснования аварийный автодорожный путепровод по улице Монастырской. Прокуратура города внесла главе Перми Дмитрию Самойлову представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, «поскольку отсутствие денежных средств на содержание путепровода может повлечь возникновение аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте, а также автомобильном транспорте». Стоимость работ по реконструкции объекта оценивается в почти миллиард рублей.

Отвечая на вопрос депутата Пермской гордумы Вероники Куликовой, почему город потратит деньги на ремонт путепровода на Монастырской, ведь ремонтировать его должен был прежний владелец, Дмитрий Самойлов заявил о «системе отношений между РЖД, правительством Пермского края и администрацией Перми. Эта система предусматривает ряд совместных проектов, в том числе путепровод на ул. Монастырской». О подробностях этой системы так никто и не рассказал.

Итого, власти города и края купили у РЖД непонятные акции непонятной фирмы, территорию завода Ремпутьмаш, аварийный путепровод, разрушенные здания Товарного двора. В планах — выкуп участка железной дороги от Перми I до Перми II за 3,2 млрд рублей. Никаких обоснований экономических выгод от приобретений нет.

Чтобы купить что-нибудь ненужное…

Классическая фраза из мультфильма как нельзя подходит к истории с продажей и покупкой участка на улице Братской. В 2009 году город продал СПК «Мотовилихинский» участок за 800 тыс. рублей при реальной стоимости 77 млн рублей. А в 2010 году выкупил его за 82,9 млн. рублей — для строительства зоопарка.

Очередные странные покупки, которые планирует край: уже упомянутый отрезок железной дороги от Перми-1 до Перми-2, «Трест №14» (предприятие в банкротом состоянии, но край хочет выкупить его со всеми долгами, достроить недострои, погасить долги),

Акционерные общества, которые не приносят дивидендов, коммерческие предприятия, которым в обход остальных оказывают прямую поддержку из бюджета, сомнительные сделки. В чем логика предпринимательских решений властей муниципалитета и региона? В нескольких случаях это очевидное удовлетворение интересов определенных лиц, владельцев имущества, которое никому не нужно, не продается, неликвидно. В других случаях это похоже на часть сложных схем, которые опять же закончатся удовлетворением интересов определенных лиц (кто-то будет строить, кто-то возьмет подряд на проектирование, на ремонт). В любом случае эти вложения не отобьются, вряд ли принесут выгоду.

"