От старта до финиша. Куда бегут спортивные миллионы рублей?

От старта до финиша. Куда бегут спортивные миллионы рублей?

25 февраля 2021, 10:49
Управленческий хаос мешает развиваться спорту и физкультуре в Пермском крае. И на деле получается мозаика без четкого рисунка: непонятно, как складываются суммы, которые выделяются учреждениям, федерациям. Об этом, а также о фиктивных конкурсах, непрозрачных схемах финансирования, отсутствии эффективной работы с тренерами - в статье Татьяны Зыряновой.

Официально финансирование спорта в Пермском крае осуществляется в соответствии с государственной программой «Спортивное Прикамье», в которой утверждены объемы и источники финансового обеспечения по годам. Программа утверждена постановлением правительства Пермского края.

Целевых показателей у программы «Спортивное Прикамье» два: первый — рост числа тех, кто систематически занимается физической культурой и спортом (от 3 до 70 лет). На начало 2020 года, по данным министерства спорта Пермского края, 39,8% населения от 3 до 79 лет систематически занимались физкультурой и спортом. В планах на 2021 год цифра в 47,5%. Второй показатель программы — рост числа пермских спортсменов, входящих в состав сборных команд Российской Федерации. Планы на 2021 год — 367 человек, на конец 2020 года было 365 человек (по данным краевого минспорта).

Сколько денег?

В государственной программе «Спортивное Прикамье» утверждены конкретные объемы и источники финансирования, а именно бюджет Пермского края, местные бюджеты, федеральный бюджет, а также внебюджетные источники по годам до 2022 года. По данным министерства спорта Пермского края, в процентном соотношении просчитать, сколько средств из какого бюджета выделяются на спорт и физическую культуру в Пермском крае, сложно, поскольку есть несколько направлений софинансирования.

Бюджет министерства физической культуры и спорта Пермского края в среднем составляет 2 млрд рублей в год. Деньги уходят на:

  • массовый спорт,
  • спорт высших достижений,
  • детско-юношеский спорт,
  • строительство и реконструкция спортивной инфраструктуры,
  • развитие материально-технической базы подведомственных учреждений,
  • социальная поддержка спортсменов и тренеров.

Федеральные средства выделяются на проведение физкультурных мероприятий (Лыжня России, Кросс Нации, финал всероссийских соревнований по хоккею «Золотая шайба», финал Всероссийских зимних сельских игр) в форме предоставления наградной и сувенирной продукции. Транспорт, аренда спортивных объектов, питание и проживание при проведении всероссийских соревнований на территории региона — это средства минспорта РФ. При этом всегда есть дополнительные расходы (безопасность, медицинское обеспечение, культурная программа, церемонии открытия и закрытия), эти расходы берет на себя региональное министерство спорта.

Также из федерального бюджета выделяются деньги на проект «Спорт — норма жизни». Эти деньги тратятся на оборудование площадок ГТО, модернизацию футбольных полей, а также адресные субсидии спортивным школам олимпийского резерва.

Есть также целевые средства на развитие спортивной инфраструктуры. Например, по программе развития хоккея предусмотрены средства на строительство крытой ледовой арены. Пермскому краю по этой программе выделено 348 млн рублей на строительство универсального спортивного комплекса. При этом регион может уложиться в эти средства или построить арену дороже, но тогда самостоятельно будет покрывать затраты, которые превышают указанную сумму.

Кто получает деньги?

Физкультурно-спортивные организации получают бюджетное финансирование в соответствии с государственным заданием, а муниципальные учреждения в соответствии с муниципальным заданием.

У министерства спорта всего 13 подведомственных учреждений: краевые спортивные школы олимпийского резерва, Академия игровых видов спорта Пермского края, Колледж Олимпийского резерва, региональный центр спортивной подготовки.

Из бюджета министерства спорта финансируются только краевые подведомственные спортивные школы. Остальные — подчиняются муниципальным органам власти и финансируются из местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования организаций спортивной подготовки зависит от объема государственного или муниципального задания. По данным руководителя направления конькобежного спорта Светланы Высоковой, финансирование их спортивной школы не изменяется на протяжении многих лет, госзадание не увеличивается, объем выделяемых школе средств не увеличивается. Они вынуждены отказывать молодым специалистам в трудоустройстве, так как нет ставок, вынуждены отказывать детям, так как нет дополнительного набора, не увеличивается финансирование.

Конфликты между министерством спорта и спортивными федерациями возник в том числе из-за непонятных схем финансирования федераций. «Федерации не финансируются, — уточнили в минспорте региона, — финансируются мероприятия, которые они проводят». Есть разные виды мероприятий: физкультурные, спортивные значимые и особо значимые. Не все из них проводят федерации, некоторые минспорт проводит и финансирует самостоятельно. Средства, которые получают федерации, предусматриваются на проведение тренировочных мероприятий, проведение официальных отборочных соревнований, организацию участия в выездных официальных соревнованиях.

Госзадание по организации всех этих мероприятий получает бюджетное учреждение «Центр спортивной подготовки Пермского края» (ЦСП). Каждый год ЦСП выдается государственное задание на следующие услуги/работы:

  1. Организация и обеспечение подготовки спортивного резерва.
  2. Организация и проведение официальных спортивных мероприятий.
  3. Обеспечение участия спортивных сборных команд в официальных спортивных мероприятиях.
  4. Участие в организации официальных спортивных мероприятий.
  5. Организация и обеспечение координации деятельности спортивных школ и спортивных школ олимпийского резерва.
  6. Организация мероприятий по научно-методическому обеспечению спортивных сборных команд.
  7. Организация и обеспечение подготовки спортивного резерва по командным игровым видам спорта.

Государственное задание выдается в соответствии с ведомственным перечнем, утвержденным министерством спорта РФ. А дальше ЦСП перекладывает выполнение госзадания на федерации, предоставляя финансовые ресурсы, которые ему выделило министерство спорта.

Изучаем закупки ЦСП

На финансирование федераций по видам спорта, а их в Пермском крае 109, предусмотрено порядка 100 млн рублей в год. Еще примерно 10 млн рублей в год расходуются на приобретение оборудования и инвентаря для спортсменов по заявкам федераций.

Cхема финансирования из бюджета примерно такая же, как в других сферах. Из профильного министерства деньги перетекают в учреждения, которые являются операторами по распределению средств. В случае с финансированием федераций это государственное краевое бюджетное учреждение «Центр спортивной подготовки Пермского края» (ЦСП).

Федерации предоставляют календарный план (соревнования, тренировочные мероприятия) и формируют списки сборных команд. Исходя из количества официальных турниров составляется смета расходов на год (организация и проведение соревнований, выезды, тренировочные мероприятия).

Операторы распределяют средства по исполнителям. С помощью госзакупок. То есть ЦСП проводит госзакупки. Такая схема взаимодействия была выстроена в 2018 году, поскольку, по данным минспорта РФ, до этого, когда было субсидирование, не все федерации вовремя отчитывались за расходование бюджетных средств.

С 2020 года учреждение сменило форму на бюджетное и теперь может работать только в соответствии с 44 ФЗ. На каждое мероприятие (соревнование) готовится техническое задание и проводятся конкурсные процедуры. Спортивные федерации ищут себе конкурентов, договариваются о снижении цен, принимают участие в госзакупках, получают выделенные министерством спорта деньги. Эффективность и необходимость этих фиктивных конкурентных процедур сомнительна.

«Центр спортивной подготовки» тратит не так много от общего объема средств, выделяемых на спорт, примерно 200 млн рублей ежегодно (это среднее значение, в непоказательном 2020 году сумма госзакупок ЦСП составляла 100 млн рублей, а годом ранее — 300 млн рублей).

С 2018 по 2020 годы самая большая сумма контрактов — 20 млн рублей — досталась охранному бюро «КМК-Пермь». Это же охранное предприятие «выбирают» некоторые муниципальные и краевые учреждения в сфере спорта и культуры. Почему «выбирают» в кавычках? Потому что, по словам сотрудников самих учреждений, выбора им не оставляют. «Почему нам надо контрактоваться именно с этой охранной фирмой или с этой клининговой компанией? — Рассказывали в беседе с журналистом Properm.ru представители спортшкол и спортивных федераций, — ну это же понятно, да, почему».

Охранное бюро «КМК-Пермь» принадлежит Людмиле Малютиной (мать и.о. спикера Пермской гордумы Дмитрия Малютина). Компания охраняет СК имени Сухарева, футбольный манеж «Пермь Великая», стадион «Звезда», стадион «Энергия», а также разные мероприятия, которые ЦСП заказывает спортивным федерациям.

12,3 млн рублей с 2018 по 2019 год получила от ЦСП фирма «Реактор-Мир», руководитель и бенефициар Виталий Иванов. Компания занимается организацией мероприятий.

ИП Елена Горячева с 2012 по 2020 годы получила контрактов на сумму 6,8 млн рублей. Занималась поставкой мебели для ЦСП, лыж, лыжных палок и ботинок, занималась организацией Сельских игр, Всероссийских зимних сельских игр и фестиваля гиревого спорта «Добрая сила».

Спорткомплекс «Олимпия-Пермь» получил от ЦСП контрактов на 4,2 млн рублей за 2018 и 2019 годы. Все деньги — за аренду дорожек на те или иные соревнования. Примерно такая же сумма контрактов у фирмы «Яшин и партнеры». Компания занимается строительством, в 2018–2019 годах производила работы по текущему ремонту УДС «Молот».

Эффективно сотрудничает ЦСП с фирмой «Гарант-Инвест» (общая сумма контрактов 17,5 млн рублей), эта компания, как и другая, под названием «Скиф», аффилированы главе Чайковского Юрию Вострикову. После публикаций Properm.ru он формально вышел из бизнеса, но оставил его в управлении, бенефициаром и руководителем компании является его давний партнер Артем Гражданкин.

Не всем сестрам по серьгам

По данным минспорта Пермского края, два года назад были разработаны критерии, при которых распределение средств «стало более прозрачным и понятным для спортивных федераций».

Критериев пять:

  • принадлежность вида спорту к олимпийскому или базовому,
  • массовость,
  • результативность,
  • зрелищность,
  • принадлежность вида спорта к прикладным.

Сами федерации, не считают критерии понятными и прозрачными. Кто-то получает много, кто-то меньше, кто-то вообще ничего. Всё это через госзакупки, каждый раз нужно искать себе конкурентов, а потом полностью самостоятельно финансировать мероприятие и ходить выбивать средства из «Центра спортивной подготовки», который, может, и компенсирует расходы, а может, и нет. Специально сделали такое длинное предложение, чтобы было понятно, насколько «прозрачен и понятен» путь получения средств.

Федерации, которые получали (-ют) финансирование на проведение мероприятий от ЦСП в 2018–2021 годы (по данным СПАРК)

Название федерации Сумма (рублей) Годы
Федерация волейбола Пермского края 1 258 347 2018, 2021
Пермская краевая федерация фигурного катания на коньках 2 992 075 2018, 2020
Федерация самбо Пермского края 800 000 2018, 2021
Федерация дзюдо Пермского края 739 000 2018, 2021
АНО Федерация мини-футбола Пермского края 2 738 925 2019, 2020
Федерация бадминтона Пермского края 750 000 2018, 2021
Пермская краевая федерация пэйнтбола 1 008 300 2020
Федерация художественной гимнастики Пермского края 830 000 2018, 2021
Федерация хоккея Пермского края 702 600 2018, 2019
Пермская краевая федерация гандбола 1 000 000 2018, 2021
Федерация тенниса Пермского края 950 000 2020
Пермская краевая федерация тхэквондо 400 000 2020
Федерация санного спорта Пермского края 500 000 2018
Пермская краевая федерация пауэрлифтинга 500 000 2018
Федерация тяжелой атлетики Пермского края 500 000 2021
Пермское региональное отделение Федерации сноуборда России 500 000 2018
Пермское региональное отделение Федерации спорта слепых 427 695 2018
Федерация баскетбола Пермского края 2 000 000 2018, 2021
Пермская краевая федерация кикбоксинга 800 000 2018, 2021
Пермская краевая федерация по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью 5 287 783 2018, 2019, 2021
Федерация футбола Пермского края 4 219 957 2020, 2021
Федерация плавания Пермского края 1 727 199 2019, 2020, 2021
Федерация фристайла Пермского края 903 200 2018
Региональное отделение всероссийской федерации спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата 970 892 2018, 2019
Всероссийская федерация волейбола 373 000 2020
Пермская краевая федерация мотоциклетного спорта 1 000 000 2018, 2021
Спортивная федерация «Универсальный бой» Пермского края 329 922 2020, 2021
Федерация биатлона Пермского края 900 000 2018, 2021
Пермская краевая федерация подводного спорта 535 831 2018, 2021
Федерация спортивной борьбы Пермского края 999 000 2018, 2021
Федерация ушу и кунгфу Пермского края 800 000 2018, 2021
Федерация восточного боевого единоборства Пермского края 431 000 2020, 2021
Пермская краевая федерация каратэ 700 000 2018, 2020
Пермская краевая федерация лыжных гонок 500 000 2018
Пермская краевая федерация спорта глухих 210 446 2018
Федерация конного спорта Пермского края 500 000 2018
Федерация воздухоплавательного спорта Пермского края 400 000 2021
Федерация бокса Пермского края 300 000 2021
Пермская краевая федерация рукопашного боя 200 000 2021
Федерация спортивной аэробики Пермского края 500 000 2021
МАУ СОШ Орленок (мероприятия по конькобежному спорту) 900 000 2021
Федерация спортивного туризма Пермского края 146 380 2019

Проблемы не только с финансированием мероприятий и взаимоотношениями с федерациями. Эксперты приводят еще один пример, свидетельствующий о проблемах в организации системы спорта в Пермском крае. ЦСП заключает трудовые договоры со спортсменами-инструкторами, прошедшими конкурсный отбор, сроком на 1 год. Ведущие спортсмены получают возможность обеспечения спортивной подготовки, в соответствии с утвержденным индивидуальным планом, но только на год. Через год им снова нужно пройти конкурсный отбор. В соответствии с государственным заданием на 2021 год на должность спортсменов-инструкторов принято 170 спортсменов и 20 старших тренеров по резерву. По словам экспертов, опрошенных Properm.ru, это «капля в море».

Специалисты уверены, что проблема не в количестве денег, а в отсутствии понятных правил игры, прозрачных схем, эффективности распределения средств. «Министерство спорта дает госзадание ЦСП, ЦСП передает госзадание федерациям, те вообще не должны выполнять госзадание, они общественные организации, у них другие цели и функции», — пояснили Properm.ru специалисты.

#Спорт #Спецпроекты #Мнения #Общество #Бюджет #Слуги народа #Финансирование
Подпишитесь