Posted 27 сентября 2021, 03:00

Published 27 сентября 2021, 03:00

Modified 2 марта 2023, 14:05

Updated 2 марта 2023, 14:05

Парламент с известными и неизвестными. Кто и чьи на самом деле интересы будет представлять в Заксобрании

27 сентября 2021, 03:00
Олег Русских
Сюжет
Выборы
Потеря мандатов «Единой Россией» и ЛДПР, уход ключевых персон предыдущих созывов, потеря интереса к представительству в ЗС от руководителей предприятий, появление большой группы мало предсказуемых новичков и общее обновление состава на 53% — так выглядят итоги выборов нового состава Законодательного собрания Прикамья. Properm.ru посмотрел на депутатов с позиций экономического и партийного представительства. Спойлер: кажется, будет интересно, местами весело.

Региональный парламент Прикамья мы привыкли считать не столько политическим органом, сколько собранием ключевых экономических субъектов и групп влияния региона. Такой подход к представительству определял стиль работы. Большинство спорных вопросов решалось в ходе закрытых консультаций. Малая часть проявлялась в дискуссиях на заседаниях комитетов. На пленарные заседания выводились только согласованные решения, оставалось только проголосовать. Все конфликты последние 5 лет оставались «под ковром», парламент выглядел органом, который живет в полной гармонии с исполнительной властью края. Сохранится ли этот стиль в следующие 5 лет?

В корпоративном духе…

Из 60 депутатов в новом созыве 32 новых парламентария. Ряд депутатов, как и раньше представляют интересы конкретных компаний и элитных групп. Если смотреть на региональный парламент с этой точки зрения, то в целом все почти по-прежнему. Баланс соблюден, крупнейшие игроки представлены. Есть и нюансы. Не пошли в парламент первые лица крупнейших ВИНКов, а часть традиционных промышленников и вовсе не выдвинули представителей.

Интересы «Уралкалия» представляют директор по производству Евгений Зыбин, директор по безопасности Андрей Силаев и замначальника управления по связям с госорганами Эдуард Аветисян. Сюда же примыкает председатель первичной профсоюзной организации «Калийщик» Павел Кузьмин, поддержанный «Уралхимом» Радмир Габдуллин. Пул депутатов и сторонников выглядит помощнее некоторых фракций. Первых лиц компаний в этом созыве нет. И это касается не только калийщиков.

Гендиректор ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», депутат предыдущего созыва Олег Третьяков передал мандат бывшему региональному министру сельского хозяйства Александру Козюкову. Конечно, число депутатов группы «ЛУКОЙЛа» это не уменьшит. Интересы нефтяников представят советник гендиректора Надежда Лядова и начальник центра общественных связей Алексей Инюткин.

Отметим, решение, что отсутствие гендиректоров в Заксобрании — позиция компаний. Можно предположить, что они не видят необходимости обеспечивать дополнительным политическим и аппаратным весом свои группы в парламенте.

Другой подход у группы «Метафракс». Депутатов возглавляет лично Армен Гарслян. В команду губахинцев входят советник по связям с общественностью Мария Коновалова и начальник отдела управления персоналом Алексей Мазлов. Отметим и еще один тренд: корпорации командируют в парламенты специалистов по GR и PR, явно в качестве лоббистов-переговорщиков. И если раньше это были единичные случаи, то сейчас практику мы видим не только в Прикамье, но всей России, включая даже Госдуму.

Интересы Андрея Кузяева будут представлены в Заксобрании тремя депутатами. Причем с разных сторон. От «ЭР-Телеком Холдинга» — Александр Мотрич, от ПАО «Морион» — Георгий Ткаченко, от «РИД Ойл-Пермь» — Дмитрий Килейко.

Внезапно ослабла «кортросовская группа». Виктор Кривошеин незапланированно проиграл традиционно «корпоративный» округ молодой коммунистке Анне Барановой. «Как так получилось, когда «все порешали и согласовали»? Кто будет отвечать и как компенсировать?» — вот какие вопросы сейчас не сомневаемся, звучат в рабочих кабинетах политических администраторов. Но компенсация — дело будущее. Пока же строителей им. Вексельберга в парламенте останется представлять только Анатолий Маховиков. Впрочем, есть Сергей Богуславский, который после 5-летнего перерыва снова вернулся в Заксобрание.

Есть замены и у газовиков, по трагической причине. В конце августа от ковида скончался гендиректор ООО «Газпром трансгаз Чайковский» Сергей Сусликов. В 22-м округе в отсутствии фаворита победил Алексей Наборщиков. Формально, от КПРФ, по факту — интересы «газовиков» не пострадают. В этой же группе тяжеловесы: Сергей Черезов, Алексей Золотарев и Николай Благов.

Понятно, что большинство парламента безусловные сторонники главы региона. Но к доверенным лицам Дмитрия Махонина относим Антона Удальева, Павла Черепанова.

В прошлом составе Заксобрания были представители «Пермских моторов», «Мотовилихинских заводов». В этом году предприятия не стали удерживать за собой «свои» округа. Новых желающих так же не появилось. И это еще один симптом отношения крупных экономических субъектов к краю, где расположены производства.

Кроме того, в этом составе не будет фигур, которые держали на себе большой объем черновой работы, обеспечивали стабильность и равномерность повседневной работы регионального парламента. Речь идет в первую очередь о вице-спикере прошлого созыва Игоре Папкове, председателе комитета Сергее Клепцине. Отметим, что из числа прежних руководителей комитетов в новый состав не попали Виктор Плюснин и Татьяна Миролюбова.

В партийном аспекте…

Если честно, то последние десять лет на партийную принадлежность депутатов Законодательного собрания можно было практически не обращать внимания. Она мало влияла на принцип формирования и представительства, стиль работы и процесс принятия решения. Однако результаты сентябрьских выборов могут несколько сменить ситуацию

Напомним, из 60 депутатов 30 выиграли выборы в одномандатных округах, а еще 30 мест отдаются политическим партиям в зависимости от результата. Места в Заксобрании получают те партии, которые набрали более 5% голосов избирателей из числа пришедших на участки.
Распределение партийных мандатов происходит по сложной схеме, в которой нет прямой зависимости «процент набрал — место получил». Забираться внутрь системы нет смысла, для простоты — схема дает преимущества большим партиям и в первую очередь «ЕР».

В этом году при явке в 38,5% избирателей «Единая Россия» набрала 33,56%, КПРФ — 22,75%, «Справедливая Россия — За правду» — 11,33%, ЛДПР 9,72%."Новые Люди» — 8,64%. Партия власти в Пермском крае показала худший результат за всю историю выборов с ее участием, но остается победителем. У ЛДПР ситуация много хуже. Формально партия потеряла меньше 7% голосов, но это означает потерю примерно 40% общего количества от числа тех, кто отдал свои голоса партии в 2016 году. Потеря «Единой Россией» и ЛДПР части голосов привели к серьезному усилению фракции КПРФ, прибавлению «Новых людей». У СРЗП фракция обновится полностью.

Распределение партийных мандатов Законодательном собрании выглядит так: ЕР получает 13 мест, КПРФ — 9, СРПЗП — 3, ЛДПР — 3, НЛ — 2. Понятно, что с учетом одномандатников фракция «Единой России» будет крупнейшей и сможет полностью контролировать парламент. Но в этом депутатском призыве слишком много новых парламентариев, которые так или иначе не были включены в традиционную пермскую систему сдержек и противовесов.

Уже сейчас можно говорить, что попробует заявить самостоятельность фракция «эсеров». Вероника Куликова и Илья Лисняк и в городской думе работали в стиле создания дискуссий и публичного обсуждения вопросов, с уклоном в критику мэрии. Такая модель оказалась выигрышной на фоне аморфности большей части городских парламентариев. Учитывая еще и непростые отношения, которые сложились у пермского отделения СРЗП с региональными политическим администраторами, вряд ли в заксобрании фракция эсеров станет сверхлояльной.

Наверняка растворятся в общей массе депутаты от ЛДПР, тем более их стало меньше. Пока непонятно, что ждать от новичков из «Новых людей». Партия пока определяется со своими позициями и тактикой в целом по стране. Учитывая личные биографии Дениса Шитова и Сергея Исаева, можем попробовать предположить, что их подходы могут быть отличны и нехарактерны для вполне консервативного прикамского Заксобрания.

Что же касается фракции КПРФ, то она выглядит достаточно разношерстной. Пока даже не ясно, сможет ли из этого состава получиться некое единое целое. Но отметим, что исходя из стиля и биографии известных нам персон из фракции КПРФ, они, как и «эсеры», скорее предпочтут работу «в открытую».

Сейчас можно увидеть только размытые контуры структуры регионального парламента. У нас нет сомнений, что спикером Заксобрания останется Валерий Сухих, фракцию «Единой России» снова возглавит Юрий Борисовец, комитет по бюджету оставит руководителем Елену Зырянову, а комитет по местному самоуправлению Александра Бойченко. А вот уже с вице-спикерами большие вопросы. Понятно, что первый заместитель председателя будет из «единороссов», но вот кто? Сколько вообще будет заместителей у председателя? Какие комитеты попробуют забрать себе коммунисты? Поддержат ли их другие малые фракции? Сложатся ли блоки?

Понятно, что даже если все оппозиционные фракции объединятся, они не смогут сдвинуть «Единую Россию» по ключевым вопросам. Но вот начать будировать публичные обсуждения, инспирировать дискуссии на пленарках, активно выносить сложные вопросы в информационное поле — спокойно. Они смогут создавать давление, менять стиль работы Законодательного собрания. Как нам представляется — это будет полезно для всех.

Впрочем, пока все только предположения. Насколько они оправдаются, узнаем скоро. Первое заседание Законодательного собрания Прикамья 4 созыва пройдет 30 сентября 2021 года.

Подпишитесь