«Дети не рождаются кратно 25!» Министр Раиса Кассина — о переполненных школах, планах и надеждах на год

«Дети не рождаются кратно 25!» Министр Раиса Кассина — о переполненных школах, планах и надеждах на год

1 сентября 2022, 07:00
Уже традиционно перед 1 сентября журналист Properm.ru Татьяна Зырянова беседует с министром образования и науки Пермского края Раисой Кассиной о предстоящем учебном годе, реформах в образовании и прогнозах. Своего рода программное интервью читайте на Properm.ru.

1 сентября встретим оффлайн

— Раиса Алексеевна, ковид-то наступает…

— Мы тоже переживаем вместе с родителями. Конечно, не хочется снова на дистант. В любом случае окончательное решение принимает оперштаб в зависимости от эпидемиологической обстановки. Для нас здоровье детей в приоритете.

— Праздничные линейки пройдут с родителями?

— Как обычно, с родителями, с шариками — всё пройдет в торжественной обстановке.

— Сколько будущих первоклассников собирают портфели?

— Порядка 38 тыс. человек. В целом количество школьников с каждым годом становится все больше — на 6,5–7 тысяч, даже несмотря на незначительное снижение количества дошкольников. Всего в 2022 году в сады пойдут 153 тыс. дошкольников, в школы — 338 тыс. учащихся.

Вторая смена — не проблема

— В родительских чатах возмущение по поводу вторых смен. Но, я так понимаю, идея с переводом школ на одну смену уже даже не обсуждается?

— Для профессионалов нет никакой большой трагедии в разумной второй смене. Совсем вторую смену убрать нельзя, школы будут стоять полупустые, мы будем отапливать воздух.
Что еще важно — у нас практически может рухнуть дополнительное образование. Потому что сейчас в дополнительное образование ходят дети в первую смену и во вторую. Если все будут учиться в первую смену, то все они во вторую смену пойдут в систему дополнительного образования. Она не сможет принять всех желающих.

Вторая смена, в основном, в Перми и в быстро развивающемся Пермском районе. ВПерми очень ограниченное количество земли для новых строек, но мы находим площадки — в ближайшие 3 года планируем сдать 15 школ в краевой столице
Вариантов организации учебного дня для ребенка при разумном расписании может быть несколько. Спортивные секции тоже в две смены организованы, у меня дети занимались спортом с 6 утра. Они выбрали такой образ жизни. Да, ложиться спать надо в 22 часа, потому что в 6 утра тренировки.
Часто ссылаются на западные школы, но у них нет понятия первая и вторая смена. У них целая смена до 16:00. Всё допобразование здесь и происходит.

«Драмкружок, кружок по фото…»

— Насчет допобразования — как раз следующий блок вопросов. Губернатор Дмитрий Махонин сказал, что в каждой школе будет театр и спортивный клуб. Что это?

— Начнем с того, что сейчас выстраивается единое образовательное пространство во всей Российской Федерации. Все подходы к образованию и воспитательная работа будут строиться на одинаковых принципах. Будут одни и те же учебники, систематизируются все методические материалы, в том числе организация учебного расписания, педагогические подходы, примерные программы по предметам. Уклад школьной жизни должен быть соблюдаем везде.

К этой концепции идеальной школы относится и то, что в каждой школе должен быть создан спортивный клуб, объединяющий различные секции. Это позволит развивать разные виды спорта в школе и вовлекать ребят в систему школьных состязаний, региональные соревнования, общероссийские.

Тема с театральными кружками мне очень близка. Я считаю, что мое школьное «театральное образование» дало мне очень много: выступать перед аудиторией, не бояться ее, запоминать большие тексты, уметь перевоплощаться. В конце концов, это просто очень активное времяпровождение. У театральных студий и кружков мощный образовательный потенциал.

— Идея отличная, а ресурсы: сами педагоги, время, помещения?

— Необязательно приглашать профессиональных режиссеров, любые педагоги, особенно преподаватели литературы, справятся с этим. И это могут быть самые разные формы, которые не требуют огромных ресурсов. Учителям это все, естественно, оплачивается, потому что у нас есть 10 часов на внеклассную работу — для каждого класса!

Это может быть просто коллектив по подготовке ведущих, могут быть музыкальные коллективы, кукольные коллективы, литературные гостиные, театр моды — разные варианты. Я очень поддерживаю эту идею. Спортивные клубы и театры должны быть в каждой школе.

— А раньше были еще швейные кружки, выжигание.

— У нас и сейчас это есть. После того, как нам дали лет 10 назад дополнительные 10 часов к учебному плану, причем стали давать их с 1 класса, появилось достаточно времени на дополнительные занятия. В школах есть экологические кружки, развивается движение юных инспекторов движения, поисковых отрядов. Сейчас другое время — возврат допобразования, кружковой работы, спортивных секций.

— Но всё платно. Шахматы, английский, танцы, рисование — всё платно!

— Понимаете, к вам обращаются всегда те, кому чего-то не хватает. У кого все хорошо, к вам не идут. Почти 75% детей в Пермском крае охвачены бесплатным дополнительным образованием. У нас развитая система допобразования. Более того, ставим задачи по большему охвату детей — до 80%.

— Мне даже стало интересно познакомиться ближе с системой дополнительного образования, потому что в нашем семейном бюджете это огромная строка расходов.

— Дополнительным образованием можно заниматься по-разному. В отрасли образования дополнительные занятия — это скорее интересное времяпровождение и развитие навыков. В нашей системе вы найдете дело по душе, и за большинство кружков и секций вам не придется платить. Мы, например, в течение трех лет 150 школ снабдили шахматами. Мы не обещаем вырастить мастеров международного класса, но научить детей играть в шахматы, не делая их гроссмейстерами — это пожалуйста. Открыты центры допобразования в рамках нацпроекта — Академия первых, Дом научной коллаборации, IT-куб.

Но если родители и сам ребенок хотят заниматься профессиональным спортом или стать великим музыкантом, например, то необходимо обращаться в систему допобразования культуры и спорта. Потому что мы не готовим спортсменов высшего звена, а обеспечиваем интересную занятость.

— Заканчивая тему с допобразованием: в детских садах тоже много платного — рисуем, лепим, в футбол играем, танцуем.

— Никогда такого понятия не было — дополнительное образование у дошкольников. Той же лепкой, футболом, танцами они могут заниматься в рамках положенных часов с воспитателями. Я категорически против такой дополнительной, да еще и платной деятельности у дошкольников. Есть учебные занятия, где воспитатель занимается с детьми.

Если вы хотите английский язык с 3 лет, хорошо, детский сад организует сверх программы, выучат они за год «Hi» и «Goodbye». Я считаю, что наши программы по дошкольному образованию вполне вмещают в себя всё для развития детей: и лепка, и рисование, и физкультура, и музыка, и танцы. Но спрос рождает предложение…. Этим всё и определяется, как и подготовка детей к школе.

Битва за 1 класс

— Кстати, от 5 тыс. рублей в месяц — подготовительные школы.

— Зачем? Вся жизнь в садике — это подготовка к школе. Если ребенок развивается, всё у него в норме, он будет вполне готов к школе без всяких воскресных школ. Сейчас вся программа дошкольного образования нацелена на максимальное развитие детей здесь и сейчас, в том числе и подготовку детей к школе. Если всё в порядке с ментальностью, то ребенок будет готов.

— Говорят, что очень разная садиковская подготовка не соответствует требованиям гимназий, хороших школ.

— Никаких «требований гимназий» быть не может. В первый класс дети должны идти по месту жительства. Всё! Вся эта дифференциация должна начинаться позже. А начальная школа должна быть рядом с домом. Ты идешь туда и находишься там целый день, включая допобразование и продленку, и родители спокойны.
Математические способности проявляются довольно рано, поэтому углубленное изучение математики может начинаться с 5 класса, такая возможность должна быть и с 7, 8, 10 классов. Для каждого ребенка должны быть возможности для образовательного лифта на любой стадии его обучения. Поэтому школа с углубленным изучением должна открывать дополнительные классы по своему профилю уже на средней-старшей ступени.

— Получается, битва за школы, очередь в воскрески, которую надо занимать с ночи...

— Это абсолютно лишнее. При приеме в 1 класс какое-либо тестирование запрещено, а если его и проводят, то только затем, чтобы школе было понятно, нужна ли ребенку дополнительная подготовка, нужно ли ему идти к логопеду или психологу, нужны ли ему советы по развитию мотивации к учению вообще.

В индивидуальный план работы с ребенком должно быть вписано, нуждается он или нет в дополнительных занятиях. Вот для чего нужны тесты, а никак не для того, чтобы именно в эту гимназию идти или в школу на окраине. Мы пытаемся изменить ситуацию, и, кажется, продвинулись в этом вопросе.

— По крайней мере, родительское сознание вы начинаете менять.

— Конечно! Набор в 1 класс только по месту жительства. Дальше в зависимости от возможностей школы и потребностей детей можно смотреть, какую профилизацию делать. Открываются физико-математические классы, химические или медицинские. Мы в этом году открываем специальные инженерные авиаклассы для подготовки кадров для авиационной отрасли. В конечном итоге такое обучение нацелено не только на поступление школьника в профильный вуз, но и на последующее трудоустройство на предприятия-партнеры.

«Куплю прописку в вашем доме»

— Мне очень нравится ваша позиция относительно учебы по месту жительства. Но в Перми же проблема — к одной элитной школе два дома прикреплены, один из них нежилой, к другой элитной школе четыре дома прикреплены…

— У меня есть готовый ответ на это. Конечно, должно быть равномерное число прикрепленных домов. Неважно, какая это школа. Но тогда возникает проблема незаконных регистраций в соседних домах. Родители начинают прописывать детей фиктивно, покупать прописку. Что с этим делать? Сейчас они в два дома прописываются, а будет 30 домов, будет гораздо больше возможностей прописаться. Как это остановить — я, к сожалению, не знаю.

— У нас тоже недавно было объявление на подъезде «Куплю прописку в вашем доме для поступления ребенка в первый класс на 3 месяца».

— Да, и выход один.

— Какой?

— Все школы должны быть хорошими. 15 лет назад, когда я первый раз произнесла эту фразу, мне самой страшно стало, потому что казалось, что такого не может быть. А сейчас уверена — может, мы открываем новые школы: комфортабельные, удобные. И родители ведут в них детей. все дети независимо от места проживания должны получать достойное образование — это основная задача, поставленная перед нами губернатором Дмитрием Махониным. Необходимо уходить от «элитности» школ.

Та же «Точка» — это же обычная школа, школа №59 «Энергополис» — когда-то я в ней работала. Никогда она не считалась элитной, но когда создали комфортные бытовые и учебные условия, проблем с набором не стало. И таких школ много: 42-я, которая работает практически в одну смену, Мастерград. Родители ведут своих детей на «условия».

«Мы строили, строили и наконец, построили!»

— Сколько школ за последние два года построено, сколько сейчас в процессе строительства?

— В 2021 году мы сдали 10 школ. В этом году мы планируем сдать 8 школ. Из них в День знаний откроют свои двери 4 школы-новостройки. Например, в Горном большая новая школа, две школы в краевой столице — на ул. Юнг Прикамья и ул. Цимлянская. Школа в Кусье-Александровском три года была в ремонте. Но по сути там снесли все и построили практически заново. Новое здание, современное оборудование — сказка. Радость за детей. 100 детей будут учиться в современных условиях. В таких школах и учителя хотят работать.

Строим мы не только для сокращения второй смены, но и для создания современных условий для детей. Губернатор всегда говорит, что дети должны учиться в комфортных условиях на современном оборудовании и получать одинаковые знания независимо от места проживания. Необходимо решать проблему ветхих зданий детских садов и школ в небольших населенных пунктах и сельской местности. Это важно. Сейчас в Порошево достраивается замечательная школа на 60 мест. Казалось бы, что такое — 60, когда в других школах по 2 тыс. детей? Но просто невозможно обучать детей там, где нет современных лабораторий, спортивного и актового залов. Поэтому мы строим новые здания взамен старых.

— А в том же Порошево или в Горнозаводском округе будут ученики в этих школах, хватит детей?

— Мы это просчитываем. Строим школы, если есть постоянное количество детей, жителей. Если убывающий контингент, быстро убывающий, смысла никакого. А если это стабильный контингент, то надо строить. Например, Малая Шадейка — школа маленькая, но национальная, жители очень бережно относятся к сохранению школы, своего языка (татарского), помогают во всем.

У нас были единичные случаи, когда семья держалась из последних сил: я буду здесь жить, никуда не поеду… Но ведь интересы детей тоже надо учитывать.

Кроме строительства новых школ, мы реализуем проект, инициированный губернатором, по переводу групп детских садов в школы. Например, в селе есть хорошая большая школа, рассчитанная на 400 мест, а детей в ней 100. Рядом детский сад, разрушается здание или не входят в него все дети. Делаем отдельный вход в школе, ремонтируем, покупаем новое оборудование — отлично получается.

Большие классы — не зло, а благо?

— Родителей всегда смущает переполненность групп, классов.

— Большой переполненности в наших школах нет. Сейчас количество детей в классе определяется количеством метров в кабинете, на одного ребенка положено 2,5 метра. Это все выдерживают. Конечно, иногда набираем не 30, а 31, потому что если в октябре пришел ребенок, для него отдельный класс не сделаешь.

— 30 человек в классе — это не много?

— Нет. Я сама учила класс, где было 48 человек. Маленький класс не позволит внедрять все современные методики обучения и может повлиять на качество обучения. В учебный процесс необходимо внедрять формы коллективной работы над материалом. Кроме того, в малочисленных классах без одного или нескольких лидеров снижается мотивация у учеников.

Класс должен быть большой, дети должны научиться жить в многогранной большой семье, выполнять разные роли. Мы несколько лет назад определяли зависимость результатов ЕГЭ от количества детей в классе. Обратно пропорциональная зависимость.

— А руководителей образовательных учреждений штрафуют за переполненные классы.

— Если и есть «переполнение» в списке замечаний контрольно-надзорных органов, то штрафуют не конкретно за него, а за невыполнение всего комплекса мероприятий. Дети не рождаются кратно 25, кто-то может 26-м или 27-м оказаться, и не будем же для одного ребенка открывать отдельный класс. Ничего страшного в этом нет абсолютно. Тем более что в течение второго или третьего года дети часто выбывают — переезжают, уходят в другие школы.

— Что делать родителям, которым отказывают в приеме в 1 класс по месту жительства?

— Формально по закону школа имеет право им отказать по причине отсутствия мест. В этом случае надо идти в департамент образования, подберут школу, где не такая наполняемость. Конечно, лучше рядом с домом, если это 1 класс.

Безопасность снаружи и внутри

— Перейдем к вопросам безопасности: охранные предприятия, заборы, сигнализации, видеонаблюдение.

— Образовательные учреждения поделены на 4 категории, и если говорить о требованиях безопасности в рамках этих категорий, то они выполнены на 100%. Другое дело, что мы стремимся обеспечивать безопасность даже сверх установленных обязательных требований. Для школ 4 категории устанавливаем видеонаблюдение, турникеты.

— Это один аспект безопасности — внешний периметр, охрана, камеры. Второй аспект — внутренняя, психологическая безопасность школьников. Знают ли они, что делать, как себя вести?

— Министерство просвещения РФ разработало памятки по поведению детей в разных ситуациях. В течение сентября в школах будут отрабатывать разные ситуации в соответствии с этими алгоритмами.
Уроки ОБЖ есть, но вооруженное нападение на школу никогда не предусматривалось этими уроками.

— А психологическая служба и сопровождение, выявление учеников, которые могут такую агрессию проявлять?

— Отдельная большая тема. У нас усиливается психологическая служба. С 2019 года на территории Пермского края действует трехуровневая модель обеспечения психологической помощи несовершеннолетним. На первом уровне педагоги-психологи детских садов, школ, колледжей, техникумов помогают детям преодолевать трудности в обучении и развитии, социальной адаптации, в отношениях с родителями и сверстниками. В Краевом центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи работают кризисные психологи, логопеды, дефектологи, оказывающие комплексную и кризисную помощь детям. На всех уровнях психологической помощи реализуется задача консультирования и просвещения родителей по наиболее острым вопросам развития, воспитания и обучения детей.

Но мы не психиатры, чтобы заметить медицинские проблемы. И если ученик на учете у психиатра не состоит, и внешне никак не проявляется его заболевание, то как мы определим, что он болен? Это сложнейшая проблема, которая находится на стыке разных ведомств.

— Есть мнение, что одна из причин — развал психологической службы: убрали психологов, сократили их в школах…

— Никто не сокращал психологов, наоборот, были рекомендации — один психолог на 500 человек, у нас в крае один психолог на 300 учащихся. При этом есть краевая психологическая служба, межмуниципальные службы. Дали машины, дали людей. Они ездят в территории, встречаются с родителями, обследуют детей. Этого ничего раньше не было.

Мы полностью перестроили эту систему, но в любом случае без взаимодействия с семьей проблемы детей не решить. Тем не менее очень многие родители отказываются от прохождения психологического тестирования. Это неправильно, оно действительно эффективно.

— И часть этого тестирования должны проводить учителя… А они и так очень загружены, на 1,5–2 ставки работают.

— Кто вам это говорит? У нас средняя нагрузка 1,3 ставки. Если ставка 18 часов, это 23–24 часа в неделю. Хотя Есть и загруженные территории, например, Березники — там 1,5 ставки, даже выше. В Соликамске большая нагрузка. Но 2 ставки это редкое исключение. Сверхбольшой загрузки нет. Это официальная статистика.

— А бюрократическая нагрузка?

— Осталось всего пять видов нагрузки. Рабочая программа. Причем она формируется как паззл, то есть готовые решения, ты набираешь, как конструктор. Электронный журнал, мы не требуем вести бумажный. Журнал внеурочной деятельности. План воспитательной работы. Это обязательно, это, на мой взгляд, очень нужно. И характеристика на обучающегося по запросу. При этом нагрузка на завучей, действительно, остается огромной.

— Может быть, исключить программу «Траектория»?

— Нет, это наше требование, она нужна. Фиксация маркеров в программе может спасти жизнь. Стал пропускать занятия, стал, не дай бог, сиротой, а в школе никому не сказал, приходит грустный, перестал общаться со сверстниками… Это педагогическое наблюдение. Это очень важно.

#Спецпроекты #Мнения #Общество #Интервью #Детский мир #Образование #Кассина #Министр
Подпишитесь