Posted 6 декабря 2022, 02:22
Published 6 декабря 2022, 02:22
Modified 2 марта 2023, 14:32
Updated 2 марта 2023, 14:32
Арбитражный суд Москвы начал рассматривать иск компании «ЗУМК-Инжиниринг» к АО «Дехканабадский калийный завод» из Узбекистана о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда — Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ (МКАС). Суд объединил в одно производство два иска, этот и заявление узбекского предприятия об отмене решения МКАС. Дело начнут рассматривать 21 декабря в Москве.
В мае 2022 года МКАС частично удовлетворил иск подразделения Западно-Уральского машиностроительного концерна ООО «ЗУМК-Инжиниринг» к АО «Дехканабадский калийный завод». С предприятия, для которого пермская компания строила комбинат по добыче руды, взыскано более 18 млн долларов США. Пермская компания требовала возместить 33,4 млн долларов, но третейский суд удовлетворил иск лишь частично. В группе ЗУМК считают, что калийный завод в Декханабаде задолжал им за выполненные работы $29,2 млн и более $4 млн за ликвидацию аварии.
По мнению представителей, решение МКАС незаконно, поскольку оно не учитывает ряд моментов. Например, то, что приговором уголовного суда Республики Узбекистан в отношении бывшего генерального директора завода был установлен факт мошенничества, руководитель АО «Дехканабадский калийный завод» был в сговоре с представителями «ЗУМК-инжиниринг» и частично оплатил фиктивные акты выполнения работ. Суд в Узбекистане признал ряд договоров между компаниями недействительными. Ни уголовным, ни арбитражным судом не исследовался и не устанавливался вопрос о реальном объеме, стоимости и качестве выполненных ЗУМК работ по строительству шахт в Декханабаде.
Если головная компания группы ЗУМК сможет получить деньги с завода в Декханабаде, то у нее будет возможность расплатиться со всеми кредиторами. Задолженность компании «ЗУМК-инжиниринг» составляет около 1 млрд рублей, по курсу эта сумма соответствует тому, что должен по решению МКАС вернуть «Дехканабадский калийный завод».
Проблемы, возникшие у концерна в Узбекистане, привели к тому, что в 2016 году все предприятия группы оказались в банкротстве. Кроме того, процедура банкротства была открыта и в отношении самого совладельца группы Александра Поздеева. За пять лет с торгов были распроданы фактически все активы группы ЗУМК. Из-за возникшей задолженности по зарплате Поздееву и бухгалтеру «ЗУМК-Инжиниринг» Татьяне Староверовой был вынесен приговор по уголовному делу, Поздеев был отправлен в колонию, Староверова была освобождена от уголовного преследования по нереабилитирующим обстоятельствам.
Одновременно с тем, 1 декабря в Пермский арбитраж поступил иск адвокатского бюро «Некторов, Савельев и партнеры». Московские юристы через суд получают исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда. Как пояснила журналисту Properm.ru конкурсный управляющий «ЗУМК-Инжиниринг» Анастасия Метла, адвокатское бюро представляло интересы компании в МКАС, а по исполнительному листу будет оплачен гонорар юристов — около 1 млн рублей.
Арбитражный суд Пермского края принял к рассмотрению иск министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края к компании «Элиона». Ведомство в суде пытается доказать, что у компании отсутствует право собственности на объект недвижимости — пищеблок «Айболит», расположенный на территории Чайковской городской больницы. Заседание в основном слушании назначено на 19 января. К участию в деле привлечены Чайковская горбольница, на чьей территории находится пищеблок, региональный минздрав, администрация Чайковского городского округа и налоговые органы.
С 2010 года комплекс был в управлении чайковского МУП «Оскар». В 2013 году он вместе со всеми зданиями больницы должен был перейти из муниципального ведения в собственность Пермского края. После передачи медучреждений из муниципалитетов в региональный минздрав, имущество больниц также переводили в управление минимущества Пермского края. В 2016 году был сформирован земельный участок со зданиями лечебных корпусов, но про «Айболит» забыли. По закону он не мог быть выделен из общего имущественного комплекса больницы, поскольку связан общими коммуникациями.
О том, что здание пищеблока могло быть приобретено в частную собственность ООО «Элиона» незаконно, Properm.ru впервые писал в 2020 году. «Элионе» удалось фактически за бесценок купить у муниципалитета комбинат питания центральной городской больницы «Айболит». Контракты на поставку больничных обедов в ЦГБ «Элиона» получила в 2015 году. Ранее лечебным питанием больницу снабжал МУП «Оскар». В 2017 году «Элиона» получила объект в долгосрочную аренду у муниципального предприятия, по словам директора МУП Игоря Смирнова, — «за стоимость ремонта, как бы взаимозачетом». В 2019 году компания выкупила у администрации района недвижимость за 5,5 млн рублей.
По данным Properm.ru, это стало возможным, в том числе, потому, что при формировании вышеуказанного участка кадастровый инженер Ольга Таначёва в нарушение приказа Минэкономразвития России не указала, что в границах образованного земельного участка находится объект капитального строительства.
В 2020 году прокуратура начала проверять законность передачи пищеблока в частные руки, несколько раз материалы передавались в следственные органы, но в возбуждении уголовного дела неоднократно было отказано. В 2021 году журналист Properm.ru направлял запросы в минимущества Пермского края о законности передачи комплекса, однако ведомство ограничилось формальным ответом. В 2022 году следственные действия были прекращены за отсутствием состава преступления, однако после этого минимущества региона вышло в арбитражный суд с требованием вернуть пищеблок в государственную собственность.
Компания «Элиона» — крупнейший поставщик больничных обедов в Прикамье. А июне 2022 года владелица компании Эльфира Кузьмина была признана виновной в даче взятки за заключение госконтракта на поставку обедов в детскую больницу им. П. Пичугина и оштрафована на 450 тыс. рублей. Компания за это же правонарушение получила штраф в 1 млн рублей. Согласно базе исполнительных производств УФССП, штраф компания до сих пор не оплатила. В группу компаний Кузьминой входят три компании — «Амега», «Медилайн» и «Элинона», заключившие в целом госконтракты на сумму порядка 5 млрд рублей. За 2022 год эта группа получила на госзакупках около 424 млн рублей, за 2021 год — 437 млрд рублей.
8 ноября Арбитражный суд Пермского края начал рассматривать иск региональной прокуратуры к московской «Клинике инновационных исследований» (КИС) и региональному минэку о признании недействительным (ничтожным) концессионного соглашения и применении последствий недействительности сделки по строительству онкоцентра.
Прокуратура проверила соблюдение концессионного законодательства и нашла нарушения как в процедуре, так и в самом соглашении. Ведомство считает, что, во-первых, соглашение должно было заключать министерство здравоохранения, а не минэк. Во-вторых, по условиям концессии, КИС фактически готовит за свой счет только проект центра (200 млн из минимум 17 млрд стоимости нового корпуса диспансера), а затраты на стройку по соглашению ему потом возмещаются из бюджета. Строить объект планируют на заемные средства.
Позиция региональных властей, не согласных с надзорным ведомством, основана на том, что после ввода в эксплуатацию здание центра переходит в краевую собственность. В отзыве на иск указывается, что нигде в законодательстве не указано, какими должны быть пропорции вложений бизнеса и бюджета в концессиях по учреждениям здравоохранения. Если в отношении учреждений образования такие пропорции четко определены, то здесь нет. Главное, чтобы концессионер вложил хотя бы 1% собственных средств. В данном случае он делает за свой счет проект. Именно такую позицию региональный минэк отстаивает в суде.
По мнению ответчиков, компании КИС, подмены отраслевого органа тоже нет. Первоначально проект был направлен в минэк, но, по заключению юристов, отраслевым органом был минздрав, который указал на несколько замечаний, которые внесли в проект. К отзыву приложены документы, по которым понятно, что финансировать проект КИС планирует за деньги головной компании — МИГ и заемных средств банков. А представитель КИС назвал это «инфраструктурной ипотекой» для региона, который получает новую больницу, а расплачивается постепенно.
Проект также предполагает, что часть оборудования для центра будет передана из уже действующих медицинских учреждений Пермского края, а новое оборудование все 35 лет действия соглашения будут покупать за счет регионального и федерального бюджета. Предполагается, что им также будет пользоваться концессионер для оказания медицинской помощи. Кроме оборудования, из пермского онкодиспансера в новый центр концессионер планирует перевести и весь персонал.
Прокуратура считает, что у проекта высокие риски недофинансирования онкологической помощи пациентам, в том числе из-за объема запланированных средств. А концедент получает компенсацию расходов именно по ОМС. Положения закона не предусматривают строительство гостиницы (пансионата) для сопровождающих пациентов лиц. Прокуратура назвала сделку кабальной для региона, поскольку строительство полностью (кроме проектирования) и оснащение оборудованием идет за счет бюджета. Все региональные ведомства с иском не согласны, включая минтарифов и минфин, не заявленные в деле в качестве участника.
Прокуратура не смогла 21 ноября убедить коллегию Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в том, что после признания ничтожной сделки по приобретению Товарного двора в бюджет Пермского края должно быть возвращено более 630 млн рублей. Скорее всего, прокуратура будет оспаривать решение в кассационной инстанции. Суд первой инстанции признал покупку Товарного двора ничтожной сделкой только со второго раза, отказав прокуратуре в удовлетворении иска в 2021 году, кассационный суд вернул дело на новое рассмотрение.
Cуд отказал региональному надзорному органу в удовлетворении жалобы на решение Арбитражного суда Пермского края о законности приобретения властями Прикамья территории Товарного двора у ОАО «РЖД». Ранее первая инстанция при новом рассмотрении дела удовлетворила требования надзорного органа о признании договора купли-продажи ничтожным, отказав при этом в применении последствий недействительности сделки в виде обязания РЖД вернуть 500,5 млн руб. покупателю, а также взыскания с компании 129,9 млн руб. за пользование чужими денежными средствами. Апелляция оставила это решение без изменений.
26 октября 2021 года Арбитражный суд Уральского округа по жалобе прокуратуры вернул иск к АО «РЖД» на новое рассмотрение в первую инстанцию, прокуратура требует признать покупку Товарного двора за 798 млн рублей — ненадлежащей сделкой. Иск рассматривается с 2020 года, сначала первая и апелляционная инстанция отказали прокуратуре в удовлетворении требований.
При новом рассмотрении иска с объектов Товарного двора были сняты обеспечительные меры, это позволило продолжить проектирование объектов, которые должны построить на месте Товарного двора. Власти Прикамья рассчитывают использовать эту территорию под строительство многофункциональной спортивной арены и ТПУ. Сейчас идет работа с проектно-сметной документацией, ожидается заключение госэкспертизы. Предварительная общая стоимость спортивного центра — 19,5 млрд рублей.
Прокуратура судится с региональными министерствами и ОАО «РЖД» с 2020 года.
Товарный двор ограничен улицами Локомотивной, 2-й Шоссейной и Энгельса, неподалеку от вокзала Пермь II. До 2000 года на этом месте находилось структурное подразделение Пермского отделения Свердловской железной дороги, но почти 20 лет участок пустовал, пока власти Прикамья в 2018 году не купили право его аренды у АО «РЖД» за 798 млн рублей. 11 млн из этой суммы стоили полуразрушенные здания, которые уже снесены. Прокуратура указала, что цена сделки завышена, а сама сделка прошла с нарушениями закона.
В начале ноября «Соликамский магниевый завод» обратился с иском к своему бывшему акционеру Игорю Пестрикову, предприятие намерено взыскать с него 265,29 млн рублей задолженности. Она сформировалась после того, как Пестриков под гарантии своей доли в компании «Фин-Проект», которое управляет ООО «Ловозерский ГОК», получил заем на 250 млн рублей под 11% годовых. Должник, согласно документу, должен погасить заем до 30 июля текущего года. Против этого кредита выступали другие миноритарии.
Чтобы получить кредит, Пестриков в мае 2022 года назначил гендиректором Тимура Уртаева, сейчас они оба являются фигурантами уголовного дела. Как указывает следствие, из-за убытков ГОК в размере более 75,5 млн рублей по итогам прошлого года он не мог обеспечить возврат займа.
Кроме того, Арбитражный суд Уральского округа 22 ноября на месяц отложил рассмотрение кассационной жалобы экс-акционеров ОАО «Соликамский магниевый завод» Петра Кондрашева, Сергея Кирпичева, Тимура Старостина и Игоря Пестрикова. В совокупности они владели 89,4% предприятия, пока в мае этого года суд не удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ об изъятии принадлежащих им акций в собственность государства. Он согласился с позицией надзорного органа, что приватизация завода после 1992 года была проведена с нарушениями и является незаконной. Апелляционная инстанция оставила это решение в силе.
В определении суда Уральского округа указывается, что в кассационной жалобе бизнесмены ссылались на процессуальные нарушения, допущенные в первой инстанции. В частности, они указали на то, что суд не привлек в качестве третьих лиц всех миноритарных акционеров ОАО. В итоге соответчиками по делу признали 512 физических и несколько юридических лиц. По заявлению прокуратуры суд принял обеспечительные меры, запретив им распоряжаться акциями.
Арбитражный управляющий «Свинокомплекс Пермский» Аглая Дмитриева 24 ноября обратилась в суд с ходатайством о возобновлении производства по иску о привлечении к субсидиарной ответственности топ-менеджеров группы «Синергия», управлявшим ппермским обществом. Речь идет о директоре «Свинокомплекса Пермский» Сергее Легоньком и совладельце группы компаний «Синергия» Сергее Головачеве. Производство было приостановлено до окончания рассчетов с кредиторами, после чего суд должен установить сумму, которая будет предъявлена управленцам. Заявление будет рассмотрено 12 января, процедура банкротства свинокомплекса ранее была продлена до 27 ноября.
Ранее в реестре сведений о банкротстве была опубликована информация о продаже долгов регионального АО «Пермский свинокомплекс» перед омскими арендаторами. Права требований по дебиторским задолженностям АО в размере более 11,99 млн рублей и более 22,53 млн рублей были реализованы с торгов за 103 тыс. рублей и 185 тыс. рублей соответственно.
Задолженности сформировались в период, когда стадо находилось на ответственном хранении у АО «Пермский свинокомплекс» и региональное предприятие не платило своему бывшему арендатору за пользование поголовьем для своих нужд. Региональное предприятие с 2017 года занялось самостоятельной переработкой свинины. Сейчас конкурсное производство предприятия продлено до 25 января 2023 года.
Одновременно с тем, 8 ноября Краснокамский районный суд отказал бывшему председателю профкома АО «Свинокомплекс Пермский» Веронике Черемных в восстановлении на работе и выплате компенсаций заработной платы. Суд руководствовался тем, что региональная компания находится в процессе ликвидации, поэтому работникам было предложено перевестись в новое предприятие «Агроальянс» либо уволиться по сокращению. Черемных получала уведомления о сокращении в установленные законом сроки, решил суд.
Банкротство омского арендатора началось в 2017 году, после того, как в течение двух лет ООО «Свинокомплекс Пермский» якобы пыталось реализовывать на территории агрокомплекса в Майском инвестпроект по возрождению регионального свинокомплекса. В ноябре 2021 года к субсидиарной ответственности за невозможность расплатиться по долгам предприятия были привлечены акционер ГК «Синергия» Сергей Головачев и бывший директор ООО Сергей Легонький. Размер ответственности будет определен после расплаты со всеми кредиторами. Предполагаемая сумма в расчетах конкурсного управдяющего — более 349,6 млн рублей.
В 2015 году специально созданное предприятие «Свинокомплекс Пермский» арендовало имущество комплекса в Майском. Общая сумма кредиторской задолженности АО «Пермский свинокомплекс» на тот момент составляла порядка 1,1 млрд. рублей и согласно дорожной карты была переведена по договорам цессии на предприятия группы «Синергия», в т.ч., на ООО «Свинокомплекс Пермский». Тогда же омская компания приобрела все стадо. Как указывается в материалах дела, «действительной конечной целью хозяйственной деятельности по производству продукции свиноводства всей группы компаний «Синергия» (в том числе, должника) являлся вывод зарабатываемой группой компаний «Синергия» прибыли на расчетные счета ООО «Юрфикон» и Kalfeld Holdings Limited без какого-либо встречного исполнения, То есть, по сути, конечным получателем прибыли группы компаний являлись не участники группы компаний «Синергия», а организации ООО «Юрфикон» и Kalfeld Holdings Limited.
В октябре 2021 года процедура наблюдения была введена и на региональном АО «Пермский свинокомплекс». Долг агрокомплекса перед энергетиками превышает 300 млн рублей, перед «Газпром межрегионгаз Пермь» на 1 января 2022 года он составлял 122 млн рублей. Единственное стадо с 2015 года перешло в собственность омского арендатора ООО «Свинокомплекс Пермский» и в 2021 году было выкуплено с торгов компанией «Уралагро». От него актив перешел к подконтрольному АО «Агро-Альянс». Предполагается, что «Агро-Альянс» в дальнейшем выкупит с торгов и производственные мощности АО «Пермский свинокомплекс», расположенные в поселке Майском (Краснокамский городской округ).
ООО НПК «Сфера высоких технологий» переименовано в «Мясокомбинат Майский», его директором является бывший директор АО «Пермский свинокомплекс» Наталья Коробейникова. В апреле 2022 года, согласно выписки из ЕГРЮЛ, она прекратила деятельность в региональном АО, в августе 2022 года бенефициар АО «Агро-Альянс» Артем Болдырев приобрел ООО НПК «Сфера высоких технологий», оно было переименовано в «Мясокомбинат Майский», в сентябре предприятие возглавила Наталья Коробейникова. В АО «Пермский свинокомплекс» был назначен конкурсный управляющий Илья Зуйкин после того, как в апреле 2022 года на региональном АО «Пермский свинокомплекс» была введена процедура конкурсного производства.