Правда ли, что рабочие заводов нынче новые айтишники в плане заработной платы? И людям без высшего образования и опыта работы платят в среднем 150 тыс. рублей в месяц? Насколько вырос спрос на рабочих и специалистов инженерно-технического профиля на промышленных предприятиях Перми и края? И главный вопрос: а куда они потом? Закончится СВО, снизится госзаказ на оборонку, куда пойдут рабочие?
По данным министерства промышленности Пермского края, в регионе по линии федерального Минпромторга на гособоронзаказ работают около 90 предприятий, на которых трудятся свыше 50 тыс. чел.
Промышленные предприятия региона производят примерно то же самое, что и во время Великой Отечественной войны: снаряды, системы залпового огня, бронежилеты, форму. Общий объем инвестиций в развитие оборонно-промышленного комплекса Прикамья в 2023–2025 годы составит более 250 млрд рублей. По словам губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, после сокращения оборонного заказа предприятия должны будут заместить его гражданской продукцией для сохранения финансовой устойчивости.
Директор hh.ru Урал Оксана Сидлецкая рассказала Properm.ru, что предприятия Пермского края остро нуждаются в синих воротничках. По ее словам, сегодня эту категорию персонала вполне можно назвать «производственной элитой», в том числе и с точки зрения предлагаемых зарплат.
В Пермском крае за июль 2023 года было открыто 5,2 тыс. вакансий в сфере «Рабочий персонал» — это на 40% больше, чем в июле 2021 года. В сфере «Производство, сервисное обслуживание» было открыто 4,1 тыс. вакансий, что превышает показатели двухлетней давности на 37%. На одну вакансию в сфере «Рабочий персонал» сегодня приходится 1,5 активных резюме, в сфере «Производство, сервисное обслуживание» — 1,9. Это говорит об остром дефиците соискателей.
По словам хедхантера Ольги Пироговой, запрос предприятий промышленности на рабочих и инженерно-технических специалистов особенно вырос с начала 2023 года, и дальше он будет только увеличиваться, ажиотаж на рабочие руки даже не набрал своего апогея, — уверен эксперт. Некоторые предприятия отдельно набрали рекрутеров, которые занимаются только производственными вакансиями.
За последние 15–18 лет такого высокого спроса на работников для промышленности не было. Более того, у работодателя всегда был выбор. Сейчас специалисты HR предлагают работодателям брать соискателей хотя бы с 30–50%-ным релевантным опытом, а дальше доучивать и мотивировать. На работодателя ложатся сложные задачи не только по поиску, но и по удержанию, обучению персонала.
При этом Ольга Пирогова отмечает, что не только оборонная промышленность наращивает обороты и штаты, но и легкая промышленность, и пищевая, и энергетика. На тенденции роста повлияли не только санкции и СВО. «На кадровый рынок влияет вообще всё, — говорит Ольга Пирогова, — но в первую очередь демографические условия». Сейчас на трудовые рынки выходят представители поколения Z, так называемые «зумеры». А готовятся к выходу представители поколения «Альфа» (дети, рожденные после 2013 года).
Зумеры не принимают с энтузиазмом открывшиеся возможности трудоустройства на заводах. «Они ориентированы на большую свободу, креатив, перемены. У них в крови мощная диджитализация. Им нужно творчество. Рабочая специальность удовлетворить эти потребности по определению не может», — подчеркивает Ольга Пирогова. Поэтому спрос на производственные вакансии будет расти.
Даже высокие зарплаты, которые предлагают промышленные предприятия, «зумеров» не прельщают. К тому же, в действительности не такие они и большие. «Про 150 тыс. рублей в месяц работнику без высшего образования и опыта — это блеф», — говорит Ольга. Исключение здесь могут составлять те, кто работают вахтовым методом или в каких-то определенных проектах, стартапах.
В этом смысле оборонзаказ, который сейчас вырос, и позволяет предприятиям платить рабочим зарплату выше средней по рынку, тоже проект. А на проекты всегда есть деньги. Вот только что делать работникам, когда проект закончится? Сохранить этот же уровень зарплат будет нереально («это нарушает все законы рынка»). Алгоритм роста останется такой же: из качественного работника получается инженерно-технический работник, из инженерно-технического работника — мидл-управленец. Если сломать устоявшийся алгоритм, сломается вся система.
Поэтому нельзя огульно говорить, что «оборонка» всем платит такие деньги, что это новые айтишники. Зарплаты рабочих в 150 тыс. рублей не являются медианой рынка. И айтишники всё равно останутся более востребованными и более оплачиваемыми.
«Уникальность есть уникальность. Большие деньги могут платить только за те действия, которые отличаются от стандартного набора функций, а рабочий персонал — это повторяющиеся функции. Есть, конечно, уникальные рабочие специалисты, но это тоже исключение из правил», — прокомментировала Ольга.
К таким исключениям относятся, например, электрогазосварщики, за которыми «бегает весь рынок». Средняя зарплата, которую им предлагают, в районе 80 тыс. рублей в месяц. А у слесаря контрольно-измерительных приборов и аппаратуры (КИПиА) — 50–60 тыс. рублей в месяц. Конечно, это не в оборонно-промышленном комплексе, который сейчас лихо перекупает кадры.
Именно поэтому разрыв в зарплатах работников одних и тех же профессий сегодня существен. По данным аналитического сервиса hh.ru «Люди в цифрах», диапазон предлагаемых зарплат в профессиональной сфере «Рабочий персонал» в Пермском крае в июне–августе 2023 года составляет от 45,9 до 118 тыс. рублей в месяц, в сфере «Производство, сервисное обслуживание» — от 45 до 114,9 тыс. рублей в месяц.
По словам Ольги Пироговой, у рабочего персонала ключевая мотивация это деньги. И если человеку сказать, что здесь ты получаешь 50 тыс. рублей, а вот, образно говоря, переходи через дорогу — и будешь получать 100 тыс. рублей, он уйдет, не задумываясь и не обращая внимания ни на какие преференции, которые были у него там, где платили 50.
У инженерно-технического персонала другая вовлеченность, лояльность, осознанность и ответственность. Просто на более высокую зарплату, без перспектив, без лояльности, они не пойдут.
По данным, предоставленным для Properm.ru пресс-службой НПО «Искра», средняя заработная плата в НПО, по сравнению с прошлым годом, выросла более чем на 10%. За первое полугодие 2023 года у основных рабочих средний уровень заработной платы составляет около 65 тыс. рублей в месяц, у вспомогательных рабочих более 40 тыс., у инженерно-технических работников (ИТР) — около 60 тыс. рублей.
В «Мотовилихинских заводах» вопрос о зарплате и ее росте прокомментировали так: «„Мотовилиха“ делает всё возможное для привлечения нового персонала на производство: это касается и улучшения условий труда, предоставления жилья, компенсации питания, организации детского отдыха и материальной помощи. Но главным фактором по-прежнему остается уровень оплаты труда. Мы довели зарплаты рабочих по предприятию до среднего уровня по рынку труда. По рабочим основного производства — до 80–90 тыс. рублей, по ИТР — до 70–80 тыс., в зависимости от профиля».
По словам Оксаны Сидлецкой, среди наиболее востребованных специалистов в сфере рабочих и производственников можно отметить слесарей, инженеров-конструкторов, сварщиков, электромонтажников, инженеров ПТО, токарей и машинистов.
Для выполнения гособоронзаказа дочерние предприятия «Мотовилихинских заводов» активно занимаются приемом персонала по ряду специальностей. В настоящий момент в подборе порядка 160 специалистов различного профиля и квалификации — от слесаря-сборщика до начальника производственного участка. Самые востребованные специальности, которые нужны «Мотовилихе», — слесари, машинисты кранов, токари, фрезеровщики и контролеры.
Требуются старейшему артиллерийскому заводу Урала не только рабочие специальности. Завод остро нуждается в инженерно-конструкторских кадрах, технологах производства, конструкторах. Таких вакансий в подборе порядка 40.
НПО «Искра», по данным пресс-службы предприятия, по большей части требуются рабочие основного производства — станочники, изолировщики, слесари, контролеры ОТК, дефектоскописты. Из категории вспомогательных рабочих нужны электромонтеры, машинисты крана, слесари-ремонтники, наладчики сварочного оборудования.
На сегодняшний день ведется поиск на замещение 65 вакансий по рабочим специальностям и инженерно-техническим должностям, в том числе 15 вакансий ИТР.
По словам Оксаны Сидлецкой, в каждой второй вакансии (50%) для синих воротничков требуется опыт работы от одного года до трех лет. Еще 20% вакансий рассчитаны на соискателей с опытом от трех лет и более, и только 30% подходят людям без опыта.
Среди требований к соискателям можно встретить наличие профильного образования (как правило, среднего специального, реже — высшего) и/или квалификационное удостоверение, а также специфические профессиональные навыки/компетенции (например, умение читать чертежи, знание устройства автомобилей и т. д.). Среди личных качеств компании обращают внимание на желание работать, внимательность, аккуратность, ответственность.
Но это официальные требования, отраженные в запросах. В условиях дефицита рабочих рук предприятиям приходится предпринимать разные кадровые шаги.
У дорог стоят билборды с призывами идти работать на завод. На «Почте России» не скрывают, что их сотрудников переманивают промышленные предприятия (ведь у работников «Почты России» есть все необходимые доступы безопасности). На предприятиях действует акция (как в маркетинговых сетях): «Пришел сам — приведи друга!» (и получи за это, конечно же, определенную денежную награду). Ольга Пирогова говорит, что история с «приведи друга» уже не нова: «По факту трудоустройства „друга“ сотрудник получает первую часть выплаты. Вторая часть выплаты, когда приведенный „друг“ проходит испытательный срок. Причем она выше, чем первичная. В сумме хорошая цифра получается».
На «Мотовилихе» действует ряд программ лояльности для работников, которые приведут специалиста на предприятие. Это один из способов привлечения персонала, когда действующий работник на своем примере, используя круг своих знакомых, приводит на завод квалифицированные кадры. В настоящий момент завод остро нуждается в конструкторах и технологах. Если работник отыщет человека с такими навыками — он может получить в качестве вознаграждения до 30 тыс. рублей.
Готовые кадры сейчас редкость, чаще приходят трудоустраиваться вообще без квалификации, без опыта работы. «Предприятия берут, — говорит Ольга Пирогова. — Писать-читать умеет, нет вредных привычек, значит, берут и обучают».
В «Мотовилихинских заводах» подтверждают, что готовы рассматривать соискателей с базовым уровнем подготовки по соответствующему профилю. На предприятии действует отлаженная система наставничества, работает Центр профессионального развития, в котором можно «дотянуть» разряд и получать существенно большую зарплату.
«В Центре профессионального развития квалифицированные педагоги дают знания пришедшим на завод пермякам. Это отличный стимул получить новую специальность. Здесь обучают всем необходимым навыкам рабочих профессий, делают это бесплатно и даже выдают стипендию. Главное — желание работать на легендарном заводе, который производит продукцию для российской армии, столь важную в современных условиях», — рассказали в пресс-службе предприятия.
В НПО «Искра» акции «Приведи друга» нет. Но при отсутствии на рынке труда рабочих необходимой специальности приоритетные вакансии также закрываются через обучение на производстве с заключением ученических договоров и получением на предприятии рабочей профессии. По некоторым профессиям при отсутствии специального образования и опыта возможно обучение непосредственно на производстве, — сообщили в пресс-службе НПО «Искра».
Что нужно, чтобы спрос работодателя в рабочих, инженерно-технических специалистах был удовлетворен? По словам Ольги Пироговой, в первую очередь, модернизировать профессиональное образование. Если вузы смогли адаптироваться под новые поколения, и «зумерам» действительно нравится учиться в вузах, то среднее профессиональное образование осталось с прежними, не востребованными у современных детей подходами. «Здесь их тоже надо привлекать, завораживать, заинтересовывать. Ведь они туда вообще, категорически не смотрят», — поясняет Ольга Пирогова. Исключения составляют молодые люди из потомственных заводчан, где в семье транслировались такие ценности, как труд, лояльность родному предприятию, — такие еще приходят на заводы.
Что будет дальше, когда снизится гособоронзаказ? Не произойдет ли массового высвобождения работников на рынок труда? По данным НПО «Искра», производственные мощности предприятия загружены, и имеются перспективы дальнейшего развития. При отсутствии загрузки по некоторым направлениям основным рабочим будет предложено пройти переобучение на другие специальности и в дальнейшем перейти на другие производственные участки.
Производственная программа «Мотовилихинских заводов» расписана на несколько лет вперед. «Каждый год количество отгружаемой продукции будет только расти», — заверили на предприятии.
«Мотовилиха» сегодня переживает «второе рождение», и это не фигура речи. В обозримом будущем весь принятый персонал может рассчитывать на долгосрочную перспективу в части работы, роста заработной платы, поэтапного улучшения условий труда. «„Мотовилиха“ возвращает доброе имя прославленного предприятия, которое на протяжении трехсот лет работает на благо своей Родины», — прокомментировали в пресс-службе.
По словам Ольги Пироговой, массового высвобождения сотрудников после того, как снизится госооборонзаказ, не будет. «Топ-менеджеры сейчас грамотные, смотрят в будущее, учитывают дальнейшие риски. Вряд ли какое-то оборонное предприятие будут перестраивать в кукольный цех обратно, как это было когда-то. Сам мир поменялся. Обороты будут меньше, но до этого времени команды топов придумают, каким образом развивать персонал, как удерживать», — уверена эксперт.
По ее словам, в дальнейшем действительным конкурентом для рабочих может стать искусственный интеллект. Автоматизация и роботизация всё же будут вытеснять ручной неквалифицированный труд. А чтобы создавать искусственный интеллект, нужны айтишники.