Posted 24 июня 2014, 03:00

Published 24 июня 2014, 03:00

Modified 2 марта 2023, 17:57

Updated 2 марта 2023, 17:57

С новым детсадом, пермяки! 10 строим, 100 теряем

24 июня 2014, 03:00
Выясняем, почему обещание губернатора к 2015 году ликвидировать очереди в детские сады точно не будет выполнено.

История со строительством детских садов в Перми началась 12 декабря 2012 года. В этот день было принято решение отменить с 2014 года проект «Мамин выбор». Планировалось, что сэкономленные на выплатах деньги — порядка 1 млрд рублей — будут направлены на возведение новых зданий детских садов и реконструкцию старых.

Вступая в должность губернатора, Виктор Басаргин пообещал: Ликвидировать в 2015 году 30-тысячную очередь в детские сады. В 2012–2014 годах будет создано 21 700 мест в детсадах за счет строительства 91 здания на 11 600 мест, восстановление 65 ранее закрытых на 6 800 мест и расширение на 3 300 новых мест действующих детсадов.

Планы для региона просто космические, учитывая, что в период губернаторствования Олега Чиркунова построенные садики можно было пересчитать на пальцах. Гораздо больше примеров, когда муниципальные учреждения детского образования становились жертвами застройщиков или превращались в офисы. Спустя два года после обещания, данного Басаргиным, оценим, каких результатов добился губернатор на этом поприще, и какими средствами.

В ответ на запрос Properm.ru, в администрации губернатора отрапортовали: Для решения проблемы доступности дошкольного образования за 2012–2013 годы создано 10 997 дополнительных мест. На данные цели из бюджета Пермского края направлено 1 013,9 млн рублей, а также дополнительно привлечено 779,3 млн. рублей федерального бюджета.

В результате на начало 2014 года ликвидирована очередность для детей в возрасте от трех до семи лет в 11 муниципальных образованиях, значительно сокращена очередь в дошкольные учреждения еще в 10 муниципальных образованиях. В 2014–2015 годах планируется создать 13 108 мест, в том числе, за счет строительства 60-ти дошкольных образовательных учреждений на 7 975 мест.

У прокуратуры Пермского края иной взгляд на успехи губернатора. По данным надзорного органа, всего на территории Перми 147 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 43 581 ребенок. Лишь в 55 из них есть группы для детей раннего возраста от полутора до трех лет общей численностью 1 664 человек. Даже немногословные сотрудники прокуратуры в письменном ответе указывают на «остроту проблемы с оказанием услуги детям в возрасте до трех лет».

Сотрудники прокуратуры признают, что очередность детей в Пермском крае в 2013 году снизилась на десять тысяч. Но общая потребность детей, которые нуждаются в нормальном детстве, существенно не изменилось — очередь детей в возрасте от двух до семи лет составляет более 24 тыс. детей.

Депутат Пермской городской думы Андрей Солодников скептически оценивает успехи в увеличении числа мест в детских садах. «Дело тут не столько в Викторе Басаргине, — считает Солодников. — Департамент образования администрации Перми нам (депутатскому корпусу — Properm.ru) тоже обещал, что если мы отменим «Мамин выбор», очереди в детских садах закроют, начиная с трехлеток. Этого не произошло».

Всего на территории Перми было сдано два детских сада. Один из них построил «ЛУКОЙЛ». Впору задуматься, за счет чего была сокращена очередь.

Андрей Солодников: Что они (чиновники министерства образования — Properm.ru) делают, пытаясь ликвидировать очереди? Убирают музыкальные и спортивные классы в детских садах. Сваривают в три ряда койки и ставят их там — вот так и увеличивают! Но и такими темпами к 2015 году очередь не будет ликвидирована.

Чиновники сосредоточили все усилия на детях в возрасте от трех до семи лет, открыто заявляя, что интересы детей до трех лет игнорируются. «Эта категория детей вообще выброшена из образовательной системы, — говорит Солодников. — Мы им материально не помогаем, не гарантируем места в детских садах. По решению Чиркунова ясли в Перми были практически ликвидированы как экономически неэффективные».

«Отменяя «Мамин выбор», мы освобождаем около 1 млрд рублей, но нет четкого понимания, сколько мест в детских садах будет построено на эти деньги» — говорит депутат. Не исключено что точного количества детских садов на балансе администрации Перми, доли тех, что находятся в ремонте, а самое главное, сколько зданий муниципалитет потерял в 90-е и 00-е, не назовут сами чиновники. Тем временем, список детских садов, превратившихся в стоянки, сауны, офисы, разрушенных для возведения на их месте высоток и просто брошенных гнить убористым почерком займет не одну страницу.

Последствия отмены «Маминого выбора» стоят отдельного рассмотрения, поскольку мало кто понимает реальные последствия этого решения. Разберемся с цифрами. По словам заместителя главы администрации Перми Екатерины Бербер, около 20 тыс. семей получали компенсации за непосещение детьми детского сада. С 1 июля 2014 выплаты пойдут только шести тысячам малоимущих семей и ста семьям с детьми-инвалидами. Это означает, что на следующей неделе не менее 14 тысяч семей, лишившихся пособия, ринутся в детские сады. Следовательно, количество очередников опять подскочит.

«Я получала мамин выбор с тех пор, как ребенку исполнилось полтора года, — рассказала Properm.ru Екатерина Ожгибесова (проживает на Бульваре Гагарина). — С 2,5 лет нам пришлось отдать сына в частный садик, ясли нам не давали, путевку в муниципальный детсад тоже».

«Самый дешевый частный сад в районе 8 тыс. рублей, но это такое убожество, что я ребенка побоялась туда отдавать, — вспоминает собеседница Properm.ru. — Мы еще рассматривали детские сады на частных квартирах - просто «кошмар на улице вязов» — грязища, нерусские воспитатели. В частном садике, который мы в итоге выбрали, месяц стоит около 12–13 тыс. рублей. За год, пока ребенок там находился, мы потратили около 150 тыс. рублей. Разумеется, выплаты по «маминому выбору» не покрывали затраты на детский сад. А сейчас я и вовсе не представляю как быть — мы и место в муниципальном детском саду не получили и от выплат нам отказали. Далеко не все мамы, с которыми я общаюсь, получили путевки в детский сад».

«Родители детей 1,5–3 лет скоро это поймут, объединятся и выйдут на улицы» — размышляет Солодников. Вероятность митингов родителей не исключает и председатель региональной общественной организации «За права детей на образование в Пермском крае» Олег Заяц. «В августе мы будем понимать, какое количество родителей останутся и без маминого выбора, и без места в муниципальном детском саду, — говорит Заяц. — Родители начнут задавать вопросы «Почему так случилось?» и «Что нам теперь делать?» В качестве решений могут быть рассмотрены разные варианты. Например, ряд депутатов гордумы готовы вернуться к рассмотрению возврата «Маминого выбора» для всех категорий граждан…».

Недетские проблемы с детскими садами это еще не самое страшное. «Впереди нас ждет новая беда, связанная со школами, — предупреждает Солодников. — Скоро дети, которым не хватило места в детском саду, подрастут до школьного возраста, тогда задача с организацией их образования выйдет на новый уровень».

Подпишитесь