Posted 27 апреля 2012,, 03:27

Published 27 апреля 2012,, 03:27

Modified 2 марта 2023,, 18:00

Updated 2 марта 2023,, 18:00

Михаил Никольский: Давайте я расскажу о коммунальных «болячках»

27 апреля 2012, 03:27
Алексей Лучников
Управляющий директор компании «Инфраструктура Капитал» Михаил Никольский, больше известный пермякам как экс-генеральный директор «Новогора», в интервью Properm.ru рассказал, каким будет ЖКХ через несколько лет.

— Михаил Эрикович, скажите пожалуйста, в качестве кого вы приехали на Пермский форум?

— В первую очередь, в качестве гостя. Помимо того, что я с 2003-го по 2007-й работал генеральным директором ООО «Новогор-Прикамье», я был еще членом экономического совета, который Олег Анатольевич (Олег Чиркунов — губернатор Пермского края — Properm.ru) создал при себе буквально в первые дни своего прихода во власть. С этого момента все вопросы, связанные с Пермью, являются для меня не чужими. Компания «Новогор-Прикамье» была спонсором еще того, самого первого Пермского экономического форума, который начинался семь лет назад.

— Что изменилось за этот срок?

— Повестка Пермского форума расширяется, от узких вопросов он потихоньку добрался до глобальных. В это время трансформируется страна: от обязательства регионов и муниципалитетов решать свои задачи самостоятельно к тому, что если что-то теперь не решается на федеральном уровне, то оно не решается вообще. Эти два процесса происходят одновременно. Страна серьезно меняется на глазах. С эмоциональной точки зрения к этому по-разному можно относиться, но сам по себе факт изменения — это уже всегда новая историческая реальность, чем то, с чем мы имели дело совсем недавно.

— Пермь сильно изменилась за эти годы?

— Да, все, что я вижу, производит приятное впечатление. Город стал более ухоженным, действительно, появилось какое-то количество новых и интересных точек. Но мне сложно судить — гостю города интересно одно, а его жителю — другое. Что было, есть и остается: Пермь сильна, и все те, кто с пермяками пообщался, это отмечают.

— Как вы оцениваете смену названий и акцентов форума? Сначала он был налоговым, потом стал культурным, затем экономическим. Теперь он просто «Пермский»?

— Жизнь каждый год постоянно ставит новую повестку дня, которой раньше не было, и на которую нужно реагировать. На прошлом форуме у нас не было общественного движения, на этом форуме оно уже есть. Будем делать вид, что контекст не изменился?

— Что вы имеете в виду?

— Протестное движение, которое прокатилось, например, в Москве. Причем, это еще не до конца оформленный протест во имя или за что-то, это пока протест против — «Не хочу так жить, хочу жить по-другому». Как по-другому? Это уже вопрос следующего осмысления. Но уже понятно, что некоторые креативные низы Москвы не хотят. Мы это внятно услышали.

— Что может помешать Олегу Чиркунову довести свое решение отказаться от губернаторского кресла до конца?

— У Олега Анатольевича есть два ограничения в принятии этого решения самостоятельно. Первое — ситуация в Пермском крае. Если его увольнение однозначно пойдет на вред краю или городу, то я больше чем уверен, что он останется на своем посту. Нельзя навредить своему детищу, какая бы у тебя принципиальная позиция ни была. Второе ограничение связано с федеральной властью. Уход в отставку губернатора столь влиятельного края скажется на системе политической власти и ее интересах, а они должны входить в расчет. Если два эти условия совпадут с его личной позицией, Олег Анатольевич свое обещание сдержит. Он очень грамотный политик, чтобы просто так разбрасываться словами.

— Складывается ощущение, что проекты Олега Чиркунова, будь то генплан или «мамин выбор», пермяки не принимают. Вы с этим согласны? Почему это происходит?

— Не может житель Перми полюбить Генплан как документ. Что он может полюбить? Свой отремонтированный подъезд, капитальный ремонт своего дома, чистую воду из под крана, тепло от батареи — особенно если за окном минус тридцать.

ЖКХ сегодня — наиболее питательная среда роста человеческого капитала. Расскажу о наших «болячках». На сегодняшний день на федеральном уровне идет «бодаловка» между двумя моделями капитального ремонта. Одну поддерживает группа горячих экспертов, которые предлагают следующим образом делать капитальный ремонт домов: через законодательство обязать всех жителей многоквартирных домов вступить в ассоциацию собственников жилья своего дома. Превратить ТСЖ из добровольного инструмента управления домов в обязательный. После чего обязать многоквартирный дом накопить минимальный взнос для привлечения кредитных ресурсов для капремонта жилого дома, произвести ремонт и потихонечку выплачивать кредит из тех же средств. При этом, граждане с каждого квадратного метра будут эти платежи вносить в фонд капитального ремонта дома.

Но есть и федеральная логика: давайте сделаем все не так — будем брать за квадратный метр определенную сумму денег, накапливать их будем на региональном уровне, и из этих общих денег будем много и массово ремонтировать дома в порядке их ветхости и изношенности. К вопросу о доверии: угадайте, какая из этих двух схем приведет к росту доверия населения?

— Управление ФАС по Пермскому краю нередко обвиняет «Пермскую сетевую компанию» в нарушении антимонопольного законодательства. Как вы это прокомментируете?

— Сам по себе факт монополизма меня абсолютно не пугает, потому что коммунальному комплексу, простите за «птичий язык», он имманентно присущ. Водоканалы всегда были монополистами, тепловые сети — монополисты либо абсолютные, либо подавляющие. Это не страшно. Естественная монополия — это анатомия, а жителям важна физиология, то есть то, как после такого монополизма построена жизнь, начисление платежей, обеспечение качества бесперебойности услуги.

Сейчас обкатываются разные механизмы. Недавно Дмитрий Медведев на встрече с губернатором Красноярского края обсуждал механизм регуляторного договора. Это очень плодотворный документ для взаимодействия естественной монополии и власти в интересах населения. Это очень необычный юридический договор, жестко регулирующий поведение монополистов.

Инструментарий нарабатывается, самое главное — не оставлять жителя один на один с сетевым монополистом, городская власть должна играть на стороне населения. Тестируя эту ситуацию, нужно задаваться простым вопросом: играет ли власть на стороне жителя, и если это так, она ставит жесткие условия монополисту.

— Как это измерить?

— Качеством услуги. Когда мы описываем качество услуги теплоснабжения, мы без труда приведем несколько десятков технических параметров, по которым у нас с вами не будет двух мнений. К примеру, температура теплоносителя на входе в дома либо соответствует нормативному коридору, либо не соответствует. Проверяется это элементарно — с помощью градусника.

Нам надо выработать критерии оценки эффективности работы сетевиков, чтобы понимать, что «хорошо», а что «плохо». Пока нам и требовать с монополистов нечего. Во главу угла надо поставить эту таблицу значений и рассказать об этом пермякам хотя бы на таком уровне: «Граждане, завтра теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение будет лучше, чем вчера, по таким-то параметрам. У вас будет меньше аварий, потерь, будет больше охват тех, кто должен заплатить. Это все в ваших интересах и каждый сможет потом в конце сравнить». На пространстве РФ такого как не было, так и нет. За это мы бьемся последние два года.

Европе мы проигрываем по целому ряду технических параметров качества. Приведу общероссийские данные — мы тратим на отопление квадратного метра в три-четыре раза больше гигакалорий, чем в северной Европе. Кто оплачивает такую систему? «Welcome, граждане, несите деньги!»

В правительстве РФ начинают сходиться в непримеримом поединке сторонники процессного и целевого подходов. Маски были сброшены на последнем заседании: Минфин встал на сторону процесса, а Минэкономики — за результат. Пока что арбитр не сообщил, чья взяла. Нам, как гражданам, конечно, желательна победа целевого подхода, потому что формула «завтра как сегодня, а сегодня как вчера» хороша только когда живешь в раю. А если у тебя хотя бы немного не рай, хочется, чтобы завтра становилось лучше, что в данной ситуауции без целевого подхода нереализуемая задача. Поэтому вопрос именно в качестве управления процессами со стороны администрации. Не может ни отдельно взятый гражданин Иванов, ни ТСЖ дома, в котором он проживает, поставить задачу сетевым монополистам. Лукавить не будем: не хватит ни знаний, ни денег, ни лоббистских усилий.

В то же время, объединяющая горожан власть должна предоставить защиту, позвать консультанта, например, из Института экономики города, прекрасно известного пермякам и порекомендовать адекватную и сопоставимую с западными систему ключевых показателей деятельности.

— То есть монополизма в ЖКХ станет меньше?

— Деятельность коммунальных компаний — это выслушивание жалоб граждан и понимание того, что они хотят. Только это не должно быть подобно жалобам в кабинете врача на головную боль, причины которой могут быть самые разные: то ли больной выпил вчера лишку, то ли за компьютером всю ночь сидел, то ли у него артериальное давление. И доктор, посмотрев на него, может сказать: «Дыхните, батенька! Похмелья, похоже, нет, за компьютером не сидели — глазки беленькие. Давайте мерять давление».

Доктор, как более квалифицированный человек, может головную боль разложить на элементарные составляющие. И здесь также: более квалифицированный постановщик задачи — сетевая компания — берет на себя расклад недовольств жителей в какие-то более понятные параметры, и говорит: «Граждане, вижу, что вы недовольны уровнем качества, а тарифы продолжают ползти вверх. Теперь этим и займемся». А дальше — одно из двух: если качество не меняется, то тариф должен расти соизмеримо темпам инфляции. С другой стороны, если граждане этим качеством недовольны, мы должны решить задачу по улучшению качества в приемлемом росте тарифов. Это профессиональная задача и, кстати, несложная. Другое дело, что она должна системно решаться. Город должен выступить в качестве системного постановщика задач для сетевой компании.

"