Помимо крещений, венчаний, отпеваний и прочих обрядов, в «прейскуранте» православной церкви есть возможность освятить свой автомобиль. Говорят, что традиция освящать транспортные средства стара как мир — первым транспортным средством, которое освятили, был Ноев ковчег. Кстати, этот обряд накладывает на хозяина современной машины и водителя определенные обязательства: в машине нельзя курить, пить спиртное, ругаться матом и думать грешные да скабрезные мысли.
Освящение дорог — традиция такая же давняя. Она восходит корнями еще к царской России, когда любое значимое начинание должно было получить благословение церкви. Конечно, современные автомобилисты к совместным акциям дорожных ведомств и РПЦ относятся зачастую скептически. Более сознательные водители справедливо полагают, что лучше быть внимательным на дороге и не нарушать правил, а от этого будет и результат — снижение самой вероятности несчастного случая. Священнослужители в свою очередь считают, что благословлять на мирное существование можно всё: дома, дороги, земельные участки, бани… Кто-то даже яблоки из «Ашана» освящает, а в Самарской области, к примеру, несколько лет назад с вертолета была окроплена святой водой вся… Самарская область.
Вот что говорится об освящении автомобилей и дорог на одном из православных порталов в разделе «Таинства и требы»: — В христианской традиции принято освящать не только себя, свое жилище, но и те вещи, которыми мы пользуемся. Современный человек в автомобиле проводит значительную часть своего времени. Кроме того, мы знаем печальную статистику аварий на наших дорогах. Все это побуждает христиан обращаться к Богу с тем, чтобы Господь сохранил нас и наши автомобили. Освящая машину, человек не просто создает некое новое качество этой машины, но своим актом он констатирует то, что посвящает себя, эту машину, свои дела и мысли Богу. Поэтому те люди, которые думают, что освящения машины достаточно для того, чтобы она никогда не попала в аварию, должны помнить, что, освящая машину, человек освящается сам и должен соответствовать этому освящению. |
В Перми летом 2013 года прошло довольно громкое событие: обряд освящения дорог был проведен на перекрестках (перекрестье — место мистическое и бесовское) улиц Героев Хасана и Васильева, а также шоссе Космонавтов и улицы Братьев Игнатовых. Оба эти перекрестка были признаны мощным очагом аварийности и под взоры телекамер окроплены святой водой с молитвою.
«Мы надеемся, что после данного освящения водители начнут задумываться о своих родных и близких, которые ждут их дома. С сегодняшнего дня здесь будет присутствовать ангел-хранитель, который будет охранять водителей и пешеходов, — прокомментировал тогда после обряда священник Пермской епархии Дмитрий Таранченко. — Но не думайте, что мы освятили, ангел здесь, и можно закрыть глаза и пойти через дорогу или «педаль в пол» и погнать — этого не должно быть. Каждый христианин должен соблюдать ПДД, скоростной режим».
Представители ГИБДД по городу Перми надежд на эффективное изгнание бесов не питали. Куда большая вера была в осознание автомобилистами и пешеходами опасности от бездумного поведения на дороге. «Если сегодняшнее мероприятие повлияет как-то на чувства верующих автомобилистов и пешеходов, заставит задумываться о нарушениях ПДД, о близких, которые могут их не дождаться, уже будет результат, — отозвался о проведенном тогда обряде Андрей Нижегородов, начальник отделения пропаганды БДД ГИБДД по городу Перми. — Если у водителя есть желание нарушить ПДД, то ни одна религия, к сожалению, не сможет повлиять на его сознание, пока он сам не захочет изменить ситуацию в лучшую сторону».
Спустя два года после освящения перекрестков мы решили выяснить, повлияло ли окропление святой водой на уровень аварийности и сознание верующих пермяков. Для чистоты эксперимента мы сравнили поквартальную статистику аварийности на освященных перекрестках с начала 2012 года по середину 2015 года с той же статистикой за этот период на сложном и довольно опасном пересечении Комсомольского проспекта и улицы Пушкина. Над ним молитву никто не читал.
При этом мы видим на графике снижение уровня аварийности в третьем квартале 2014 года и далее. Но ведь молитва — не вино, настаиваться не должна. Прояснять ситуацию мы отправились в Пермскую дирекцию дорожного движения, где попросили рассказать об изменениях в организации схем дорожного движения на указанных перекрестках.
Этот перекресток в современной Перми всегда считался напряженным. Большое количество ДТП происходило именно при поворотах, также аварии происходили из-за выезда машин на запрещающий сигнал светофора. К тому же светофор, регулирующий движение на перекрестке, был очень старым. Водители, особенно иногородние при въезде в город, не видели его тусклых секций. При повороте налево на Васильева машины выстраивались в огромную очередь, однако отдельной фазы на поворот не было.
По словам руководителя ведомства, серьезных изменений на перекрестке в эти периоды не происходило. В процессе реконструкции светофора секции были заменены на светодиодные, но сам режим работы светофора оставался почти не тронут.
В разговоре об этом перекрестке Максим Кис попросил обратить внимание на тот факт, что зачастую пики аварийности на дорогах города связаны с погодными условиями (всплеск аварийности в 3 кв. 2013 — прим.ред.). Снегопады создают пробки, а к аварийности приводят малоснежные зимние периоды. Асфальт остается как будто чистым, однако он холодный и скользкий.
Этот перекресток всегда был и остается аварийно-опасным. Когда загорается стрелка для поворота транспорта с Комсомольского проспекта на улицу Пушкина по направлению к Центральному рынку, те, кто стоит на Пушкина со стороны улицы Г.Звезда, нередко воспринимают зеленый сигнал светофора на дальней стороне проезжей части как свой и начинают движение.
«Основная беда известна: для того, чтобы повысить пропуск транспорта через этот загруженный перекресток, пришлось идти на некоторое снижение уровня безопасности. Проблема понятна и обсуждалась многократно. Те варианты, которые кажутся простыми, имеют другие неприятные последствия», — так наш эксперт описал ситуацию на перекрестке.
Можно вспомнить похожую ситуацию с «не своим светофором» на пересечении Комсомольского проспекта с улицей Советской. Светофорное регулирование было изменено там в декабре 2012 года и поначалу вызвало массу протестов пермяков. Позднее автомобилисты привыкли к новой схеме и стали разъезжаться без каких-либо затруднений.
«Сам процесс дорожного движения — весьма рациональная вещь, поэтому с приложением ума, здравого смысла, осторожности и сотрудника ГИБДД можно получить эффект гораздо больший, чем от святой воды», — отметил Максим Кис.
Вера в Бога и его благословление или законы кармы помогает многим людям идти по жизни и совершать правильные поступки. Стоит только помнить каждую секунду, что на слепой вере далеко не уедешь. Надо и головой думать.
Данные по аварийности: ГИБДД по городу Перми. Инфографика Properm.ru