Posted 9 февраля 2018, 10:44
Published 9 февраля 2018, 10:44
Modified 2 марта 2023, 14:37
Updated 2 марта 2023, 14:37
В 2005 году в России началась реформа электроэнергетики. Производство (генерация), транспортировка «по проводам» и сбыт конечным поставщикам были разделены на три независимых сектора. То есть ГРЭС, ТЭЦ и ГЭС — в одной собственности, сети — в другой, сбыт — в третьей. По замыслу авторов реформы, производство и сбыт должны были функционировать в конкурентной среде, а в сетях должна быть установлена монополия, чтобы любой производитель имел недискриминационный доступ к электросетевому хозяйству. Но в этой части реформа ошиблась ровно на 180 градусов. По факту сейчас в регионах функционируют один-два гарантирующих поставщика в сбыте и от 50 до 80 сетевых компаний. Конкуренция получилась в сетях.
На практике ситуация — в сильно упрощенном виде — выглядит так. Население и приравненные к нему категории платят «за свет» сбытовой компании-гарантирующему поставщику в соответствии с решениями тарифного органа. Иные потребители — предприятия и компании — рассчитываются со сбытом по рыночной цене, или самостоятельно покупают энергию на рынке. В конечный тариф (цену) заложены затраты на покупку электроэнергии на рынке, сбытовая надбавка (расходы сбыта на организацию своей работы), и тариф на передачу электроэнергии. По тарифам на передачу сбыт рассчитывается с сетевыми организациями. Это так называемый «котел». Держателем «котла», а, значит, получателем средств на транспортировку, в Прикамье является филиал «Пермэнерго» — ОАО «МРСК Урала». Это государственная компания, входящая в государственный холдинг «Россети».