Posted 25 сентября 2020, 11:51
Published 25 сентября 2020, 11:51
Modified 2 марта 2023, 15:28
Updated 2 марта 2023, 15:28
Знаете, как здороваются представители Ростеха (владеет 49% «Мотовилихи»)? «Здравия желаю!» Именно так обращается управляющий директор ПАО «Мотовилихинские заводы» Сергей Дядькин к генеральному директору «РТ-Капитал» Кириллу Федорову. «РТ-Капитал» — структура Ростеха, которая занимается оздоровлением старейшего металлургического предприятия Прикамья. Проникнуться атмосферой сверхсекретности здесь вообще просто: пропускные системы, заборы, лабиринты красивых старинных зданий, огромные гулкие цеха, военная техника, разобранная и собранная, военные в форме, даже танкисты. Во время экскурсии по цехам завода журналистам периодически то прямо, то косвенно напоминают: «Объект режимный, тут нельзя, тут можно, главное — безопасность».
Заходим внутрь помещения, и дышать сразу стало сложнее, тем более в маске. Пыль в воздухе можно разглядеть невооруженным глазом. Вспоминаются советские фильмы о героическом труде сталеваров у мартеновских печей.
Выплавка стали и производство кованых заготовок из неё — процесс завораживающий. Управляющий директор Сергей Дядькин проводит журналистов по цехам, попутно рассказывая: «Мотовилихинские заводы» — это мелкосерийная металлургия. Мы выпускаем 200 марок стали, из них 20 — для спецпроизводства и военной техники. Совокупная выручка предприятий за 2019 год составила 15 млрд рублей, из них 9 млрд рублей — выручка от продажи продукции гражданского дивизиона».
По словам Сергея Дядькина, продукция «Мотовилихи» как продукция высокомолекулярной кухни: «мы умеем варить и ковать сталь». Пока журналистов водят по цехам, управляющий директор не раз подчеркнул, что «кузница «Мотовилихи» — одна из лучших в России», что на предприятии работают специалисты с уникальными компетенциями, поколения заводчан, и самое правильное — использовать этот опыт.
В итоге программа оздоровления предприятия, разработанная «РТ-Капитал», предполагает уход от низкомаржинальных продуктов (например, полностью заканчивают выпуск сортового проката). Задача — сконцентрироваться на производстве высокомаржинальной продукции (трубы, поковки). Доля этой продукции растет, и, по словам Сергея Дядькина, итоги 2019 года показали, что стратегия выбрана верная. «Впервые за долгое время сработали без убытков, с прибылью», — делится он.
Выбрав нишевую стратегию развития, «Мотовилихинские заводы» первыми в России освоили выпуск низколегированной марки стали для нефтегазодобычи в условиях арктического климата. Предприятие выпустило в 2019 году 57 тонн арктической стали для «Газпрома».
«Трудности были в том, чтобы добиться необходимых характеристик морозостойкости и коррозионной стойкости. Нам удалось. Мы первые в России изготовили такой металлический полуфабрикат, из которого будут делать изделия для буровых платформ на Арктическом шельфе. При этом эксплуатироваться они будут под водой», — рассказывает Сергей Дядькин.
В этом время журналистов привели на самый зрелищный этап выплавки стали, на ее разливку по изложницам. Разливают из печи-ковша. Её закрывают крышкой, потом печь-ковш поднимают, 100 тонн расплавленной стали проезжает по воздуху, и крановщице, которая управляет процессом, надо сделать всё очень четко — чтобы ни капли не пролилось.
Из ковша сталь разливают в изложницы, сталевары высыпают в них добавки из заготовленных мешков. Температура разливки 1,5–1,6 тыс. градусов, масса слитков, которые потом достают из изложниц — 12 тонн каждый. Слитки отправляются на ковку, где из них формируют структуру будущей поковки (промежуточной заготовки).
В 2020 году «Мотовилихинские заводы» приступили к производству высокопрочной немагнитной стали для энергетиков, нефтяников и оборонно-промышленного сектора. И первые в России освоили технологию производства кованой заготовки из неё.
Зачем нужна немагнитная сталь? Для производства утяжеленных бурильных труб, корпусов для систем телеметрии при наклонном и горизонтальном бурении нефтяных скважин. «При бурении используется измерительная аппаратура, если она размещена в бурильном стволе из обычной стали, то сталь экранирует, сигнал доходит некорректно, приходится делать поправки и вносить корректировки. Немагнитная сталь никаких нарушений сигнала не вызывает, не экранирует. Вот почему нефтяникам нужна немагнитная сталь», — объясняет Сергей Дядькин. Использовать материал можно и в производстве навигационного оборудования, изделий для геодезических работ.
Для производства заготовок из немагнитной стали предприятие разработало особую технологию ковки, специалисты проводят дополнительные испытания для дальнейшей точечной корректировки технологии. Торжественный запуск ковки объявил генеральный директор ООО «РТ-Капитал» Кирилл Федоров.
Первые коммерческие образцы продукции планируется произвести уже в первом квартале 2021 года. Основные заказчики — российские нефтесервисные компании, которые закупают немагнитные трубы в основном зарубежом.
Производство, выполняющее государственный оборонный заказ, журналистам тоже показали, и даже прокатили на военной технике. На заводе артиллерийских систем и реактивных систем залпового огня (РСЗО «Торнадо-Г», «Торнадо-С», «Тосочка») фотографировать нельзя, да и вообще доставать телефоны нельзя.
«А ведь нам не показали в этих цехах никаких работ, станки не работали, рабочие рядом с ними стояли, как по музею провели», — сказал кто-то. «А если бы показали, тебе бы сразу из Америки позвонили, и знакомиться начали», — ответили ему со смехом.
По словам директора ЗАО «Генеральное конструкторское бюро» Рината Идрисова, при прошлом руководстве у «Мотовилихинских заводов» были проблемы со срывом сроков, несвоевременным исполнением государственного оборонного заказа.
«Но в 2019 году предприятие справилось со сроками, и в этом году даже набираем сотрудников, порядка 150 человек рабочих специальностей, чтобы успевать по срокам», — пояснил он. В конце 2019 года предприятие отправило подразделениям минобороны заключительную партию боевых машин из состава реактивных систем залпового огня «Торнадо-Г».
В 2020 году Ростех выделяет ЗАО СКБ (в его состав входит пермский артиллерийский завод) беспроцентный заем в 1 млрд рублей. По словам Кирилла Федорова, в 2020 году с министерством обороны заключены долгосрочные (трехлетние) контракты. Позже, на пресс-конференции, Кирилл Федоров подтвердил, что военное производство низкомаржинальное. «Для предприятия это, скорее социальная нагрузка, чем бизнес, — заметили топ-менеджеры завода. — Но это стратегически важная для страны нагрузка».
Про банкротство Сергей Дядькин и Кирилл Федоров подробнее рассказали на пресс-конференции. По их словам, процесс банкротства ими контролируется. Старого конкурсного управляющего сменили и к нему предъявлены судебные претензии. Новый конкурсный управляющий объявил аукцион на продажу непрофильных активов.
По словам Сергея Дядькина, сейчас «Мотовилиха» сокращает затраты: оптимизирован административно-управленческий персонал, посты охраны, энергозатратное металлургическое производство работает только ночью и в выходные дни, когда тариф на электроэнергию самый низкий. Кроме того, холдинг «Технодинамика» госкорпорации Ростех заявил о намерении инвестировать в ближайшие три года в пермское предприятие 3 млрд рублей. По прогнозам, которыми поделился на пресс-конференции Кирилл Федоров, процесс банкротства будет завершен к 2022 году, и предприятие выйдет из него «чистым», «без долгов».
Рыночная стоимость всего имущества ПАО «Мотовилихинские заводы», по оценке аудиторов, составляет 8 млрд 764 млн рублей. Стоимость профильных активов составляет 6 млрд 449 млн рублей. Сумма кредиторской задолженности предприятия превышает 17,6 млрд рублей.