Главы поселений уверены: руководство района держится за власть из-за экономических причин, из-за возможности выписывать себе огромные премии, разъезжать на служебных автомобилях, устраивать пышные банкеты, при этом практически ни за что не отвечать. Район воюет с поселениями, нагрузив их полномочиями, отобрав у них деньги, шантажируя (тут нет преувеличения) субсидиями.
Пермский район стратегически важен для Перми, это 90 км вокруг краевого центра. Здесь расположены промышленные и сельскохозяйственные предприятия, загородные дома, дачные кооперативы, базы отдыха. Количество жителей Пермского района — 112,6 тыс. человек, это данные только о тех, кто зарегистрирован. Есть и те, кто прописан в Перми, а проживает за городом. В летнее время в Пермский район приезжает «ещё один Пермский район» — дачники и отдыхающие.
Руководство района давно оторвано от жизни территории, проблемы поселений не решаются годами. Яркий пример: в Кукуштане нет системы водоотведения, везде выгребные ямы, даже в социальных и административных объектах. В Юго-Камском серьезные проблемы с водоснабжением, школа искусств нуждается в новом здании. В Усть-Качке раздали земли в подтопляемой зоне и никак не могут решить проблему с приватизацией жилья.
Как живут сельские поселения? У них есть обязательства перед населением (полномочия) и должно быть финансирование на выполнение этих обязательств. Вам чтобы обеспечить дом пожарной сигнализацией, нужны деньги на сигнализацию, так?
Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» объясняет, какие вопросы решают на краевом уровне, а какие на городском или поселковом. Например, здравоохранение — зона ответственности Пермского края, строительство дорог — муниципалитетов и районов. Сельские поселения (по федеральному законодательству) отвечают за:
На все эти полномочия федеральные законодатели предусмотрели наполнение поселенческих бюджетов за счет налоговых и неналоговых доходов. Какие и в каком размере налоги по Бюджетному кодексу зачисляются в бюджеты поселений?
Деньги получались небольшие, то есть изначально полномочия поселений не были обеспечены достаточным финансированием. В 2014 году при тогда еще губернаторе Пермского края Викторе Басаргине поселениям передали часть районных полномочий (столько же, сколько у них было до этого) и попытались обеспечить финансированием их выполнение:
Вместо 2% НДФЛ бюджетам поселений дали 10%, вместо 0% транспортного налога дали 50%, а единый сельскохозяйственный налог чуть снизили — до 20%.
Таким образом, районы избавились от огромной части работы, себе оставили по сути только образование (школы, детские сады) и самые большие бюджеты, на это образование выделяемые. Но хотя бы денег добавили. Кто был лоббистом этих чудесных решений? Председатель Совета глав муниципальных образований Пермского края Александр Кузнецов. Он вышел на Заксобрание края с этой идеей. Поселения прислали своего представителя, который пытался объяснить, мол вы что творите? Это же подстава. Денег хотя бы дайте, раз дали такие серьезные полномочия. Но слушать его не стали.
При губернаторе Максиме Решетникове полномочия поселений были еще увеличены, к ним добавились:
А теперь — внимание! Те деньги, которые Басаргин дал поселениям вместе с полномочиями, у поселений забрали! Без объяснения причин, росчерком пера, махом (подберите нужный эпитет), поселениям не оставили денег на выполнение увеличенного количества полномочий. Все деньги потекли в район, который не обязан расселять ветхое и аварийное жилье, рыть противопожарные водоемы, прокладывать коммуникации, организовывать мусорные площадки.
Савинское поселение потеряло почти 30 млн рублей, когда у него забрали эти источники дохода. «Решетников во всем виноват, — поясняют источники Properm.ru в поселениях района, — 10% НДФЛ и 50% транспортного налога — это хорошие деньги для территорий, а он их отдал в район. Так и полномочия тогда отдавал бы обратно! Но нет же. Конечно, они там в шоколаде сидят: и работать не надо, и деньги есть».
«Верните полномочия району или деньги поселениям — и всё, Кузнецову власть будет не нужна! » — уверены главы поселений.
Загнанные в угол экономически главы поселений вынуждены ходить в район за деньгами. Район может дать дотации. А может и не дать, «смотря как низко кланяться будем», — говорят на местах.
Последний — совершенно беспрецедентный случай произошел с Юго-Камским. В 2020 году руководство Пермского района отказало Юго-Камскому поселению в дотациях. В отместку за то, что поселение отказалось передавать полномочия по исполнению полномочий по бухгалтерскому учету и отчетности в созданное районом централизованное бухгалтерское учреждение.
То есть район выдумал такое условие: передаете нам всю бухгалтерию и деньги на выполнение бухгалтерских полномочий, а мы даем вам дотации. Вот такой шантаж. Статья об этом вышла в районной газете «Нива», цитируем: «За самостийность (имеется в виду самостоятельность — Properm.ru) пришлось заплатить жителям, поскольку, отказавшись передавать полномочия по бухучету, территория не выполнила условия для получения субсидий из бюджета района и, соответственно, лишилась финансовой поддержки».
И чиновники района, и журналисты как будто радуются, что в Юго-Камском не будет денег на уборку территории, на ремонт труб, вывоз снега. И никто не скрывает, что это месть района поселению за самостоятельность. Дошло до того, что судебные приставы заблокировали счета администрации поселения, а значит, никакую финансово-хозяйственную деятельность поселение осуществлять не сможет. Вопрос риторический: а чему тут радоваться? Ведь люди пострадают.
Но самое удивительное, что жизнь ничему администрацию Пермского района не учит. В 2019 году Пермский район лишил дотаций Кукуштанское поселение также за то, что они отказались передавать в район бухгалтерию. В итоге администрация Кукуштанского поселения обратилась в суд, и суд выиграла.
Люди в Кукуштане жили без света в поселке, кружки для детей не работали. Суд пришел к выводу, что аргумент администрации района («не отдаете бухгалтерию — не будет дотаций) — вообще не аргумент. Передача или отказ в передаче бухгалтерии не связаны с выделением дотаций. Решение суда устоялось в апелляционной инстанции.
А сейчас Пермский район вновь наступает на те же грабли с Юго-Камским. Зачем? Поселение не сможет с заблокированными счетами оплачивать жилищно-коммунальные услуги, не сможет чистить дороги, проводить культурно-массовые мероприятия.
«Все дело только в деньгах, — вздыхают главы поселений, — никто в районе о людях не думает, они оторваны от деревень, поселков и их проблем. Зато могут выписывать себе премии». Пока край не будет менять существующую экономическую ситуацию. Главная задача, которая встанет перед будущим главой района — это объединение района и поселений в муниципальный округ. А до тех пор поселениям придется как-то выживать.