Posted 20 мая 2021, 02:55
Published 20 мая 2021, 02:55
Modified 2 марта 2023, 14:34
Updated 2 марта 2023, 14:34
Реконструкция главного проспекта Перми — один из немногих «юбилейных пермских суперпроектов», который наверняка будет реализован. Суть проекта — возвращение Комсомольского проспекта в начальную стилистику «сталинского ампира» 50–60- х годов 20 века. Понятно, что это должна быть не банальная «калька», а осовременивание. Масштабные работы включают два параллельных больших мероприятия: реконструкция улицы и сквера, второй — ремонт фасадов домов. И если с домами история получается странная, местами мутная (Properm.ru планирует посвятить проблеме отдельный материал), то с реконструкцией уличной части есть определенная ясность. Можно даже фрагментарно увидеть будущий облик проспекта.
К настоящему моменту работы закончили на участке от Монастырской до Екатерининской. В 2021 году по графику нужно отремонтировать Компрос до Комсомольской площади. На 2022-й год останется отремонтировать Тихий Компрос.
Общие затраты на реконструкцию проспекта составят примерно 1,5 млрд рублей без учета ремонта домов. Контракты по реконструкции дорожной и бульварной части проспекта выиграл «Асфальтобетонный завод №1». Стоимость работ по первому контракту — 451,7 млн рублей, по второму — 881 млн рублей. Официальный срок сдачи работ — декабрь 2023 года. Надо отметить, что подрядчик пока трудится в этом сезоне настолько активно, что жители окрестных домов жалуются на ночные работы.
Сейчас верхняя часть Компроса — строительная площадка. И прогулки по ней — сомнительное удовольствие. На самой площади напротив входа в здание ГУВД возводят трамвайную остановку.
Если честно, решение поставить ее аккурат посреди площади с очень большим трафиком выглядит неожиданным. С другой стороны, нельзя не признать, что с этой точки удобно пересаживаться на автобусы во всех направлениях. В итоге должно получиться примерно так
На четной стороне проспекта сняли покрытие, и готовят сети к укладке под землю. Пешеходам отвели одну полосу дороги. Такая картина типична для нескольких кварталов.
Самую эмоциональную реакцию вызывает снос старых парковочных мест при расширении тротуаров. Разработчики проекта реконструкции неоднократно заявляли, что восстанавливают тротуар до его исторических размеров и желают обеспечить пешеходам пространство для прогулок. Руководитель дирекции дорожного движения Перми Максим Кис пояснял, что парковка будет запрещена возле остановок и в полосах для поворота. В других местах сохранится парковка вдоль проезжей части. А потеря 30% парковочных мест, это в основном из-за Октябрьской площади, где под аллею освободят центральную часть площади. Впрочем, есть подозрение, что такие заявления мало утешают автомобилистов и арендаторов помещений под магазины и кафе. На отремонтированной части проспекта и прилегающих улицах, что называется «биток» уже сейчас и проблемы с парковкой даже по выходным.
Взгляд пешехода на пять реконструированных кварталов совсем иной. Широкие тротуары, гранитная плитка, новые фонари. Аллея сейчас — самая красивая часть проспекта. Вид практически до деталей повторяет дизайн-проект. Красиво, настраивает на лирический прогулочный лад. Лучше всего подходит слово «лепота».
Одна беда, за новыми тротуарами, что на улице, что в самом сквере не следят. Они уже сейчас явно нуждаются в регулярном мытье. Фото застарелых потеков под лавочками мы не стали ставить в статью, но они там есть. Гранитное покрытие в районе ЦУМа и ниже уже приобрело традиционный для Перми серо-коричневый цвет. Еще сезон, и старательно выписанные дизайнерами разноцветье покрытий затрется грязью и пылью. Не знаем, заложено ли мытье тротуаров в контракты благоустроителей, но оно нужно.
Что касается тротуарной части, то здесь главное «украшение» — столбы и дорожные знаки. Задача на внимание — сосчитайте знаки на перекрестке проспекта и Пермской.
ГИБДД и дирекция дорожного движения при полной реконструкции улицы ставит все знаки, которые положены по ГОСТам. Столбы под знаки должны быть размещены опять же в строгом соответствии с нормативами. В результате именно столбы и знаки заслоняют все и как сказали бы специалисты, «являются главным визуальным акцентом квартала», а по-другому «визуальным мусором». Директор Института территориального планирования Елена Ермолина отмечала в интервью: «Получилось почти все, кроме слишком большого количество дорожных знаков на столбах. Уже видно невооруженным взглядом. Потому что ГИБДД надо поставить дополнительно кучу знаков, несмотря ни на какую эстетику. К сожалению, не знаю, каким образом сложится разговор с ГИБДД дальше». Следующий перекресток — сосчитайте знаки еще раз.
Мало того, именно для регулирования движения над дорогой возвели металлические арки. На них повесили знаки движения по полосам. И видимо, добавят и камеры, конечно, для безопасности. Отметим, что арки в проекте реконструкции не значились и появились, судя по всему, как компромисс между разработчиками, мэрией, ГИБДД и дирекцией дорожного движения. Все вместе создает конечно странное впечатление. Стоило убирать провода, чтобы заменить их лесом столбов и столбиков? Можете попробовать их сосчитать на следующем снимке.
По слухам, убедить дорожников и ГИБДД, вооруженных многочисленными ГОСТами и словами о безопасности, практически невозможно. Поговаривают, что сложности возникали даже у главы Татарстана. Но как-то решать эту проблему все-таки придется. Железный лес явно смазывает впечатление от внешнего вида Комсомольского проспекта, а ведь на носу еще и реконструкция улицы Ленина.
Если уж придираться к мелочам, то явным отклонением от заявленной эстетики 50–60-х годов 20 века выглядят хромированные перила лестниц и ограждений. Возможно, чугунные варианты было реализовать сложно и дорого, но то что сделано увы выглядит достаточно дешево и никак не совпадает с общим обликом. При этом такие перила были в одном из проектов. Впрочем, госпожа Ермолина отмечала, что это недоработка подрядчика и в актах приемки на это было указано.
Последний пункт прогулки замечательный столб на углу Монастырской и проспекта. Пару недель назад изумительную дощечку под ним, подпирающую конструкцию сфотографировал пермский дизайнер Владимир Городов. Снимок немедленно оброс множеством мемов. Главный, пожалуй — «памятная доска в честь 300-летия Перми».
Место не успело стать культовым. Доску убрали, столб вкопали.
И это правильно.