Posted 20 июля 2021, 05:07
Published 20 июля 2021, 05:07
Modified 2 марта 2023, 14:31
Updated 2 марта 2023, 14:31
«Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращениям граждан и публикациям в средствах массовой информации о нарушении требований земельного и водного законодательства при образовании земельных участков», — это цитата из решения Пермского районного суда значит, что прокуратура отреагировала на публикацию Properm.ru, провела проверку и вышла в суд за восстановлением законности.
В 2005 году администрация Пермского района выделила земельные участки на берегу реки Качки в Усть-Качкинском сельском поселении. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет без установления границ. Именно районная администрация наделена полномочиями по распоряжению землями поселений. Участки, вернее, один большой участок, весь берег, оказался в собственности Виктора Дейхина (найти его не удалось). Как участки оказались в собственности? Договор купли-продажи? Постановление о выделении земли? «Информация об основании регистрации права собственности в управлении Росреестра по Пермскому краю отсутствует», — сообщили в администрации района.
То есть прошло каких-то 15 лет, а в администрации района разводят руками - нет документов на основании которых землю получил некий Дейхин. Непонятно, кто принял решение, как земля оказалась в частной собственности.
В 2007 и в 2008 году участок был перепродан, потом еще перепродан, последним собственником была Галина Костарева, вдова убитого в 2007 году Александра Костарева. Костарев был известным политтехнологом, соратником бизнесмена, сейчас депутата Пермской городской думы Владимира Плотникова, советником главы Пермского района Александра Кузнецова. В 2010 году участок был размежеван на четыре крупных участка, а впоследствии из этих наделов были образованы 32 участка вдоль берегов рек Качки и Камы. Участки оказались в водоохранной зоне Воткинского водохранилища и в зоне затопления. Кроме того, «распродажа берегов» ограничила местным жителям и гостям поселения доступ к берегу и воде.
Жители Усть-Качки обратились в межрайонную природоохранную прокуратуру, в администрацию района, в редакцию Properm.ru по поводу нарушений водного, земельного и природоохранного законодательства.
После публикации Properm.ru прокуратура провела проверку, нарушения нашла, внесла представление главе администрации Пермского района Владимиру Ваганову. Также восемь исковых заявлений об оспаривании границ участков и о признании отсутствующим права частной собственности на участки были направлены в суд.
Пермский природоохранный прокурор требовал признать недействительными результаты межевания земельного участка, отсутствующим право собственности, исключить из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведения.
Суд согласился с прокуратурой в том, что при формировании земельного участка не учтено, что он расположен в границах береговой полосы Воткинского водохранилища.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ Воткинское водохранилище на реке Каме относится к объектам федерального государственного водного надзора. В связи с этим, материалы обследования земельных участков направлены в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю.
Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора проинформировало природоохранную прокуратуру о нарушениях — ограничении доступа к реке. Собственники, допустившие это, оштрафованы на 3 тыс. рублей.
В 2010 году границы большого земельного участка были установлены. Позже участок размежевали, и из него получилось 314 земельных участков, расположенных вдоль берега рек Качка и Кама, «для ведения личного подсобного хозяйства». Органами местного самоуправления Пермского муниципального района акты о предоставлении участков не издавались, согласование границ с органами местного самоуправления не проводилось.
В границы земельных участков вошли земли береговой полосы. У собственников этих участков, около берега, и изъяли земли. Многие из владельцев уже успели установить заборы, которые практически доходили до уреза воды. Как следует из судебного решения, граница водоохранной зоны, примыкающая к водному объекту, одновременно является береговой линией, от которой определяется 20-метровая береговая полоса.
Береговая полоса на момент образования земельных участков существовала и не могла (и не может) находиться в частной собственности. Земли береговой полосы — государственная собственность, запрещены к приватизации, постановка их на кадастровый учет как объектов недвижимого имущества и регистрации права собственности является неправомерной, говорится в решении суда.
Суд отмечает: «Нахождение в частной собственности земельных участков, в границах которых находится береговая полоса, нарушает интересы Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на равный доступ к земельным участкам общего пользования».
Большинство собственников участков в суд не явились, не прислали своих представителей, не представили возражения на иски прокуратуры.
Те же, кто пытался отстоять свою правду, например, супруги Захарченко, приводили следующие аргументы: пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса, запрещающий приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы введен в действие в 2006 году, то есть после постановки земельных участков на кадастровый учет. Также Захарченко указали на то, что истек срок исковой давности.
Суд не согласился с собственниками, так как границы участка определены только в 2010 году, когда положения Земельного кодекса о запрете приватизации берегов уже действовали. «Исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим», — говорится в решении суда.
Таким образом, признаны недействительными результаты межевания и изъяты участки только в объеме их «наложения на береговую полосу Воткинского водохранилища». У Захарченко это 672 кв.м из 2,1 тыс. кв.м, то есть не весь участок, меньше половины — там, где забор подступает к берегу. Забор собственники должны демонтировать.
У председателя совета депутатов Кондратовского сельского поселения Андрея Костарева площадь земельного участка, подлежащая изъятию составила 1 тыс. кв.м из 2 тыс. кв.м. По его словам, он не согласен с решением суда, но пока его не видел и не обжаловал.
«Я даже не в курсе, что там случилось. Когда информация будет, готов поделиться. Пока не понимаю, о чем речь идет. Прокуратура, может, что-то и сделала, но они должны были выкупить участки, я считаю. Пока не готов подробнее комментировать, не видел решения», — рассказал Properm.ru Андрей Костарев.
Галина Костарева, также являющаяся собственницей земельного участка на берегу Качки, пояснила Properm.ru, что ничего не будет предпринимать, «я согласна с решением суда, потому что у нас в стране бесполезно с ним не соглашаться», — пояснила Галина Костарева. Участок она приобретала за деньги, сумму вспомнить затруднилась.
Получается, что 27 земельных участков изъяты и возвращены в федеральную собственность частично, только в пределах береговой полосы. Остальная земля остается за собственниками, но им необходимо будет заново проводить межевание и определять границы участков.
Кроме участков береговой Воткинского водохранилища, Properm.ru писал про земли охранных зон курорта Усть-Качка и месторождений минеральных вод. Общественники продолжают борьбу, требуют археологическую экспертизу. Как отмечают эксперты, такая экспертиза не просто «вещь необходимая», но и «способ привлечь внимание к тому, что всякое хозяйственное освоение земли требует осмотрительности как с точки зрения охраны природных объектов, так и с точки зрения охраны объектов культурного наследия». Речь идет об урочище Широкий луг и примыкающим к нему памятникам археологии «Замельница I, селище» и «Замельница II, селище», оба относятся к железному веку, I тыс. н. э. Следите за подробностями на Properm.ru