Posted 18 мая 2021,, 12:20

Published 18 мая 2021,, 12:20

Modified 2 марта 2023,, 14:34

Updated 2 марта 2023,, 14:34

Россияне стали активнее покупать БАДы. А что это такое вообще? Производят ли их в Перми? Разбираемся

18 мая 2021, 12:20
Чаще всего россияне покупают БАДы для успокоения нервов и для позитивного влияния на репродуктивную систему. С апреля начался эксперимент по маркировки добавок, который может негативно отразиться на цене для конечного потребителя.

Биологические активные добавки — вещества, которые чаще всего используются для поддержки иммунитета, укрепления здоровья. При этом БАДы не являются лекарствами — это указано по закону на упаковках. В российском законе также говорится, что добавки являются пищевым продуктом природного происхождения или идентичный к нему.

В прошлом году спрос на препараты для поддержки иммунитета вырос. Для отрасли 2020 год стал особым, так как из-за пандемии люди начали больше внимания уделять внимания своему здоровью. Спросом пользуется как обычная аскорбиновая кислота, так и более сложные биологически активные добавки. Только за девять месяцев 2020 года спрос на БАДы для поддержки иммунитета составит 139% по сравнению с тем же периодом 2019 года.

По данным DSM Group, российский рынок БАДов в прошлом году вырос на 17% — до 74 млрд рублей. Наибольшая доля пришлась на общеукрепляющие БАДы — 25,2 млрд рублей, затем идут добавки для улучшения пищеварения — 14 млрд рублей.

Меньшей популярностью пользуются добавки:

  • успокаивающие нервную систему — 6,8 млрд рублей;
  • влияющие на репродуктивную систему — 6 млрд рублей;
  • укрепляющие кости — 5,4 млрд рублей;
  • прочие БАД — 16, 7 млрд рублей.

Сейчас производители добавок делают акцент на молодых потребителей, которые также начали интересоваться БАДами. С 2021 года правительство разрешило продавать добавки в интернете, однако понятные правила электронных торгов еще не установились.

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России:— У нас единых правил-то нет по тому, как вести интернет-торговлю, чтобы обезопасить людей, чтобы им подделку не подсовывали, чтобы им не давали опасные какие-то продукты под видом БАД. Мне кажется путь такой достаточно реальный — вести эту интернет-торговлю через лицензируемые аптечные сети.

В Пермском крае производством биологически активных добавок занимается компания «Промёд». По итогам прошлого года выручка предприятия увеличилась в два раза и составила около 6 млн рублей. Пермяки еще около десяти лет назад решили не расширять линейку добавок к пище, а выпускать обычные пищевые продукты дополнительно к бальзаму.

Иван Чебан, исполнительный директор компании «Промёд»:— Такие БАДы, как бальзам «Пормёд», производят многие другие компании. И мы нашли другие ниши, где мы можем получить прибыль. Это продукты на основе чаги, на основе живицы и напитки наши на основе мёда. Рост производства БАД — 5–10% в год. А остальные, например, продукты на основе чаги — 20–25% в год.

Процедура сертификации добавок проще, чем лекарств, но все же сложнее, чем обычных продуктов и дороже в 4–5 раз. При производстве БАД около половина зарплат приходится на сырье, четверть — зарплата работников, еще 20% приходится на налоги. Также «Промёд» добавляет 20% в качестве прибыли, чтобы возместить затраты на разработку и сертификацию бальзама.

С апреля 2021 года начался эксперимент по маркировке добавок. Власти хотят таким образом бороться с фальсификатом. При этом идея маркировки не вызывает поддержки у участников рынка, так как по их информации, в России практически не выпускают поддельные БАДы. Кроме того, инициатива маркировки всех видов добавок расценивается как нецелесообразная.

"