Posted 24 августа 2018,, 02:01

Published 24 августа 2018,, 02:01

Modified 2 марта 2023,, 14:06

Updated 2 марта 2023,, 14:06

«Не волнуйся, он далеко не уйдёт» или Хоакин Феникс против алкоголизма

24 августа 2018, 02:01
Уровень спойлеров: низкий | Рейтинг: 5/5 | 18+ Жизнеутверждающая мелодрама от Гаса Ван Сента, в которой режиссёр открывает в себе Бога, а Хоакин Феникс при помощи остроумных карикатур и почти библейского всепрощения лечится от алкогольной зависимости.

Джон Каллахан (Хоакин Феникс) — страдающий от алкогольной зависимости инвалид-колясочник, от которого в детстве отказалась мать. Через несколько лет он станет знаменитым на всю страну художником-карикатуристом, работы которого, наполненные едким юмором и остроумной сатирой, будут публиковаться во многих известных изданиях. А пока он проводит свою жизнь, не выпуская бутылки из рук. До тех пока не попадает в аварию, которая окончательно лишает его возможности двигаться. Иной человек (или вернее иной герой фильмов Ван Сента) наверняка принялся бы и дальше разрушать свою жизнь, но Джон берёт себя в руки, находит новых друзей, смысл жизни и собственный путь к всепрощению.

Во время просмотра «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» на Берлинском кинофестивале, кажется, никто из сидевших в зале зрителей не мог себе представить, что Гас Ван Сент, до этого снявший провалившиеся везде фильмы «Земля обетованная» и «Море деревьев» (на самом деле вполне сносное высказывание о поисках причин для жизни), снимет один из самых жизнеутверждающих и ярких фильмов этого года. В истории о безнадёжном пропойце, которого играет Хоакин Феникс, не так просто это разглядеть, ведь история рассказывается с конца и никаких особых сюрпризов в себе не несёт. Что вполне логично, «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» кино другого толка.

Вместо каких-либо крутых поворотов здесь обволакивающая атмосфера и невероятно светлый Хоакин Феникс, окружённый другими талантливыми актёрами вроде Руни Мары (играет волонтёра-медсестру Анну), обаятельного Джоны Хилла (руководитель клуба анонимных алкоголиков Донни) или совсем эпизодического, но не менее важного для фильма Джека Блэка (собутыльник главного героя с поломанной судьбой по имени Декстер).

Все они возникают перед зрителем постепенно, так или иначе олицетворяя определённую часть жизни, с которой герой пытается примириться: Декстер — прошлый гедонический образ жизни героя, Донни — алкогольную зависимость и тотальное разочарование от собственной жизни, а Анну — материнский образ, с которым у Джона особая связь в фильме.

Поиски матери вообще можно назвать одной из движущих сил фильма, так как именно с него начинается путь героя к принятию себя. Но создатели, к счастью, избегают стереотипных сцен. Всё, что видит герой — это постоянно ускользающий образ, который в итоге появится на несколько секунд в кадре, чтобы Джон (и сам режиссёр-рассказчик в его лице) обрёл Бога и простил себя за все происходящие в его жизни неприятности. Однако фильм не становится после этой сцены сказкой, как можно было бы предположить. Герой волшебным образом не встаёт на ноги и не прощается легко с алкоголем. Но что точно меняется, так это отношение героя к себе и окружающим, а также его уверенная беспечность, позволяющая ему вернуться к любимому с детства рисованию.

Гас Ван Сент вместе со своим героем рассуждает о том, что лучший способ бороться со своими пороками — это помириться с ними. Жизнь можно пройти пешком или проехать на моторизированном инвалидном кресле. Важно лишь то, как ты это сделаешь, посадишь ли на коленки красавицу-подружку или в порыве абстиненции будешь пытаться открыть бутылку виски ртом. Ведь в конце концов, Джон с улыбкой принимает и свою инвалидность, и зависимость и талант рисовать ненавистные многим, но весьма остроумные карикатуры.

Довольно часто жизнь подбрасывает режиссёрам и сценаристам материал для фильмов. Как это было в случае с книгой Каллахана, на основе которой и был написан сценарий «Не волнуйся, он далеко не уйдёт». Однако, если фильм Ван Сента вас не вдохновил или же вам просто захочется добавки, то я могу порекомендовать вам ещё три похожих фильма:

  1. «Игры разума» (2001), Рон Ховард, 12+. Рассел Кроу играет нобелевского лауреата по математике Джона Форбса Нэша, который отчаянно борется с наступающей у него шизофренией. Болезнь появляется внезапно и почти до самого конца зритель не может понять реальны ли галлюцинации героя или нет. Это расстройство мешает учёному заниматься своими исследованием в области теории игр, но он всё же учится жить с этой болезнью и принимает себя таким, как есть.
  2. «Рэй» (2004), Тейлор Хэкфорд, 12+. Биографический фильм о жизни известного темнокожего американского певца Рэя Чарльза, за который Джейми Фокс получил свой заветный Оскар. История примечательна не только тем, что все главные роли исполнены афроамериканцами, но и тем, что Чарльз был с детства слепым. Несмотря на свой недуг, он однако выучил ноты и по уши влюбился в музыку, что позволило ему преодолеть насмешки окружающих и катастрофически бедное детство. К слову, Джейми Фокс сам исполняет все музыкальные номера в фильме.
  3. «Король говорит!» (2010), Том Хупер, 16+. Ещё одна реальная история, в которой Колин Фёрт герцога, готовящегося стать королём Англии Георгом VI. Есть только одна проблема, у героя ужасное нервное заикание, которое мешает ему как-либо адекватно коммуницировать с окружающими. На помощь приходит неортодоксальный логопед, который помогает будущему королю Англии (между прочим отцу Елизаветы II) избавиться от дефектов речи и полюбить себя. Кстати, Колин Фёрт в итоге получил за свою роль Оскар и Золотой глобус.

В России, к сожалению, работы Джона Каллахана никогда не пользовались популярностью. Если о них вообще кто-то слышал. Поэтому я решил исправить это недоразумение и выложить здесь несколько наиболее забавных работ этого художника.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"