Posted 24 августа 2018,, 02:01
Published 24 августа 2018,, 02:01
Modified 2 марта 2023,, 14:06
Updated 2 марта 2023,, 14:06
Джон Каллахан (Хоакин Феникс) — страдающий от алкогольной зависимости инвалид-колясочник, от которого в детстве отказалась мать. Через несколько лет он станет знаменитым на всю страну художником-карикатуристом, работы которого, наполненные едким юмором и остроумной сатирой, будут публиковаться во многих известных изданиях. А пока он проводит свою жизнь, не выпуская бутылки из рук. До тех пока не попадает в аварию, которая окончательно лишает его возможности двигаться. Иной человек (или вернее иной герой фильмов Ван Сента) наверняка принялся бы и дальше разрушать свою жизнь, но Джон берёт себя в руки, находит новых друзей, смысл жизни и собственный путь к всепрощению.
Во время просмотра «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» на Берлинском кинофестивале, кажется, никто из сидевших в зале зрителей не мог себе представить, что Гас Ван Сент, до этого снявший провалившиеся везде фильмы «Земля обетованная» и «Море деревьев» (на самом деле вполне сносное высказывание о поисках причин для жизни), снимет один из самых жизнеутверждающих и ярких фильмов этого года. В истории о безнадёжном пропойце, которого играет Хоакин Феникс, не так просто это разглядеть, ведь история рассказывается с конца и никаких особых сюрпризов в себе не несёт. Что вполне логично, «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» кино другого толка.
Вместо каких-либо крутых поворотов здесь обволакивающая атмосфера и невероятно светлый Хоакин Феникс, окружённый другими талантливыми актёрами вроде Руни Мары (играет волонтёра-медсестру Анну), обаятельного Джоны Хилла (руководитель клуба анонимных алкоголиков Донни) или совсем эпизодического, но не менее важного для фильма Джека Блэка (собутыльник главного героя с поломанной судьбой по имени Декстер).
Все они возникают перед зрителем постепенно, так или иначе олицетворяя определённую часть жизни, с которой герой пытается примириться: Декстер — прошлый гедонический образ жизни героя, Донни — алкогольную зависимость и тотальное разочарование от собственной жизни, а Анну — материнский образ, с которым у Джона особая связь в фильме.
Поиски матери вообще можно назвать одной из движущих сил фильма, так как именно с него начинается путь героя к принятию себя. Но создатели, к счастью, избегают стереотипных сцен. Всё, что видит герой — это постоянно ускользающий образ, который в итоге появится на несколько секунд в кадре, чтобы Джон (и сам режиссёр-рассказчик в его лице) обрёл Бога и простил себя за все происходящие в его жизни неприятности. Однако фильм не становится после этой сцены сказкой, как можно было бы предположить. Герой волшебным образом не встаёт на ноги и не прощается легко с алкоголем. Но что точно меняется, так это отношение героя к себе и окружающим, а также его уверенная беспечность, позволяющая ему вернуться к любимому с детства рисованию.
Гас Ван Сент вместе со своим героем рассуждает о том, что лучший способ бороться со своими пороками — это помириться с ними. Жизнь можно пройти пешком или проехать на моторизированном инвалидном кресле. Важно лишь то, как ты это сделаешь, посадишь ли на коленки красавицу-подружку или в порыве абстиненции будешь пытаться открыть бутылку виски ртом. Ведь в конце концов, Джон с улыбкой принимает и свою инвалидность, и зависимость и талант рисовать ненавистные многим, но весьма остроумные карикатуры.
Довольно часто жизнь подбрасывает режиссёрам и сценаристам материал для фильмов. Как это было в случае с книгой Каллахана, на основе которой и был написан сценарий «Не волнуйся, он далеко не уйдёт». Однако, если фильм Ван Сента вас не вдохновил или же вам просто захочется добавки, то я могу порекомендовать вам ещё три похожих фильма:
В России, к сожалению, работы Джона Каллахана никогда не пользовались популярностью. Если о них вообще кто-то слышал. Поэтому я решил исправить это недоразумение и выложить здесь несколько наиболее забавных работ этого художника.
Николай Гостюхин для Properm.ru