Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
6227 0
Выздоровели
4458 +0
Умерли
278 +4
Properm.ru
Фоторепортаж из кинотеатра: Разбирая архивы, нашли запись «Уволен в связи с уходом на фронт» Кто не задумывался о том, что происходит в будке киномеханика, когда в зале крутят фильм? Как выглядит хранилище кинотеатра и какие реликвии можно найти в запасниках? Отвечаем на эти вопросы в одном фоторепортаже.

Фоторепортаж из кинотеатра: Разбирая архивы, нашли запись «Уволен в связи с уходом на фронт»

12 августа 2014, 16:00

Фоторепортаж из кинотеатра: Разбирая архивы, нашли запись «Уволен в связи с уходом на фронт»
Фото: Татьяна Бурцева для Properm.ru
Кто не задумывался о том, что происходит в будке киномеханика, когда в зале крутят фильм? Как выглядит хранилище кинотеатра и какие реликвии можно найти в запасниках? Отвечаем на эти вопросы в одном фоторепортаже.

Кинотеатр «Премьер» регулярно проводит экскурсии. Вот так прошла наша.

Теперь обо всем по порядку.

На входе в кинотеатр нас встретила заведующая архивом Вера Масагутова и символ фестиваля «Флаэртиана» золотой «Нанук».

«Нанук с севера» — немой документальный фильм Роберта Флаэрти, рассказывающий о жизни людей на берегах Гудзона в Канаде.

На стенах афиша предстоящих сеансов. В «Премьере» аудитория смотрит «другое кино», голливудские блокбастры здесь гости не частые. Основной репертуар — это авторское и арт-хаусное кино, ретро-сеансы, а также мировые и российские премьеры.

Ежемесячно тысячи людей проходят через эти коридоры, чтобы погрузиться в мир кино.

— Ну, собственно вот, — распахнула двери в кинохранилище наш экскурсовод.

Здесь стоят десятки стеллажей и тысячи пленок.

От увиденного разбегаются глаза. Здесь и специальный погрузочный лифт, несколько старых тележек, для перевозки пленки, плакаты с автографами знаменитостей, картотека фильмов, сотни напечатанных афиш предстоящих сеансов.

Всего в фонде КГАУК «Пермкино» сегодня 11 153 копий фильмов. Фонд включает в себя фильмы, созданные с 1925 по 2011 годы.

У вас есть «Броненосец Потемкин»? — спрашиваю я у Веры Николаевны.

— Он на втором этаже, сейчас принесут, — отвечает женщина .

Для быстрого поиска нужной ленты был создан алфавитный указатель, и по вашей просьбе могут принести интересующий фильм.

В огромном архиве нет места хаосу, все пронумеровано, отсортировано и занесено в картотеку. Каждый фильм разделен на части: один бокс — 10 минут. Таких боков тысячи. В среднем каждый фильм разбит на девять частей, которые в процессе показа монтируются киномехаником. Иногда, чтобы найти нужный фильм, приходится потратить не один час.

— Сколько лет вы это собирали?

— Я здесь всего 14 лет работаю, — скромничает Вера Масагутова. — Как-то перебирая архивные документы, мы нашли запись «Уволен в связи с уходом на фронт». То есть начали собирать еще до войны. Сейчас в архиве 11 тысяч копий.

Большинство кейсов для пленок — старые, но главное не «обертка», а начинка.

— Откуда поступают фильмы?

— Привозят кто угодно и откуда угодно, — рассказывает Масагутова. — Раньше на лошадях возили. Сейчас кинематографисты делятся своими копиями, отправляют их на самолетах, поездах. Так и собрали. Еще ведь госзаказ был, копии фильмов отправляли по всем городам.

На архив можно посмотреть и со второго этажа, на котором расположено еще несколько тысяч копий.

В соседнем помещении что-то шумит.

— Что там?

— Реставрационная комната, пойдемте туда.

Помещение обложено голубой плиткой, у стен две реставрационные машины. За громоздким аппаратом сидит женщина и следит за движением пленки по катушкам. Ее профессия уникальна: она одновременно реставратор фильмов, фильмопроверщица и киномеханик.

Регулярно потрепанные пленки фильмов проходят процедуру реставрации. Процесс долгий и тщательный, за которым следят только лучше специалисты.

В таком деле одной аккуратности мало, необходимо знать о свойствах пленки, растворах, через которую можно пропускать ленту, время просушки и еще много много всего.

Я закончила техническое училище, по профессии киномеханик, но по специальности почти не работала. Здесь научилась всему. За 28 лет кем я только не поработала, — рассказывает Ирина. — Раньше наш архив был на Егошихинском заводе.

Пока мы разговаривали, принесли «Броненосец Потемкин». В старых боксах лежит пленка с шедевром Сергея Эйзенштейна. Не оригинал, к сожалению, а несколько раз перезаписанная версия.

Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён.

— Какой у пленки срок годности?

— Он измеряется не годами, а количеством просмотров, — поправляют меня специалисты. — В среднем, после 500 сеансов пленку отправляют в утиль. Реставрацию проводят по необходимости, которую определяет фильмопроверщица, когда обнаруживает полосы, царапины или загрязнение. После реставрации срок эксплуатации фильма продлевается. Эта версия «Потемкина» записана в 70-х годах, сам фильм 1925 года. Есть у нас у копия «Титаника», которая тысячу сеансов пережила.

Психрометр измерят все необходимые показатели. Сейчас в помещении температура чуть выше нормы, но отклонение не серьезное — 4 градуса. По словам Веры Масагутовой, в московских архивах круглогодично держится 10 градусов, и пленка находится в отличном состоянии.

Во всех залах прохладно, температура не должна превышать 14–15 градусов при влажности 65–70%. Такие условия оптимальные и не подвергают материал деформации.

Помимо «Потемкина» раритеты фонда «Пермкино» — «Катька — бумажный ранет» — режиссёров Э. Иогансона и Ф. Эрмлера, 1926 года, «Воздушный извозчик» — Герберта Раппапорта, 1943 года, и классика зарубежной кинематографии: «Золотая лихорадка» — Чаплина, США, 1925 года «Серенада солнечной долины» — Б. Хамберстоуна, США, 1941 года, «Сестра его дворецкого» Ф. Борзейги, США, 1943 года.

«Сталкер», 1979 года. реж. Андрей Тарковский

«Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» — фильм, снятый в Перми по мотивам книги Льва Давыдычева. Пленка, как нам рассказали, не перезаписывалась с момента выпуска, то есть с 1966 года.

Мы сюда очень много актеров привозили, и все восторгались. Например, Светлана Тома приезжала. Василий Лановой, Сергей Шакуров, Никита Джигурда.

Константин Хабенский не приезжал?

— Он работал с нашими ребятами над «Географом», но не дошел. Я потом говорю им, «Вы чего Костика то не взяли?!». А они мне «Ну так получилось».

У каждого из залов есть собственная аппаратная, где и стоят кинопроигрыватели. Из этого помещения идет трансляция фильма. У стены теснятся два советских кинопроектора 23КПК.

С 70-х годов XX века 23КПК использовались по всей стране. Такой кинопроектор предназначен для показа широкоформатных фильмов на 35 мм пленке. На данный момент лишь некоторые кинотеатры пользуются подобным аппаратом.

Сейчас идет фильм, но через DVD, — уточняет мой экскурсовод. — Обычно с этими машинами работает киномеханик. Одна бобина крутится здесь, другая на соседнем — показывает главный хранитель пленки. — Главное в этом деле, успеть вовремя переключиться с одной на другую, чтобы зритель ничего не заметил. Со стороны может показаться, что это легко, но подобный процесс требует огромного опыта и мастерства.

Объектив проектора направлен на экран, но сегодня его подменяет более современный брат по цеху.

Осматриваем машины, которые показали тысячи фильмов. Аккумуляторы, магнитные ленты, звуковоспроизводящая и усилительная аппаратура позволяют зрителю на полтора часа погрузиться в иной мир. Всего подобных «капэкашек» в кинотеатре шесть, и все исправно работают.

— Пойдемте на улицу, посмотрим на Братьев Люмьер, — приглашает Вера Николаевна. Вот что я вижу в финале своей экскурсии.

Альтернативная версия создания цветного кино братьями Люмьер. Принято считать, что именно фильм «Прибытие поезда» дал импульс для дальнейшего развития синематографа.

Граффити на стене архива. В центре знаменитое «Прибытие поезда», фильм, который впервые передал движение в перспективе, а по краям от него, братья Луи и Огюст Люмьер.