Posted 16 марта 2009,, 09:05

Published 16 марта 2009,, 09:05

Modified 2 марта 2023,, 17:24

Updated 2 марта 2023,, 17:24

В галерее «Марис-арт» открылась «театральная» экспозиция

16 марта 2009, 09:05
В стенах частной галереи «Марис-арт» открылась выставка, посвященная 50-летию реконструкции Пермского академического театра оперы и балета.

В стенах частной галереи «Марис-арт» открылась подготовленная Пермским краевым музеем выставка, посвященная 50-летию реконструкции Пермского академического театра оперы и балета.

В 1959 году завершилась грандиозная реконструкция здания Молотовского театра оперы и балета, которая продолжалась три года. Все этапы этого процесса запечатлены на фотографиях, которые сегодня можно увидеть в «Марисе». Во время реконструкции спектакли шли на сцене Дворца культуры им. Сталина (ныне — им. Солдатова), а реквизит оказался в самых разных местах. Более 260 графических листов с эскизами театральных костюмов и декораций, сделанных в разное время, спас главный художник театра Валерий Аверкиев. Впоследствии эти эскизы он подарил Пермскому краевому музею, и сегодня они составили основу экспозиции, посвященной своеобразному театральному юбилею.

Кроме всего прочего, выставка в «Марисе» ненавязчиво напоминает о том, что назрела необходимость новой театральной реконструкции и что подобные выставки могли бы проходить и в самом театре, вернее, в театральном музее вокруг забытого ныне памятника Сергею Дягилеву.

«Герои» выставки — пять театральных художников: Борис Матрунин, Владимир Людмилин, Петр Львов, Татьяна Бруни и сам Валерий Аверкиев. Самые старые работы — три эскиза к балету «Лебединое озеро», которые Татьяна Бруни сделал еще не для пермского, а для кировского балета в 1943 году, когда этот знаменитый ленинградский театр находился в эвакуации в Перми.

Наиболее полно представлено творчество Бориса Матрунина, выдающегося художника, стоявшего у истоков создания полноценного репертуарного театра в Перми. Именно он придумал костюмы и декорации, когда в 1944 году создавался первый спектакль уже без помощи ленинградцев — опера Бородина «Князь Игорь». Матрунин работал в московских театрах, был главным художником ансамбля под управлением Игоря Моисеева, а в Перми оказался, подобно многим другим выдающимся деятелям культуры, потому что был репрессирован. И даже Сталинская премия ему не помогла. После реабилитации в 1955 году и до старости он был главным художником Молотовского, а потом и Пермского театра оперы и балета.

Экспозиция в «Марисе» состоится не только из театральной графики. Здесь представлены настоящие театральные костюмы из музейных коллекций. Самый оригинальный — костюм Ирода из постановки «Саломеи» Рихарда Штрауса (1995 год), созданный испанскими художниками (постановка была совместной, и в Испании даже был снят соответствующий видеофильм). На этом богато расшитом одеянии наряду с бисером, полудрагоценными камнями и паетками в качестве декора использованы микросхемы, диоды и транзисторы.

"