Posted 15 июля 2015,, 08:00

Published 15 июля 2015,, 08:00

Modified 2 марта 2023,, 17:24

Updated 2 марта 2023,, 17:24

Как продажа участка на Avito обернулась для пермячки потерей 25 тыс. рублей c банковского счета

Как продажа участка на Avito обернулась для пермячки потерей 25 тыс. рублей c банковского счета

15 июля 2015, 08:00
Наталья Варламова
Фото: Properm.ru
В сети набирает популярность еще один вид карточного мошенничества, основанный на социальной инженерии. В Западно-Уральском банке Сбербанка России говорят, что еще в начале года обращений с жалобами на такие мошенничества не было. Сейчас их 10-15%.

Жительница Перми Марина лишилась 25 тыс. рублей со своего банковского счета, попавшись на уловку интернет-мошенников, действовавших под видом покупателей на сервисе бесплатных объявлений Avito.ru. Об угрозе такого мошенничества со стороны «покупателей» ранее уже предупреждали правоохранительные органы Пермского края.

По словам начальника отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Пермскому краю Марка Левина, заявления, где потерпевшими являются не покупатели, а продавцы, в последнее время поступают всё чаще. «Им звонят «покупатели» и просят сообщить реквизиты их банковских карт якобы для перевода денег за товар. На самом деле, получив конфиденциальные сведения о банковской карте, мошенники снимают с нее деньги», — рассказывал Левин. Он также советовал быть бдительными и ни в коем случае не говорить третьим лицам номер карты, PIN-код, а также CVV-код, размещенный на ее оборотной стороне.

По словам пермячки Марины, она подавала объявление на Avito.ru о продаже земельного участка, на которое откликнулась девушка, представившаяся Викторией. «Она позвонила, сказала, что по объявлению и готова купить участок. В ответ я предложила ей приехать и посмотреть на землю. Она отказалась, сославшись на то, что находится в другом городе и будет в Перми позднее. И предложила мне снять участок с продажи, заявив, что готова его забронировать и перевести мне на карту предоплату в размере 50 тыс. рублей», — вспоминает события того дня Марина.

Марина:— Я продиктовала номер карты. На тот момент на ней находилось рублей 10. После Виктория позвонила еще раз, сказав, что перевела деньги, а мне должно прийти SMS с паролем подтверждения, который я должна ей сказать. Я назвала и мне пришла SMS-ка, подтверждающая, что на счет пришли 25 тыс. рублей. Тут же раздался еще один звонок от Виктории. Она извинялась, что операция по переводу 50 тыс. рублей прошла не полностью и сейчас она повторила платеж на 25 тыс. рублей. Также сказала, что сейчас опять должно прийти SMS с паролем. Я вновь назвала пароль, но на этот раз 25 тыс. рублей со счета у меня были сняты. Уже позднее в Сбербанке я узнала, что деньги были сначала переведены с моего сберегательного счета на мой же карточный, а с карты отправлены на другую карту. Естественно, Виктория на мои звонки уже не отвечала, ее номер был недоступен.

«Сейчас я понимаю, что все действия Виктории были направлены на то, чтобы сбить меня с толку. На протяжении получаса она беспрестанно названивала, не давала опомниться и времени на «подумать», говорила делать всё «срочно-срочно», кроме того на заднем фоне слышался плач ребенка и разговор с мужчиной», — рассказывает пострадавшая от действий мошенников.

Евгений Соловьев, управляющий партнер компании «Бизнес-разведка.ру»:— В последнее время вектор атаки злоумышленников постепенно смещается с воровства денег с помощью изготовления дубликатов банковских карт, к мошенничеству с системами дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Причем возможны различные варианты: от установки на компьютер или смартфон владельца банковской карты вируса, который незаметно похищает пароли и выполняет от имени владельца карты несанкционированные операции, до простого телефонного мошенничества, как в случае с Мариной. Подобный прием принято называть «социальной инженерией» — метод несанкционированного доступа к информационным ресурсам, основанный на особенностях психологии человека.

По мнению Константина Варова, управляющего директора компании «Диасофт Платформа» (занимается разработкой системного программного обеспечения для финансовых компаний), от подобного рода мошенничества страдают клиенты разных банков, но самое распространенное сочетание — это пожилой клиент Сбербанка.

Константин Варов:— Причины просты. Это крупнейший банк с обширнейшей клиентской базой, среди которой немало пенсионеров, которые не очень хорошо разбираются в современных технологиях и свято верят, что с деньгами на их сберегательных счетах ничего случиться не может. При этом у Сбербанка развитая система дистанционного банковского обслуживания и не очень «параноидальная», по сравнению с рядом других банков, процедура контроля операций на предмет мошенничества.

В самом Сбербанке говорят, что такого рода мошенничества набирают обороты с апреля 2015 года. «Если в январе подобных обращений в банк не было, то последние 2–3 месяца на них приходится 10–15% всех обращений», — поясняют в пресс-центре Западно-Уральского банка Сбербанка России.

Эксперты Properm.ru единодушны во мнении: ошибкой Марины стало то, что она сообщила незнакомому человеку конфиденциальные пароли, пришедшие ей в SMS-ках. «Самая главная и грубая ошибка — сообщить незнакомому лицу коды для проведения операций. Да еще перед этим не посмотреть, что это за операция. Вторая ошибка, чуть менее грубая, — сообщить реквизиты карты постороннему человеку. Нужно помнить, что в ряде случаев даже той информации, что есть на лицевой стороне карты, хватит, чтобы успешно лишить человека всех денежных средств. Никогда и ни при каких условиях никто посторонний не должен одновременно знать и номер телефона владельца карты, и реквизиты карты. Обывателю, не знакомому с тем, что могут использовать современные мошенники, лучше вообще не связываться с высокотехнологичными способами передачи денег», — считает Константин Варов.

Евгений Соловьев предполагает, что, сообщая пароли, приходившие в SMS-сообщениях, Марина сначала предоставила мошенникам доступ в свой личный кабинет в интернет-банке (сказав первый пароль), а потом подтвердила операцию перевода денег со своей банковской карты на карту злоумышленников (сказав второй пароль). «Для перевода денег между собственными счетами подтверждений не требуется», — напоминает эксперт.

В Фора-Банке также обращают внимание на то, что в данной ситуации, особенно связанной с куплей-продажей объекта недвижимости, уже могло вызвать сомнение желание покупателя перевести немалую сумму денег на счет продавца. «При том что покупатель не видел предмет сделки и не имел на руках ее документального оформления», — добавляют в банке.

Эксперты также скептически оценивают шансы Марины на возврат денег, в том числе со стороны Сбербанка. Клиент, став жертвой социальной инженерии, сам выдал мошенникам информацию, подтверждающую перевод денег. «Банк не компенсирует ущерб, так как инцидент произошел по вине клиента. Такая оговорка есть в любом клиентском договоре. Поэтому клиентам банков надо быть очень внимательными, чтобы не попадаться на удочку финансовых мошенников», — резюмирует исполнительный директор Группы компаний InfoWatch Всеволод Иванов.

Ущерб можно было бы предотвратить только при своевременном обращении в банк. «Обратиться в банк можно по телефону указанному на сайте банка, пластиковой карте или договоре. Чем быстрее клиент позвонит в банк, тем больше вероятность возврата денег», — говорят в Уральском банке реконструкции и развития.

"