Posted 17 декабря 2013,, 03:00

Published 17 декабря 2013,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 17:09

Updated 2 марта 2023,, 17:09

Какую систему оплаты проезда в общественном транспорте выберет Пермь?

17 декабря 2013, 03:00
Турникеты, которые приведут к столпотворению на остановках. Терминалы на поручнях, провоцирующие зайцев. Или армия кондукторов с платежными устройствами в руках. Выбираем вариант для Перми.

В Перми уже не первый год городские власти и перевозчики обсуждают вопрос о введении электронной системы оплаты проезда (ЭСОП). Вот и глава городской администрации Анатолий Маховиков поручил сделать всё необходимое для того, чтобы со второго квартала 2014 года пермяки смогли купить в общественном транспорте «электронный билет».

Самая известная схема организации электронной системы оплаты проезда — установка турникетов. Перевозчик Игорь Колесников в недавнем интервью Properm.ru, отвечая на вопрос об ЭСОП, говорил именно об установке турникетов: «Представьте, у нас на остановочных комплексах у Центрального колхозного рынка запускать людей через турникет? Это просто нонсенс!»

Хотя турникеты — это отнюдь не единственный способ внедрения электронной системы оплаты проезда. Об этом и других вариантах Properm.ru рассказала Яна Степанцева, проект-менеджер компании «Биллинговые системы».

Турникет не только самый невозможный вариант для Перми, но и самый невыгодный. С одной стороны, турникеты освободили бы перевозчиков от расходов на содержание штата кондукторов. Но с другой, они порождают новые затраты.

Согласитесь, сложно представить, как пассажиры будут заходить в автобус через турникет, особенно в час пик. А на протяжении 70% рабочего времени автобус заполнен почти на 100%. Еще сложнее представить следующие картинки. Как вы будете выходить из автобуса, а в это время толпа, наоборот, пытаться в него зайти? Как в автобус через турникет будут заходить мамы с колясками, инвалиды?

Из-за турникетов, установленных в салоне транспорта, увеличится время простоя на остановках. Опыт московских перевозчиков показывает, что без турникета посадка пассажиров занимает 40-50 секунд, с турникетом – 2-3 минуты. Следовательно, увеличится время нахождения автобусов на маршрутах. Чтобы остаться в существующем графике и обеспечить перевозку всех пассажиров, придется увеличивать количество автобусов. Это первая трата. Вторая — расходы на покупку и установку турникетов. Это удовольствие не из дешевых — от 47 тыс. рублей на один турникет.

Еще более нереальный вариант для Перми — это установка терминалов на поручни в автобусе для приема оплаты за проезд без участия кондуктора. Все понимают, что таким образом в разы увеличится число зайцев. Вопрос с «зайцами» можно частично решить постоянным контролем. Но получается, что придется увеличивать штат контролеров, это уже затрата не перевозчика, а администрации.

Однако терминалами для приема оплаты за проезд можно снабдить кондукторов. Они значительно дешевле турникетов, их стоимость начинается от 15 тыс. рублей.

Электронный терминал дает пассажиру свободу выбора. Воспользоваться услугами перевозчика можно будет как за наличные деньги, так и с помощью специальной транспортной карты или при наличии проездного билета.

С одной стороны, покупка таких терминалов не избавит перевозчиков от расходов, идущих на зарплату кондукторам. Но с другой стороны, она упростит им жизнь и взаимодействие с администрацией.

Сегодня муниципалитет выплачивает перевозчикам возмещение за льготных пассажиров — студентов, пенсионеров, которые ездят по проездным. Для того, чтобы узнать сколько раз пассажир воспользовался льготным проездным в общественном транспорте периодически проводятся замеры. В один прекрасный день кондукторы начинают выдавать пассажирам билеты разных цветов в зависимости от их категории. Вот это и есть замер. Естественно, это не полная и не самая правдивая статистика. Тогда как терминалы предоставят четкую и достоверную информацию не только об общем количестве пассажиров, но и обо всех их категориях. Кроме того, перевозчики получат контроль за кондукторами, которые не смогут положить себе деньги в карман. Невозможным станет проезд на одном автобусе по одному и тому же билету 2-3 раза, так как терминалы точно фиксируют время покупки билета, порядковый номер билета, маршрут и номер терминала, который выдал билет.

На наш взгляд, это самый удобный, менее затратный и простой вариант организации электронной системы оплаты проезда в Перми. Однако есть нерешенные вопросы о том, кто будет контролировать эту систему. Администрации настаивает на том, что это должна делать она. Перевозчики естественно против, так как получается, что вся выручка от элетронных билетов сначала будет аккумулироваться в муниципалитете и только потом распределяться между перевозчиками. Этот момент настораживает последних.

"