Posted 14 февраля 2013, 04:35
Published 14 февраля 2013, 04:35
Modified 2 марта 2023, 16:51
Updated 2 марта 2023, 16:51
— Андрей Борисович, сколько месяцев Дил-Банк работает в Перми?
— «Техническое» открытие нашего филиала состоялось 8 октября 2012 года, а полноценно филиал начал свою работу с 1 ноября прошлого года. То есть с ноября мы открываем счета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предоставляем все услуги расчетно-кассового обслуживания, кредитные продукты. Также мы полностью обслуживаем физических лиц: отправляем денежные переводы, принимаем вклады, выдаем кредиты по весьма рыночным, на наш взгляд, условиям. Список операций далеко не исчерпывающий — есть еще сейфовые ячейки, обмен валюты и многое другое.
— Чем полноценное открытие отличается от «технического»?
— Открытие филиала — очень сложный процесс. Прежде чем широко распахнуть двери для клиентов, мы должны были технически отладить программное обеспечение, телекоммуникации, освоить и провести в тестовом режиме все операции, чтобы все работало должным образом.
— Когда был зарегистрирован филиал Дил-Банка?
— В июле 2012 года.
— Июль, август, сентябрь. Получается, три месяца прошло с момента регистрации до открытия. Что происходило в это время?
— Целый комплекс организационных и технических мероприятий. Регистрация, а точнее, внесение «записи в книгу государственной регистрации» — это «юридический факт», позволяющий поставить «обособленное подразделение» на налоговый учет, на учет во всевозможные фонды. Необходимо организовать каналы связи, наладить электронный документооборот, открыть счета в расчетно-кассовом центре Банка России и многое другое. При этом есть определенная последовательность действий и сроки рассмотрения документов: пока ты не встал на налоговый учет, ты не можешь совершать дальнейшие шаги и т.д.
— Три месяца — это долго?
— Полагаю, что любой банковский специалист скажет, что период в три месяца с момента регистрации до момента начала операций, это еще немного.
При этом хотелось бы подчеркнуть партнерскую позицию Главного Управления Банка России по Пермскому краю. Его сотрудники относятся к кредитным организациям края как к партнерам и коллегам в общем деле формирования устойчивой и надежной банковской системы. Не везде можно встретить такое отношение.
— Открыть операционный или кредитно-кассовый офис ведь проще.
— Да, при открытии оперофиса не требуется регистрации, некоторых согласований. Порядок уведомительный, не нужно открывать корреспондентский счет и вставать на налоговый учет. Однако существуют территориальные ограничения — банк или филиал банка могут открыть внутренние структурные подразделения только в пределах своего федерального округа.
— Почему Дил-Банк пошел по более сложному пути?
— Пермь привлекает многие банки. Если взять первую сотню, то все они так или иначе представлены в Пермском крае или в виде филиалов, или в форме операционных офисов. Это говорит об инвестиционной привлекательности региона.
У нас большой промышленный и сырьевой потенциал, большой потенциал развития, достаточно высокий уровень занятости, доходов населения. Это должным образом оценивается и федеральными московскими банками и крупными региональными банками, которые стремятся быть здесь представленными в том или ином виде. Вот и Дил-Банк пришел в Прикамье, чтобы успеть «застолбить» свой участок и начать его потихоньку возделывать, в партнерстве с местным бизнесом, со всеми кто нам доверяет.
— Вы говорите о том, что Пермский край — инвестиционно привлекательный регион. Но почему Прикамье проигрывает соседней Свердловской области? Например, по банковскому сектору по всем статьям?
— Я как-то читал интервью Алексея Иванова (пермский писатель — Properm.ru), там он выводит различие между пермяком и свердловчанином из геологического строения Урала. С запада Уральские горы отлогие, а с восточной — более крутые. Вот у нас, в Пермском крае они отлогие, а там, у них — как раз крутые. Соответственно пермяк неспешен, более склонен к меланхолии и рефлексии. Свердловчанин по своей природе более активный, инициативный, экстраверт.
Поэтому Екатеринбург опередил Пермь в извечном соревновании, и его уже называют чуть ли не третьей столицей России.
Если серьезно, то объективно финансовые потоки, формирующиеся в Свердловской области, существенно мощнее. Почему так происходит, мне трудно судить, вероятно, не последнюю роль играет структура собственности основных системообразующих активов регионов. В Екатеринбурге существуют корпорации, бенефициары которых находятся в самом регионе, которые контролируют крупные промышленные и финансовые холдинги. К сожалению, в Перми практически не осталось собственного крупного бизнеса.
— То есть в этих условиях банкам нужно конкурировать за розницу и малый бизнес?
— Нужно понимать, что если у тебя нет каких-то корпоративных привязок, то зайти на крупный корпоративный рынок, просто нереально. Тем не менее, остается рынок розничных продуктов, малый и средний бизнес, здесь разворачивается острейшая конкуренция.
— Для Дил-Банка что приоритетнее? Физлица или малый бизнес?
— Мы работаем и с теми, и с другими. При этом вхождение в малый и средний корпоративный сегмент требует больше времени, усилий. Вхождение в розницу происходит быстрее.
— Один из сложных вопросов, который приходится решать банкам при вхождении в новый регион — поиск помещения. Как вы с этим справились?
— Есть два пути: либо искать готовый офис, оборудованный кассовым узлом, в котором уже функционировал какой-то банк, или же строить новый. Если ты ищешь готовый, то изначально связан уже какими-то существующими предложениями, зачастую не в лучших местах. А банку всегда требуется центр, первая линия, первый этаж, хороший трафик.
Из этого исходил Дил-банк, выбирая место для филиала. Такой путь более затратный, но зато банк получил, то что искал. В нашем случае даже близкое соседство с другими банками совершенно не мешает, в чем-то даже помогает.
— Еще один проблемный вопрос для новых филиалов банков — подбор кадров.
— Парадокс в том, что с одной стороны, соискатели говорят, как трудно найти работу, а любой работодатель скажет, что чрезвычайно трудно найти квалифицированных людей на любой участок, в банковском секторе особенно.
В 2008 году замедлился процесс открытия новых банковских структур, какие-то даже закрывались, сейчас вновь открываются филиалы и потребность в квалифицированных банковских кадрах весьма острая.
— На сколько процентов у вас сейчас закрыты вакансии?
— После того, как мы взяли месяц назад последнего операциониста, вакансии стали закрыты на 100%. Но мы около трех месяцев занимались подбором персонала.
— Правда ли, что кассира-операциониста найти сложнее всего? Почему? Нет готовых? А если обучить?
— Легко сказать — обучить. А «обученный» — он начинает искать лучшее место. Каждый хочет взять уже готового специалиста.
Во всех банках, в которых я раньше работал, было четкое деление — обслуживание юридических или физических лиц. В Дил-Банке такого деления нет, и операционисты требуются универсальные. Поэтому была задача найти специалистов, которые имели бы опыт и знания по операционной работе и с «юриками» и с «физиками».
Кроме того, работа фронт-офиса подразумевает постоянное взаимодействие с клиентами, с людьми, что тоже требует особого склада характера.
— Вы сказали, что пришли «застолбить свой участок». А чего вы ждете? Наверно, о доле рынка сложно говорить, учитывая, сколько игроков и какими позициями может похвастать Сбербанк. Кто в этих условиях ваш конкурент?
— Да, есть Сбербанк, есть десятки других крупнейших банков. Может быть, в относительном масштабе нам остается не столь большая доля рынка. Но в абсолютных цифрах рынок достаточно велик, и новому игроку есть с чем работать.
— Сейчас, по прошествии трех-четырех месяцев, чем вы можете похвастаться? Есть уже какие-то показатели, которые не страшно озвучить?
— В цифрах поостерегусь говорить. Уже 25 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей открыли счета, мы выдали несколько кредитов. По абсолютным числам цифры невысокие, но для нас сейчас важно, что мы это сделали, отработали технологию, выстроили взаимоотношения с клиентами.
Весьма неплохо оправдывает наши ожидания работа с вкладчиками, люди идут, несут деньги, доверяют банку. Тем более что вклады в пределах 700 тыс. рублей застрахованы.
В идеале хотелось бы сформировать сбалансированные портфели активных и пассивных продуктов, вкладов и кредитов, по юридическим и физическим лицам.
— Через сколько месяцев можно судить, зря открыт филиал или нет?
— Первые месяцы — это некий индикатор, уже можно сказать, оправдываются ожидания или нет. Но чтобы сделать какие-то предварительные выводы, нужен как минимум год.
— Новому банку сложно раскрутиться, стать узнаваемым? Что делаете для этого?
— Прежде всего — реклама. Конечно, еще работа каждого отдельного сотрудника банка как продавца продуктов банка, работа по активным продажам, по наработанным связям.
К тому же, само расположение офиса в самом центре города играет на нашей стороне. Любой пермяк так или иначе проедет мимо в вечернее время, издалека увидит нашу светящуюся фирменным синим цветом надпись «Дил-Банк», потом прочитает рекламу, и у него возникнет ассоциация.