Posted 11 февраля 2015,, 06:00

Published 11 февраля 2015,, 06:00

Modified 2 марта 2023,, 16:38

Updated 2 марта 2023,, 16:38

«Машина времени»: изучаем историю Перми по статьям журналистов США

11 февраля 2015, 06:00
Изучаем архив The New York Times. С 19 века американцы знают Пермь как территорию человеческих жертвоприношений, место встречи языческих племен и поклонников «Секты малинового Бога». О других поводах для упоминаний нашего города в прессе США читайте в спецпроекте Properm.ru.

В период «культурной революции» Пермь нередко оказывалась на страницах авторитетных англоязычных изданий. Обширные статьи про «сибирский» город публиковали журналисты The Independent и The New York Times. В последнее же время Пермь практически исчезла не только из мировой, но даже из федеральной повестки. Этому способствует отказ от курса развития региона как «культурной» или иной столицы.

Мы проанализировали, какие события нашего города, начиная с царской России, становились достоянием мировой, точнее американской общественности. Такую возможность предоставляет сайт авторитетнейшего издания The New York Times, открывший для своих читателей электронный архив газеты с 19 века. С помощью публикаций, в которых упоминается Пермь, легко можно изучать историю города. Мы выбрали самые интересные из них.

Одна из самых первых, а заодно и наиболее любопытных статей о Перми в The New York Times, относится к июню 1909 года. В заметке озаглавленной «Человеческие жертвоприношения в России», говорится о расследовании преступлений, якобы совершенных пермской «Сектой малинового Бога». «Повторяющиеся исчезновения людей в регионе, где обосновались члены секты бросили подозрение на организацию», — говорится в заметке. По словам журналиста, ссылающегося на сообщения из России, члены секты поклоняются деревянному идолу, окрашенному в человеческую кровь.

«Полиция уже обнаружила секретную могилу с телом человека, предположительно, принесенного в жертву, и предполагает найти еще. Уральский регион, центром которого является Пермь — плодородная почва для разного рода культов. Эта земля — место встречи языческих племен Азии, также как людей, обвиняемых в различных ересях. Эти беженцы веками живут в дремучих лесах региона, и их верования развиваются в наиболее фанатичном ключе», — утверждал The New York Times. К сожалению, о продолжении истории с «Сектой малинового бога» узнать не удается.

Огромный всплеск интереса американцев к происходящему в России в целом и в уральском регионе, в частности, приходится на годы Гражданской войны. В 1919 году издание посвятило массу публикаций перипетиям борьбы белых и красных за обладание Пермью. В заметках, датированных июлем 1919 года, сообщается о срочной эвакуации войск армии Колчака из Перми и захвате города большевиками. О Перми говорится как о бывшем «южном крыле» сил белой армии Колчака, командование которой осуществлялось из Омска. «Если силы белых потеряли Пермь, в их руках остается только одна важная база — г. Екатеринбург», — сообщала американская газета.

Следующее заслуживающее внимания упоминание о Перми в The NY Times приходится уже на 1940 год. Издание сообщает о том, какого размаха достигли празднования 50-летнего юбилея главы советского правительства В.М. Молотова. Два города, в том числе и Пермь, были названы в честь известного государственного деятеля.

В течение долгого времени Пермь практически не появлялась на страницах газеты. Ряд крупных статей был опубликован в годы перестройки. Все эти публикации так или иначе посвящены реабилитации политических заключенных, политрепрессиям и ГУЛАГу. В частности, упоминается один из располагавшихся в Пермской области лагерей — «Пермь-35».

В 1996 году повышенный интерес западных СМИ вызывала президентская гонка в России, в особенности — кампания Бориса Ельцина, начинавшего с крайне низкого рейтинга, но в итоге сумевшего обойти Геннадия Зюганова. На примере Перми показано, какими способами ныне покойный политик завоевывал симпатии электората.

Как сообщал The NY Times в статье «Как Ельцин завоевал город, который холодно смотрел на него», в начале кампании будущий президент был лишь третий по популярности кандидат в городе. Именно в Перми, которая названа в статье «микрокосмом российских возможностей и бед», Ельцин представил свою официальную президентскую программу, которая во многом строилась на противопоставлении «коммунистической угрозе».

По мнению американского издания, наиболее важным для Ельцина было завоевать пермских пенсионеров, которые составляли здесь 35% электората. Для этого одним из ключевых пунктов его программы стало обещание достойной пенсии. Также будущий президент привлек на свою сторону пермскую молодежь, организовав здесь рок-концерт на деньги муниципалитета. «С наступлением вечера грузовик с громкоговорителем медленно проезжал по улицам Перми с призывами к местным жителям отложить в воскресенье свои дачные дела и исполнить гражданский долг», — вспоминал американский журналист.

Последняя на сегодняшний день развернутая статья, посвященная Перми, появилась на страницах издания летом 2011 года. Автор материала «Бильбао на краю Сибири?» амеиканец Финн-Олаф Джонс посмотрел на город как на место, которое «демонстрирует свое стремление стать центром современного искусства России». Properm.ru публиковал свой перевод статьи.

Александр Глушков специально для Properm.ru

"