Posted 17 ноября 2015,, 04:34

Published 17 ноября 2015,, 04:34

Modified 2 марта 2023,, 16:47

Updated 2 марта 2023,, 16:47

Пермскому краеведческому музею 125 лет! Фоторепортаж Properm.ru

Пермскому краеведческому музею 125 лет! Фоторепортаж Properm.ru

17 ноября 2015, 04:34
Фото: Properm.ru
С 2009 в Доме Мешкова располагается Пермский краеведческий музей, который в этом году отмечает 125-летний юбилей. Узнать об интересных экспонатах музея отправились корреспонденты Properm.ru.

На высоком берегу Камы стоит старинный особняк. За более чем вековую историю дом не раз менял хозяев, но в памяти горожан он сохранил имя своего первого владельца — Николая Васильевича Мешкова.

Здание было построено в конце XVIII века и принадлежало семье Яковлевых. Когда дом сгорел, прежние хозяева решили не восстанавливать его, и в скором времени особняк отошел Пермской городской думе. Николай Мешков приобрел его в 1886 году, а к 1889 году, после перестройки, по проекту архитектора АлександраТурчевича (автора домов Любимовой и Грибушина — прим. Properm.ru) дом на набережной Камы стал одним из красивейших зданий старой Перми. С 2009 в Доме Мешкова располагается Пермский краевой музей, который в этом году отмечает 125-летний юбилей.

На входе нас приветствовала Лидия Станиславовна. Экскурсия началась с залов с древнейшими археологическими находками.

Лидия Цвирко, старший научный сотрудник отдела истории Пермского краеведческого музея:— Начало археологической коллекции музея было положено в 1890-е годы с образованием Пермского научно-промышленного музея. Среди первых поступлений были находки из пещерных святилищ Урала и с костищ — родовых и племенных уральских святилищ периода раннего железного века. В настоящее время в коллекции около 250 тыс. находок — это наиболее крупное собрание нашего музея.

С конца XX века фонды отдела археологии пополнялись материалами периода нового времени — русских городов и заводов: керамической и стеклянной посудой, украшениями, орудиями труда городского населения Урала, а также фотографиями и чертежами городских усадеб и промышленных сооружений XVII — XIX веков.

«Клад мезолитических топоров — древнейшая из находок, ей более 9 тыс. лет. Для того времени уровень исполнения топоров высочайший. Подобная техника шлифовки была распространена лишь в эпоху неолита», — рассказала экскурсовод.

На этом же стеллаже расположились и предметы пермского звериного стиля. Оформленные в металл образы животных датируются периодами раннего железного века и средневековья.

Бронзовые амулеты, шаманские изображения и пряжки составляют неотъемлемую часть культуры населения Прикамья.

«Особенностью стиля является наличие многофигурных композиций, заключенных в рамку. Вера в тотемизм, предка-животного — было обязательной частью жизни прикамцев», -уточняет Лидия Цвирко.

По соседству с археологическими находками расположены древнецерковные предметы.

Лидия Цвирко:— Скончался Стефан Пермский в Москве, в Спасском монастыре Кремля. До нашествия поляков его мощи хранились открытыми, а рядом с гробницей находился и епископский посох. Но в 1612 году гетман Ходкевич вывез его в Литву и передал в Супрасльский монастырь, где вскоре он был утерян. Но по счастливой случайности в середине XIX века один польский лесничий нашел посох и передал его в церковь, после чего Синод указал передать посох в Пермь, где он хранился в кафедральном соборе.

— Это редчайший предмет, скорее всего, единственный, — подчеркивает Лидия Станиславовна. — Одна из первых печатных книг в России — «Евангелие» анонимной типографии. Официально книгопечатание началось с «Апостола» Ивана Федорова в 1564, этот предмет датируется 1554 годом.

Переходим в соседний зал, посвященный предметам чугунного художественного литья, которое прославило Пермский край далеко за пределами России.

Предметов художественного литья и ковки в коллекции около 300 единиц. Это образцы чугунного художественного литья Каслинского, Добрянского, Очерского, Кусинского и других заводов Пермской губернии. Кованые железные решетки, ворота, крылечные навесы, литые половые плиты, опоры перил — детали памятников архитектуры прикамских городов.

Это знаменитый «Рудознатец» Каслинского завода. В музей он поступил в 1934 году из театрального сквера (Ныненшний сквер им. С.П. Дягилева). Связана фигура с личностью вагула Степана Чумпина, который указал чиновникам месторождение магнитного железняка на горе Благодать. По одной из версий его убили соплеменники за то, что он рассказал тайну месторождения, которое было святым местом для вагулов, — рассказывает Лидия Станиславовна.

По словам экскурсовода, уральское кровельное железо было известно во всей Европе. Вероятно, этот образец (на фото выше) покрывал крышу Пермского университета. К концу XIX века Уральские заводы переживали сложный период и отставали в развитии. Однако благодаря особой технике изготовления ценились высоко.

Мастера нарезали пачку железных листов, присыпали их древесным углем и прокаливали в печи, затем отковывали на отбойных молотах, благодаря чему оно покрывалось защитной пленкой. Как результат — многократное увеличение прочности.

Сейчас Тульские самовары известны по всей России, но мало кто знает, что первые из них появились на Урале. Демидовы — род богатейших российских предпринимателей, которые сыграли огромную роль в освоении Урала — были родом из Тулы. В Прикамье им принадлежал Суксунский завод, где и был выполнен этот самовар.

— К сожалению, на этом зеркале не хватает двуглавого орла, — отмечает наш экскурсовод, подходя к следующему экспонату. — Раньше они стояли во всех присутственных местах: судах, канцеляриях губернаторов, казеных палатах, как напоминание чиновникам о соблюдении закона. Но после революции они активно уничтожались,

Наши предки верили — если потеряется корова, нужно написать прошение лесному Царю, чтобы он ее отпустил. Эту берестяную грамоту доставили лесничие из Соликамского уезда. Верхняя была написана колдуном, как образец, нижняя — неграмотными пермяками.

Прошение должно было быть не словесным, а ввиде чертежа. Извилистые линии — лесные тропинки. А прямые — дорога домой. По верованию коми-пермяков, колдун должен был чертить, при этом словами объяснять все действия: «Пропала корова, чернопестрая, левый рог сломан, верни, пожалуйста». После этого люди шли с подарком в лес, чаще всего рыбным пирогом, чтобы не рассердить Царя. Иногда корова находилась и вера пермяков укреплялась.

— В 2009 году была очень интересная история. Когда мы реставрировали фасад здания, всю старую штукатурку и лепнину сбивали, и в широких стенах, со стороны Камы, обнаружили неразорвавшийся снаряд времен Гражданской войны. Каким-то чудом он 90 лет пролежал в стене, - вспомнинает Лидия Станиславовна.

— Как же он там оказался? — интересуемся мы.

— Дело в том, что когда летом 1919 года Красные освобождали город, со стороны Камы велся обстрел, один из снарядов глубоко вошел в стену дома, но по какой-то причине не разорвался. После ремонта снаряд вывезли и взорвали.

Мы продолжаем знакомство с коллекцией музея, изучая столовый сервиз Кобяковых.

— В письмах Романова упоминается эта семья, они ходили к ним в гости, а жена Кобякова — Вера Константиновна, посылала ему в «Королевские номера» завтраки. По истории, именно из этой посуды ел Романов, - поясняет экскурсовод.

Интересно, что к Кобяковым приезжал и Григорий Распутин, за электролитной водой. В то время она использовалась как антисептик и хорошо заживляла раны. Сын царевича Алексея, страдавший гемофилией, лечился этой водой.

От царской семьи переходим к изображению Владимира Ленина на платке. Он был изготовлен в 1925 году во Владимире к Первому Всесоюзному Учительскому съезду.

На этом съезде была пермская учительница, передавшая впоследствии платок в музей. На нем изображен Ленин, Маркс, Энгельс, Калинин и Троцкий, но после 1929 года иметь изображение Троцкого было опасно — могли обвинить в антисоветской направленности, именно поэтому его вырезали. Таких платков сохранилось 5 штук и один есть у нас, — гордо отмечает Лидия Станиславовна.

Следующий зал посвящен культурной жизни Прикамья середины XX века. Мы видим комплекс вещей Генриха Терпиловского — прославленного пермского джазмена. После 17 лет проведенных в лагерях, он оказался в Перми, где начал свою карьеру, и возглавил оркестр дворца Свердлова.

— Он был прекрасным композитором! Во всех театрах ставили спектакли на его музыку. Терпиловского по праву считают одним из родоначальников джаза в стране. Кроме того, он является прототипом главного героя Игоря Скляра из фильма «Мы из джаза». Великий артист Леонид Утесов в начале 50-ых годов говорил «В России два оркестра высокого уровня: мой и пермский», — поясняет наш экскурсовод.

Последний из залов, который мы посетили, посвящен истории после распада СССР.

Во многих музеях нет экспозиции по этому периоду, — подчеркивает Лидия Станиславовна, — У нас есть, хотя период 90-ых годов анализировать сложно.

Надпись на банке гласит «Экономьте консервированную воду, набирайте и пейте дождевую воду, наполняйте ей все имеющиеся в вашем распоряжении емкости. Консервированную воду используйте в самом крайнем случае». Принес ее один из участников боевых действий в Афганистане.

— Приватизационный чек — документ, который давал право каждому жителю страны на часть национального богатства. Но как оказалось — это был обман, — уточнила Цвитко.

Пермский краеведческий музей в честь своего 125-летия проведет Выставку-форум музеев Пермского края, в рамках которой соберутся авторитетные представители российского музейного сообщества, а также коллеги из Германии. Форум пройдет в выставочном центре «Пермская ярмарка» и в Пермском государственном национальном исследовательском университете с 16 по 21 ноября.

"