Posted 23 октября 2017, 11:55

Published 23 октября 2017, 11:55

Modified 2 марта 2023, 14:41

Updated 2 марта 2023, 14:41

Четыре сомнительных решения и одно хорошее дело. Чем редакции Properm.ru запомнился омбудсмен Павел Миков

23 октября 2017, 11:55
В преддверии назначения Павла Микова на должность уполномоченного по правам человека, мы решили вспомнить наиболее резонансные, на наш взгляд, события, с участием уполномоченного за последние четыре года.

26 октября заканчиваются полномочия Татьяны Марголиной, уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Ее место займет действующий детский омбудсмен Павел Миков. На эту должность его выдвинул губернатор Максим Решетников, а в первой половине октября кандидатуру Микова одобрили в Москве. Теперь дело за малым — нужно дождаться, когда Заксобрание утвердит его на эту должность. Ожидается, что это произойдет на ближайшем заседании краевого парламента 26 октября.

В преддверии назначения Павла Микова на должность уполномоченного по правам человека в Пермском крае, мы решили вспомнить резонансы события, в которых он занимал неоднозначную позицию.

№1. Изнасилования в Пешнигортском детском доме

12 декабря 2013 года после проверки Пешнигортского детского дома Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении троих его воспитанников 1996, 1997, 1999 годов рождения. Как писал «Коммерсант-Прикамье», поводом для проверки стала резонансная публикации в пермской газете «Местное время» от 10 декабря 2013 года. В ней сообщалось о групповых и систематических изнасилованиях несовершеннолетних на территории учреждения.

Расследование преступлений происходило во время назначения Павла Микова на второй срок, в качестве уполномоченного по правам ребенка. Тогда детский омбудсмен отреагировал на эту ситуацию следующим образом.

«Во-первых, изнасилований не было. Уголовное дело не возбуждено. Проведена только доследственная проверка, в ходе которой отказано в возбуждении уголовного дела. Обе девочки вступили в половые отношения со сверстниками с обоюдного согласия. И не более! Говорить, что это изнасилование и раздувать скандал — непрофессионально. Эти девочки не являются жертвами. Все происходило из-за возникшей взаимной симпатии и любви», — заявил уполномоченный пермским СМИ.

Также Миков акцентировал вниманиена том, что девочка имела сексуальные связи до того, как появилась в детском доме.

Павел Миков, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае: — Родители за бутылку водки сдавали ребенка соседям для сексуальных услуг. То есть она уже имела сексуальный опыт, и до детского дома уже проживала половой жизнью с другими гражданами. Она не вела нормальный, детский образ жизни и поступила в интернат с нарушением половой неприкосновенности.

Об изнасиловании воспитанницы медицинский работник учреждения сообщила директору Татьяне Подвинцевой, которая решила скрыть эти факты. Однако в ходе расследования подозреваемые в преступлении признали свою вину. Позже выяснилось, что ранее воспитанники детского дома попали «в поле зрения» правоохранителей Оренбургской области. Там на них возбудили еще одно уголовное дело за аналогичное преступление, которое они совершили во время летного отдыха в Соль-Илецке.

Расследуя изнасилования в Пешнигортском детском доме следователи расширили список подозреваемых: возбудили семь уголовных дел, шесть по факту изнасилования, одно — в отношении директора за сокрытие информации о случившемся.

В итоге Пермский краевой суд вынес приговор пяти воспитанникам учреждения. Они признаны виновными в изнасиловании двух девочек, одной из которых не было и 14 лет. Преступления совершались неоднократно в 2012 и 2013 годах. Директор детского дома Татьяна Подвинцева из ситуации вышла «чистой». Несмотря на возражения прокурора Кудымкарский городской суд принял решение о прекращении уголовного дела в связи с амнистией к 20-летию Конституции Российской Федерации.

№2. Отчисление онкобольных детей из школы в Чайковском

В октябре 2016 года в Чайковском произошел скандал. Как писали местные СМИ, директор чайковской гимназии Марина Русинова «попросила» больных раком детей перейти в другую школу по собственному желанию. Причиной такой «просьбы» стало отсутствие детей на занятиях. Большую часть года двое учеников гимназии были в Перми, в краевом онкологическом диспансере.

Ситуация получила широкое освещение в региональных и федеральных СМИ. Сама Русинова пыталась преподнести инцидент как «политический скандал». Кроме руководства школой, она председательствует в местной думе, и организовать шум вокруг ее персоны якобы могли политические оппоненты.

Обращение с просьбой разобраться в ситуации поступило в аппарат уполномоченного по правам ребенка, который инициировал проверку. Результат — нарушений нет, документов, подтверждающих отчисление девочек из-за их болезни тоже нет: «Никто девочку из гимназии не отчислял. Единственный приказ об отчислении в связи с окончанием девяти классов, получением основного общего образования», — заявил Павел Миков.

При этом Миков и члены комиссии пришли к выводу, что руководством гимназии были лишь допущены этические ошибки, а именно — неправильно выбранный тон в беседе с родителями, настойчивость в убеждении перевести детей в другие школы, вместо создания специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Также омбудсмен высказал свои претензии в адрес СМИ, которые, по его мнению, нарушали все возможные принципы журналистской этики освещая эту тему.

После проведения собственной проверки, Министерство образования Пермского края подтвердило факт давления на онкобольных детей со стороны руководства учреждения. В ведомстве рассказали, что директор гимназии Марина Русинова предложила забрать документы онкобольной ученице и перейти в другую школу. Затем мама девочки написала заявление под давлением директора и забрала документы.

В итоге скандал закончился тем, что директор школы покинула свое место работы и отказалась от поста председателя Чайковскогой городской думы. Она заняла должность в районной администрации. Сейчас Русинова трудится на посту председателя комитета по внутренней политике и общественной безопасности администрации Чайковского района.

Онкобольные девочки продолжили свое обучение на домашней основе, но уже в других школах.

№3. Региональный закон о выплатах молодым матерям, нарушающий права женщин и детей

1 января 2017 года вступили в силу изменения в закон Пермского края «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства». Согласно поправкам молодые мамы получали право на единовременную выплату в 60 тыс. рублей.

Однако меры поддержи коснулись не всех. Чтобы получить субсидию, нужно было отвечать следующим требованиям:

  1. быть не младше 19 и не старше 24 лет,
  2. ребенок должен родиться в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года
  3. женщина обязана состоять в браке или у ребенка должно быть формально установлено отцовство.

Таким образом, молодые матери и их дети с неустановленным отцовством не могли претендовать на эту выплату.

В этот же день руководитель фонда «Дедморозим» Дмитрий Жебелев опроверг эту информацию. Он заявил, что окончательного решения еще не принято, ведь встреча рабочей группы пока даже не состоялась. Позже выяснилось, что 5 из 17 экспертов были против расформирования Дома ребенка.

Чтобы решить проблему в дело вновь вмешался «административный ресурс» — губернатор поручил не принимать решение по судьбе учреждения, пока не будут учтены позиции всех членов комиссии. Результат — Минздрав Прикамья отказался от идеи закрытия Дома ребенка и распределения подопечных детей по заведениям Минсоцразвития Пермского края. Однако статус учреждения изменится, теперь оно будет структурным подразделения ГКБ №13.

Но было ведь и что-то хорошее?

Было. На наш взгляд, самое достойное дело, к которому Павел Миков приложил свою руку — создание в Пермском крае «зеленых комнат». В этих помещения психологи проводят реабилитацию детей-жертв сексуального насилия и помогают им пройти через допросы.

В 2012 году уполномоченный вместе со Следственным комитетом обратился к краевым властям с инициативой оказывать психологическую помощь детям, которые стали жертвами бытового и сексуального насилия. В результате Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения получил финансирование и начал реабилитационную работу с детьми.

Позже, в 2014 году, на базе Центра в Перми появились первые «зеленые комнаты». По словам сотрудников учреждения, инициатором проекта стал Павел Миков. Эту идею он позаимствовал у коллег из США. За три года работы «зеленых комнат» педагоги и психологи около 850 раз помогли детям, ставшим жертвами бытового и сексуального насилия.

В материале использовались фотографии: из архива Properm.ru и сайта chaikphoto.blogspot.ru

Подпишитесь