Дискуссия вокруг эспланады возникает в среднем раз в пять лет. Ранее обсуждения редко к чему приводили, однако близится 300-летие Перми. К этой дате многие годами откладываемые городские проекты могут стать реальностью.
В феврале 2018 года в администрации Перми состоялся круглый стол о концепции развития городской эспланады в квартале №68, от здания заксобрания до ул. Попова. Были представлены три проекта, как может измениться пространство в указанном квартале — благоустройство, ландшафтный дизайн, фонтан. Один из представленных проектов был одобрен депутатами городской думы. Будет подписано соглашение, по которому инвестор оплатит треть всех расходов по реконструкции пермской эспланады — 130 млн рублей, остальные 260 млн рублей будут выделены из краевого и городского бюджетов.
По мнению наших собеседников, ни один из представленных проектов невозможно считать окончательным. Проектам не хватает ни масштабности, ни комплексного подхода к инфраструктуре, ни высоких смыслов.
***
Денис Галицкий:
— Идее сквера на месте эспланады — не первый год, и она хороша. Зачем делают ледовый городок на пустыре возле Законодательного собрания, если есть хороший благоустроенный пустырь возле Театра-Театра, куда закопано около 140 млн рублей? Территорию перед Законодательным собранием нужно сделать сквером, это будет правильно.
Но проект, который представлен нам сегодня и, возможно, будет реализован, совершенно абсурдный с разных точек зрения. Прежде всего, он полностью повторяет то, что сделано перед Театром-Театром. Как бы мы не любили тот фонтан, зачем делать еще один такой же? Когда город одинаков — он не интересен.
***
Ранее проблеме транспортной инфраструктуры в центре города и опасениях, что проект реконструкции эспланады без должных гарантий может повторить историю новой набережной, накануне высказался Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования «Российской академии транспорта».
Вслед за ним рассуждениями об эспланаде как об инструменте, объединящем людей, поделился главный режиссер Театр-Театр Владимир Гурфинкель. По его мнению, пермская эспланада — место, где люди могут стать счастливыми.
К дискуссии подключился пермский архитектор Игорь Луговой. Он считает, что принимать решение без учета мнения всех горожан неправильно, а проект не может быть красивой картинкой лишь одного квартала возле Заксобрания. Он призывает сохранить и усилить уникальную симметрию пространства эспланады, сделать из алмаза ценный бриллиант.
Пермский культуролог, преподаватель ПГНИУ Юлия Ветошкина объяснила, что пространство эспланады нужно воспринимать только комплексно, а преобразовывать исключительно в единой концепции, иначе оно «распадется» на бессмысленные куски. Но это сложно. Очень.