Posted 10 марта 2023,, 04:18

Published 10 марта 2023,, 04:18

Modified 16 марта 2023,, 07:45

Updated 16 марта 2023,, 07:45

Молодой учитель обучает детей информатике с помощью графических языков и курса поэзии

10 марта 2023, 04:18
2023 год посвящен учителям и наставникам — людям, которые стали частью жизни каждого из нас, подарили нам свои знания, опыт и драгоценное время.

Школьные уроки информатики — первый шаг к погружению ребенка в мир технологий. О важности предмета сегодня спорить не приходится. Перед учителем стоит серьезная задача: рассказать о перспективе IT-сферы и помочь ребенку стать уверенным пользователем современной техники.

Таким же молодым, как сам предмет, является и педагог Антон Игоревич Саврасов. В пермском МАОУ «Дуплекс» учитель информатики работает два года. За это время он сумел найти особый подход к детям и доказать свой профессионализм перед экспертами конкурса молодых педагогов «Амбициозен».

О том, что скрывается за фигурой современного учителя, он рассказал в проекте «КЛАССрук».

— Антон Игоревич, что вас побудило выбрать профессию учителя и преподаваемый вами предмет — информатику?

— На самом деле, при выборе профессии я долго не мог определиться, что мне ближе. Я закончил физмат-школу, а сам себя всегда считал гуманитарием. В итоге получилось что-то на стыке.

Почему именно эту область знаний я выбрал? Когда я поступал в ПГПУ, там была программа с двойным профилем преподавания: математика и информатика. Вроде как, гуманитарка, но в то же время «технарные» науки.

Из того, что я выбирал, я очень хотел на информатику. Но так получилось, что был вариант попасть и туда, и туда. И даже если с информатикой что-то не заладилось бы, то всегда имелся некий запасной вариант.

— Что вам нравится в современном образовании?

— Мне нравится то, что в этой сфере никогда нельзя останавливаться. Нельзя сказать, что ты знаешь все, и этого тебе хватит на всю оставшуюся карьеру. Если ты в какой-то момент понимаешь, что ты не готов идти и учиться дальше, то эта сфера не для тебя.

В нашей школе есть такая замечательная штука как КСК: раз в четверть у детей есть возможность выбрать краткосрочный курс на восемь уроков. Эти курсы могут быть абсолютно на любые темы, которые интересны, прежде всего, педагогу.

Мне нравится, что будучи учителем информатики, ты можешь преподавать то, что абсолютно с этим не связано. Например, у меня КСК поэзии «Пишем и читаем».

Я с детства пишу стихи и, собственно, рассказываю детям, что есть не только классические стихи с ямбом и хореем, но японские стихи, в которых нет рифмы, а также арабские, где свой способ сложения, смысл, ритм и логика.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей работе?

— Тяжелее всего всегда с собой справляться, со своими внутренними недостатками. Еще не самое простое — это, пожалуй, работа с огромным количеством людей. В сфере образования ты работаешь и с детьми, и с коллегами, где-то с родителями, а где-то еще с кем-то. Достаточно большой поток людей, с которым ты взаимодействуешь.

Не говорю, что это плохо, но каждый ребенок уникален — это еще одна сложность. Один ребенок заинтересован в твоем предмете, он «грызет» каждую задачку, а другой может ничего не делать и выражать свое недовольство к твоему предмету.

Тяжело, что в одном и том же классе, все эти дети перемешаны, и тебе надо найти подход и к тем, кто мотивирован, и к тем, кого можно заинтересовать, и к тем, кому предмет не нужен вовсе.

— Вы молодой учитель, можно ли сказать, что вы преподаете предмет по-новому, используете необычные методы?

— О необычности моих методов мне сложно судить по тому, что я работаю относительно недавно — у меня второй полноценный год преподавания. До этого я работал только совместителем.

Из того, что я не видел у коллег, в работе с детьми, я использую онлайн-ресурс drakon.su — это площадка, на которой есть книги и программы, которые позволяют работать с графическим языком.

Эти графические языки имеют несколько направлений: есть те, которые используются для описания алгоритмов, есть те, которые хорошо использовать при работе с текстом.

Например, ты готовишься к уроку, тебе необходимо переработать большой объем информации и изложить его так, чтобы, в первую очередь, было понятно тебе, а в дальнейшем уже и детям. Я делаю себе графические конспекты с помощью этого средства. Наверное, это мой самый необычный метод.

— Рассказываете ли вы детям о том методе, которые вы используете при изложении материала? Как они реагируют?

— Я не рассказываю детям о том методе, что применяю. Возможно, им и неясно, что я чем-то пользуюсь.

Лишь в прошлом году про этот онлайн-ресурс мы с коллегами рассказывали в профильном 10 классе, описывали наш метод работы. После этого мы в школе проводили небольшой конкурс по визуализации текста с помощью графических языков. Школьникам нужно было большой материал разбить на куски, с каждым куском поработать, затем какую-то графику, картинку из этого собрать.

Дети реагируют по-разному: кому-то прикольно и нравится, а кто-то задается вопросом, зачем он будет это делать и это читать. Но все равно, когда ты работаешь с текстом, тебе его так или иначе придется читать.

Если говорить про результативность, то на конкурсе были работы, которые реально порадовали по своей структуре. Ученики смогли красиво и органично расположить темы и микротемы, избавившись от «воды».

— Чему это учит детей, помимо, собственно, географии?

— Если ты владеешь этим средством или пытаешься им пользоваться, оно, прежде всего, помогает развить навыки структурирования информации и работы с ней. Причем неважно, как она изначально была представлена: в виде сплошного текста, задачи или проекта.

— Как думаете, можно ли применять такие графические конспекты для изучения и преподавания других предметов?

— Безусловно. Эти графические языки, которые предлагаются на онлайн-ресурсе, просты в освоении. Там есть несколько книг, в которых достаточно доходчиво объясняются правила и плюсы использования языков с примерами, картинками и схемами.

Это можно читать как коллегам и детям, так и всем заинтересованным в составлении конспектов. Я думаю, это применимо не только в разных школах — это метапредметная вещь.

— Думаете ли вы над внедрением новых методик в процесс обучения, что бы это могло быть?

— У меня есть пока только мысли. Технология как школьный предмет с 5 класса до нового ФГОС была очень интегрирована с информатикой и, прежде всего, связана с этим предметом изучаемыми вещами.

Новый ФГОС требует от нас рассказов о процессе производства, о материалах, которые используются. Я бы хотел этот аспект технологии внедрить в образовательный процесс и сделать из этого проектную деятельность.

Чтобы детям не просто рассказывали про дерево и что из него можно сделать, но и каждый из них мог взять материал и самостоятельно сделать из него поделку.

"