Posted 12 марта 2023,, 08:44

Published 12 марта 2023,, 08:44

Modified 12 марта 2023,, 15:19

Updated 12 марта 2023,, 15:19

Аннигилятор «Марвел», грустный Фаррел и пермский биолог. За кого болеть на «Оскаре»?

12 марта 2023, 08:44
В ночь на 13 марта пройдет традиционное вручение премий американской киноакадемии «Оскар». Критик Григорий Ноговицын рассказывает, чем может быть интересен нынешний «Оскар», на какие фильмы-номинанты стоит обратить внимание и как некоторые из них связаны с Россией и Пермью.

Неожиданный фаворит 

«Оскар» уже малоинтересен. Рейтинги церемонии с каждым годом всё ниже и ниже. Трансляцию главной кинопремии мира обгоняют по просмотрам видеоигровые премии и презентации. Прошлый «Оскар» запомнился не тем, что главный приз получил фильм «CODA: Ребенок глухих родителей» (13+), а тем, как Уилл Смит врезал Крису Року.

Угасание важности «Оскара» имеет много причин, основные из которых — нежелание академии как-то менять саму церемонию, ну, и набор фильмов. Стандартный оскаровский пакет уже не так впечатляет, именно потому, что он давно стандартный. А в этом году он совсем однообразный, и за звание лучшего фильма борются: байопик («Элвис» 12+), блокбастеры («Аватар: Путь воды» 14+, «Топ Ган: Мэверик» 16+), военная драма («На Западном фронте без перемен» 18+), работа старого мастера («Фабельманы» 14+), европейский арт-хаус («Банши Инишерина» 18+, «Треугольник печали» 18+), американский арт-хаус («Тар» 18+) и что-то по повестке («Говорят женщины» 14+).

И вот в этот стандартный список с двух ног, сперва пробив головой стену между мирами, влетает фильм «Всё везде и сразу» (18+), написанный и снятый режиссерами «Человека–швейцарского ножа» Дэном Кваном и Дэниэлом Шайнертом и спродюсированный независимой кинокомпанией А24.

«Всё везде и сразу» — один из главных фильмов прошлого года и самый неожиданный фаворит «Оскара», потому что самый неформатный — настолько, что его почти невозможно описать. С одной стороны, это тяжелая, но очень трогательная и пронзительная семейная драма о браке и отношениях отцов и детей (точнее, матери и дочери), рассказанная от лица задолбаной жизнью, бытом и налоговой отчетностью китайской эмигрантки в США Эвелин (Мишель Йео). А с другой стороны — это зубодробительный экшен, в котором комиксная концепция мультивселенных перемешана с боевкой из гонконгских боевиков 1980-х. Этот странный и удивительный фильм заставляет поверить в существование людей с сосисками вместо пальцев, умиляться камню с глазами, ржать над боевой сценой в стиле Джеки Чана, построенной на том, что двум мужикам надо засунуть себе в задницы страпоны, и рыдать над простым, но очень чувственным разговором матери и дочери.

При этом спродюсированный студией, занимающейся инди-кино, «Всё везде и сразу» по степени проработки элементов целиком уделывает новую фазу киновселенной «Марвел», тоже построенной на мультивселенных. Новые фильмы «Марвел» уступают «Всё везде и сразу» буквально во всем. Это фильм-явление, который заслуженно претендует на множество «Оскаров», и многие всерьез ставят на то, что он может взять главный приз.

Еще примечательно, что этот фильм был в российском прокате, легально есть на отечественных стримингах, а накануне «Оскара» его даже покажут по телевидению.

Революция и танцы 

Еще один важнейший фильм прошлого года — очень популярный, необычный и прорывной — в основные номинации «Оскара» не попал, и претендует на приз лишь за лучшую песню. Хотя это не мюзикл, а суровый броманс о мужской дружбе и борьбе с британскими угнетателями. Речь об индийском фильме RRR, у нас переведенном как «Рядом ревет революция» (16+). И если «Всё везде и сразу» влегкую убирает фильмы «Марвел», то RRR разделывается со всеми блокбастерами последних лет одной левой. Причем ногой. Потому что в этом фильме все элементы: драматургия, постановка, драки, танцы и песни (индийское же кино!) — выкручены на максимум, да так, что вся картина — сплошной кинематографический восторг. Взять хотя бы одну экшен-сцену: главный герой кидает в злодейских британцев нарисованных (!) леопардов и оленей, а те… рвут мерзких угнетателей на части!.. И это еще не самая богатая на выдумку сцена.

Фильм идет три часа, но они пролетают незаметно. И после этого RRR хочется сразу же пересмотреть — настолько это живое, крутое, яркое и интересное произведение.

То, что этого фильма нет в главных номинациях, и даже в категории «лучший иностранный фильм» — чудовищное упущение американской киноакадемии. Это один из тех просчетов, из-за которых «Оскар» и теряет популярность. Такие фильмы игнорировать не стоит, ибо они — невероятная редкость.

Песня Naaty Naaty, под которую в фильме сделан великолепный номер со своей внутренней историей, конечно, может взять «Оскар», но даже это будет не очень справедливо. RRR явно заслуживает большего.

Милота и тлен

Неожиданные номинанты есть и среди мультфильмов. Вряд ли кто-то ждал сколь-нибудь интересного от сиквела «Кота в сапогах», но «Кот в сапогах-2» (6+) приятно удивил. За очень простой и понятной жанровой историей о том, как Кот ищет исполнителя желаний, чтобы получить назад свои девять жизней, которые разбазарил попусту, скрывается серьезная драма о поиске и принятии себя, страхе смерти, панических атаках, отношениях в семье и прочих очень взрослых темах. Но сделано это так, что серьезные темы тленности всего сущего не утягивают за собой во мрак озорное приключение милых зверюшек.

Благодаря этому «Кота в сапогах-2» можно назвать идеальным мультфильмом для всей семьи. Детей он порадует милыми зверятами, веселым приключением и отличным юмором, а взрослых — тем, как умно и тонко затронуты серьезные проблемы.

«Не такая уж Ирландия и дыра…»

Один из самых заметных фильмов этого «Оскара» — драма «Банши Инишерина» режиссера и драматурга Мартина МакДоны (именно так правильно пишется эта распространенная ирландская фамилия). Пермякам фильм будет особенно близок, ведь именно пермский театр Сергея Федотова «У Моста» познакомил российского зрителя с этим ирландским автором.

Изначально пьеса «Банши Инишира» (первоначальное название) входила в трилогию Аранских островов вместе с «Калекой с Инишмаана» и «Лейтенантом с Инишмора». Но почему-то МакДона не стал дописывать «Банши…» и представил в виде фильма только сейчас.

Это история об экзистенциальном споре двух друзей, живущих на ирландском острове Инишерин в самый разгар Смуты — активной фазы гражданской войны в Ирландии. То есть, по сути, это классическая пьеса МакДоны, только снятая им самим (до этого свои ранние тексты он не трогал), к тому же, с дуэтом актеров из его триумфального дебюта «Залечь на дно в Брюгге» Бренданом Глисоном и Колином Фарреллом.

На данный момент «Банши Инишерина» — самая титулованная работа Мартина МакДоны. Разные призы он гребет лопатой, и не стоит сомневаться, что «Оскара», причем не одного, этот фильм тоже возьмет. Но это немного обидно, ведь у «Банши…» есть существенный недостаток: если раньше МакДона каждым своим произведением, фильмом или пьесой делал и говорил что-то новое, то здесь — сплошной самоповтор. Да, он мастер такого уровня, что даже самоповтор у него великолепен, но странно, что другие, более оригинальные его фильмы не снискали такого вала наград (и что этим критикам надо?).

Наши люди в Голливуде

Ну, и напоследок номинант «Оскара-2023», который настолько сильно связан с Пермью, что в это даже не верится.

В конкурсе короткометражного документально кино представлен фильм Максима и Евгении Арбугаевых «Выход» (16+). Главный герой этой получасовой ленты — морской биолог, уроженец Перми, выпускник ПГНИУ Максим Чакилев. Каждый год на отдаленном побережье российской Арктики в обветшалой хижине Максим становится свидетелем и исследователем удивительного явления северной фауны. Вместе с героем фильма мы наблюдаем потрясающий и одновременно пугающий природный катаклизм: массовый выход тюленей. Из-за таяния льдов эти звери буквально устилают своими телами весь берег. Один человек на фоне десятков тысяч морских обитателей — поистине завораживающая картина.

Режиссерам удалось с помощью визуала, планов камеры и монтажа рассказать и показать удивительно масштабную и эпичную историю. Причем масштаб такого уровня не может позволить себе ни один голливудский блокбастер ни за какие деньги.

Но с Пермью «Выход» связывает не только герой, но и то, что фильм был открытием фестиваля «Флаэртиана» в прошлом году и получил спецприз жюри. Это был второй фестиваль для картины, так что пермяки были одними из первых, кто увидел будущего претендента на «Оскар». Сейчас «Выход» могут оценить все желающие, благо, он доступен в отечественных онлайн-кинотеатрах.

"