Posted 30 января 2019,, 09:00

Published 30 января 2019,, 09:00

Modified 2 марта 2023,, 14:42

Updated 2 марта 2023,, 14:42

Кто захватил движение Путина в Прикамье? Четыре ответа на вопросы о том, что происходит в ОНФ

30 января 2019, 09:00
В Пермском крае прошла большая ротация (или даже «чистка») президентского движения. Организацию усилили новые люди, которые по своему статусу теперь обязаны контролировать работу местных властей. Однако рассчитывать на позитивные перемены не приходится – и тому есть несколько причин.
Сюжет
Онф

О чем речь?

Общероссийский народный фронт (ОНФ) — движение созданное по инициативе Владимира Путина. Идея «фронта» заключается в том, чтобы объединить активных и неравнодушных жителей для решения различных проблем. ОНФ проявляет большой интерес к медицине, «убитым» дорогам, экологии, спортивным проектам. Особое внимание уделяется реализации «майских» указов президента — повышению зарплат бюджетников. В каждом регионе у ОНФ есть исполком, штаб и сопредседатели — они выполняют руководящие функции и формируют позицию президентского движения.

Активность президентского движения зависит от отношений с губернатором и другими местными чиновниками. Традиционно среди «фронтовиков» немало депутатов и людей, зависимых от власти. А пермское отделение ОНФ последнее время вообще пребывало в состоянии раскола.

Откуда двоевластие?

С прошлого года пермское отделение ОНФ постепенно перестало быть организацией с единой позицией. В «ячейке» образовались две группы, которые боролись за влияние. Первая, «независимая» — сопредседатель Геннадий Сандырев (руководитель группы компаний «Налоги и право») и ряд активных членов штаба. Эта команда придерживалась прежней стратегии: открыто озвучивать существующие проблемы и вызывать «на разговор» чиновников. При этом региональные власти не могли контролировать Сандырева ввиду его самостоятельности.

Вторая группа — «тихая» (по другой версии — «конструктивная»), изначально избегавшая конфликтов с чиновниками высокого ранга. Это сопредседатели Игорь Лобанов (глава регионального Союза журналистов, а ранее — еще и неформальный советник губернатора) и Дарья Эйсфельд (лидер фракции «Справедливая Россия» в Законодательном собрании). Оба были близки к депутату Госдумы от «Единой России» Дмитрию Скриванову. Бесконфликтной политики придерживалась и глава регионального исполкома ОНФ Елена Шлыкова.

Большая «чистка» в ОНФ ожидалась давно, и обе группы сосредоточились на кулуарной борьбе за влияние. В итоге президентское движение перестало быть проблемой для правительства Прикамья. Тогда как в 2015–2016 годах ОНФ был полноценным политическим инструментом в борьбе с губернатором-«варягом» Виктором Басаргиным, на которого жаловались даже напрямую Владимиру Путину. Кстати, как раз Шлыкова тогда и заявляла о давлении на активистов ОНФ со стороны региональных властей.

Кто победил?

Источники Properm.ru в ОНФ рассказали, что последние две недели противоборствующие группы пытались выяснить, какова позиция федерального руководства. И те, и другие пытались ввести в штаб своих сторонников. «Независимая» группа рассчитывала, что «федералам» нужно отделение, независимое от команды губернатора. «Тихая» в это время старалась удержаться за счет численного перевеса и связей с чиновниками разного уровня.

26 января на конференцию пермского отделения приехал даже руководитель федерального исполкома ОНФ Михаил Развожаев — фактически главный человек в этой организации. Открытого конфликта на его глазах не случилось, но «чистка» пошла по самому негативному сценарию для «независимых».

Во-первых, штаб сократили с 51 до 37 человек (как и планировалось). Во-вторых, удалили наиболее заметных общественников, давно досаждавших многими чиновникам. В числе «вычеркнутых» — лидер движения «Здоровье нации» Дмитрий Омутных, депутат городской Думы Осы Максим Рожков, бывший начальник управления ЖКХ администрации Перми Максим Зубарев, активист из Соликамска Степан Тимофеев, бизнесмен Дмитрий Шешуков. «Вылетели» даже депутат Госдумы Дмитрий Сазонов и бывший глава исполкома Евгений Симакин, наводивший ужас на команду прежнего губернатора Басаргина.

Чтобы продолжить чтение статьи нажмите «Читать далее».

Конфликт между сопредседателями привел к тому, что «разогнали» всех троих. Они остались простыми членами штаба. Новыми лицами пермского отделения ОНФ стали депутат Законодательного собрания Ирина Ивенских (еще недавно она была вице-премьером правительства Прикамья) и два директора госучреждений — Елена Лебедева (Центр помощи детям) и Алексей Мельников («Единый центр учета»). Последний — сын директора Территориального Фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Татьяны Мельниковой. Таким образом, новых сопредседателей как минимум трудно назвать людьми, независимыми от региональных чиновников.

В штабе оказались и другие руководители госструктур. Это, к примеру, директор гостелекомпании ВГТРК «Пермь» Игорь Южанинов и главный врач краевой больницы в Березниках Михаил Суханов (ранее у него были публичные конфликты с представителями ОНФ).

В то же время в штаб вошли известные эколог Дмитрий Андреев и юрист Станислав Шестаков — общественники с независимой позицией. Но много и малоизвестных людей, вплоть до студента Дмитрия Варанкина. А в ревизионную комиссию вошел депутат Пермской городской Думы от «Справедливой России» Михаил Бесфамильный, генеральный директор строительной компании «ОРСО-Групп». Появление девелопера среди «фронтовиков» удивляет — в прошлом году пермяки жаловались в ОНФ именно на его фирму, а тему точечной внутридворовой застройки активно обсуждали «независимые».

Что дальше?

На первый взгляд, президентское общественное движение в Пермском крае оказалось под контролем людей, которые по своему статусу близки к чиновникам. Позволят ли они себе критику в адрес властей или разоблачения — вопрос скорее риторический.

Впрочем, рано делать вывод, что ОНФ в Пермском крае контролируется губернатором Максимом Решетниковым — популярна версия, что люди, возглавившие региональное отделение, хорошо знакомы с заместителем полномочного представителя президента на Дальнем Востоке Юрия ТрутневаГригорием Курановым (он в свое время и основал пермское отделение ОНФ).

Последнему «фронт» якобы может понадобиться в качестве площадки для выдвижения в Госдуму в 2021 году. Однако, замполпреда имеет большое влияние — пока нет признаков того, что ему нужно именно Прикамье. Что касается отношений с Решетниковым — известно, что Куранов помогает пермскому губернатору.

Как рассуждает политтехнолог Олег Борисенко, Куранов вряд ли будет вмешиваться в деятельность ОНФ в Пермском крае — сегодня это чиновник федерального масштаба. Однако видно, что команда губернатора укрепила свое влияние на региональное отделение, внутренние группировки ликвидированы.

«Выстроена «властная вертикаль». Вряд ли ОНФ в Пермском крае позволит себе какие-то оппозиционные проявления. Но, возможно, и будет выражать позицию по каким-то непопулярным решениям. Однако функции ОНФ в принципе слабо понятны в сегодняшней ситуации», — говорит эксперт.

ОНФ остался малоизвестной организацией, не приобрел своего яркого лица — отмечает социолог Олег Лысенко. «У населения нет никаких ожиданий от Народного фронта, и нет оценок в его адрес. По сути это номенклатурная организация, выполняющая, скорее, политическую функцию», — добавил собеседник.

Стефан Савелли для Properm.ru

"