Posted 15 апреля 2017,, 08:30

Published 15 апреля 2017,, 08:30

Modified 2 марта 2023,, 14:31

Updated 2 марта 2023,, 14:31

Общественный контроль: есть ли от него польза для собак, дорог и заключенных?

Общественный контроль: есть ли от него польза для собак, дорог и заключенных?

15 апреля 2017, 08:30
Фото: Properm.ru
К общественному контролю как явлению есть недоверие, ведь о его результатах не трубят на каждом перекрестке. Каждый ли общественный наблюдатель искренен в своем стремлении решить проблему или в такой работе главная цель — самопиар? Нужен ли общественный контроль чиновникам? Разбираемся.

Если вы что-то где-то увидели, написали об этом в соцсетях, приложили фотографию и всё — это не общественный (гражданский) контроль, это просто ваше мнение. Но если вы сумели создать такую систему, которая решит проблему, вот это уже можно называть гражданским контролем.

Для чего и как осуществляется такой контроль в Перми и Пермском крае, Properm.ru попросил рассказать трех общественников, задействованных сразу в нескольких проектах по общественному наблюдению.

Недоверие властям или искренняя помощь?

Многие общественники считают, что на возникновение общественного контроля как явления повлияла совокупность факторов. Цель общественного контроля — выявление проблем. Если бы в государственных и муниципальных учреждениях все было бы хорошо, но и вопроса о необходимости общественного наблюдения не возникало. Так объясняет от чего появляется потребность в общественном наблюдении юрист Георгий Ситников.

Георгий Ситников, председатель общественной наблюдательной комиссии Пермского края: Конечно, общественный контроль происходит и от искреннего желания помочь и улучшить. Именно поэтому сферы, которые более других находятся под общественным контролем — содержание осужденных в местах лишения свободы, здравоохранение, образование, контроль за обращением с безнадзорными животными

С тем, что общественный контроль возникает, в первую очередь, от желания помочь, улучшить ситуацию в некоторых сферах согласен Сергей Ухов, председатель региональной группы общественного контроля при Общественной палате Пермского края. «Общественным контролем может заниматься любой гражданин вне зависимости от его полномочий. Очевидно, что сил чиновников не хватает, поэтому общественный контроль происходит от стремления помочь решить проблемы в той или иной сфере, а не от желания кого-то «ткнуть носом», — добавляет Марк Коробов, председатель Пермского молодежного центра, член региональной группы общественного контроля при Общественной палате.

Для чего контролю Общественная палата Пермского края?

Законодательство Российской Федерации предполагает, что общественный контроль за субъектом может осуществляться через общественные палаты и комиссии. Контроль простого человека за субъектом закон РФ не предполагает, однако никто это и не запрещает. Нюансы действительно кроются в той сфере, на которую направлено внимание общественного наблюдения.

Так, с общественным наблюдением за содержанием дорог или продажей алкоголя несовершеннолетним можно справиться самостоятельно, однако для осуществления гражданского контроля за медицинскими учреждениями или детскими домами нужно организовывать процедуры гражданского наблюдения в соответствие с действующим законодательством.

«Общественная палата Пермского края — специальный институт, который уполномочен организовывать процедуры общественного наблюдения и контроля, — напоминает Георгий Ситников. — Кроме того, там есть представители общественности, которые обладают достаточным «весом» для решения каких-либо вопросов. Взаимодействие с Общественной палатой не обязательно, но необходимо».

Каким сферам больше прочих нужен общественный контроль?

«Если мы говорим о том общественном контроле, которым может заниматься каждый, без подтверждения статуса наблюдателя для проверки специализированных учреждений, то это дороги, благоустройство, продажа алкоголя», — считает Марк Коробов.

Сергей Ухов, председатель региональной группы общественного контроля при Общественной палате Пермского края: Любая сфера деятельности, которая производится государством, требует контроля. Мы работаем по контролю за детдомами, домами для престарелых и психоневрологическими учреждениями. Именно там, в этих интернатах, жизнь и здоровье пациентов и воспитанников зависит порядочности руководства и налаженности всех процессов.

По мнению Георгия Ситникова, общественный контроль за дорогами, набирающий популярность, не самое нужное мероприятие, так как это открытая сфера. «Общественный контроль больше всего нужен там, где есть некая закрытость учреждений, где не всё так очевидно. Поэтому, опять же, скажу про места лишения свободы, здравоохранение», — объясняет юрист.

Общественный контролер = эксперт?

Все опрошенные общественики согласны с тем, что для эффективного осуществления гражданского контроля необходимо знать законодательство и нормативы отрасли. Чем отрасль более сложная и закрытая, тем большее «погружение» в вопрос требуется от наблюдателя.

Общественный наблюдатель должен быть экспертом в том вопросе, по которому он осуществляет контроль. Необходимо знать законодательство, нормативные документы. Нужно знать, что проверять, знать, что должны и не должны делать ответственные лица на местах. Для общественного наблюдателя необходимо понимать, что является нарушением и как возможно его устранить. Необходимо знать законы, нормативы, ГОСТы.

«Если контроль проводится в узкоспециализированном учреждении или сфере, общественный наблюдатель должен разбираться в этом на серьезном уровне. Скажу проще: если вы занимаетесь наблюдением за медучреждением с психоневрологическим профилем — нужно быть экспертом, а если контроль идет за продажей водки после 23 часов — экспертом быть не нужно», — поясняет разницу Сергей Ухов.

На что влияет работа общественного наблюдателя?

«Спектр широкий — от устранения конкретной ямы на конкретной дороге до системной проблемы с просроченным питанием в больнице. Если заниматься этим системно, то можно серьезно влиять на глобальные вопросы», — говорит Марк Коробов.

«Общественный контроль проводится без вмешательства в работу учреждений. Взаимодействие идет с руководством учреждения и вышестоящими инстанциями. Решения общественного наблюдения имеют рекомендательный характер. Также у общественных наблюдателей есть право обратиться в прокуратуру и вышестоящие органы власти», — добавляет Георгий Ситников.

Их коллега Сергей Ухов видит в общественном контроле не способ решения проблема, но способ сбора доказательств того, что проблема существует и требует решения.

Сколько времени тратится на общественный контроль?

Работу общественных наблюдателей можно сравнить с работой волонтеров. Кто-то уделяет этой работе 90% своего свободного от основной деятельности времени, кто-то работает эпизодически. Некоторые люди делают общественное наблюдение, всю эту работу целью своей жизни.

По мнению Сергея Ухова, главное здесь — чтобы контроль не был одноразовым актом, а собранные в ходе работы доказательства были убедительны. Работа по общественному наблюдению может быть и эпизодической, и системной, в зависимости от поставленных целей. Все опрошенные общественники уверены: чем плотнее человек занимается этим, тем выше результат.

«Количество потраченного времени зависит от выбора самого человека, ведь он занимается этим на общественных началах. Скажу так: если бы каждый житель Перми тратил на такую работу хотя бы 1 час в неделю, наш город совершил бы огромный скачок в улучшении своей жизни», — считает Марк Коробов.

Есть конкретные примеры решения проблем?

Общественник Сергей Ухов вспоминает, что в начале 2000-х годов общественный контроль существенно повлиял и помог систематизации работы общественного транспорта в Перми — это конкретный результат. «В здравоохранении по каждому нашему выезду мы даем рекомендации, и что-то меняется. Даже в каких-то бытовых, совсем обыденных вещах. Иногда настоять на установке в каждой палате обычной ширмы для переодевания оказывается важным результатом по созданию комфортных условий для пациентов», — рассказывает Ухов.

Председатель Пермского молодежного центра Марк Коробов приводит в пример два проекта наблюдения: «Стоп Алкоголь» и «Дорожный вопрос». По его словам, еще в 2013 году 9 из 10 магазинов в Перми продавали алкоголь несовершеннолетним и/или в неположенное время. После регулярных рейдов проекта общественного контроля «Стоп алкоголь» лишь 2 из 10 магазинов позволяют себе это, остальные уже понимают, что за такое нарушение наступает реальная ответственность.

Юрист Георгий Ситников в качестве примера называет реформу учреждений системы ФСИН. Общественное наблюдение оказало влияние в том числе на профилактику насилия и неоказание медпомощи. По словам Ситникова, рекомендации общественного наблюдения направляются регулярно, проблемы начинают решаться системно.

Общественный контроль — инструмент в руках политиков?

Перед выборами в 2016 году общественный контроль за дорогами стал получать большое внимание со стороны прессы, в нем были задействованы политические персоны. Этот пример приводит Георгий Ситников. Юрист добавляет, что общественный контроль за заключенными как политический инструмент никак не использовать, однако известны случаи за пределами Пермского края, когда общественный контроль становился инструментом ангажированных лиц с целью дестабилизировать обстановку в конкретном учреждении.

По мнению Марка Коробова, более вероятен обратный процесс, когда общественный контролер может вырасти в политика, если он понимает, что для решения проблем необходимо принимать участие в законотворчестве. «Есть еще отдельный вид общественного контроля, когда внимание акцентируется не на том, что было сделано, а на том, кто это сделал. Такие проекты чаще всего просто рассказывают в соцсетях «были там, нашли проблему», однако о результатах сообщают редко», — добавляет Коробов.

Их коллега Сергей Ухов убежден, что общественный контроль в руках политиков может стать инструментом для «раскрутки»: «На тот же ОНФ посмотрите! »

Общественное наблюдение VS руководитель и чиновник?

Сергей Ухов: Бывает, что те люди, которые живут и получают лечение в учреждениях, воспринимают общественный контроль как ведомственную проверку. Объясняем, что мы пришли не наказать их, а, напротив, им же помочь. Общий язык с руководством учреждений находим, министерство хорошо контактирует и идет навстречу.

Марк Коробов: Не часто, но такое случается. Не так давно мы приехали в МКУ «Благоустройство Индустриального района», чтобы отдать очередную пачку заявлений о том, что не убирается снег, есть снежные валы в неразрешенных местах, наледь на тротуарах. К нам вышел директор МКУ и поинтересовался, чем это мы занимается. Мы долго объясняли ему, что такое гражданский контроль, что гражданское общество может содействовать чиновникам в выявлении проблем, что мы не враги чиновникам, а, скорее, помощники. К сожалению, понимания не встретили. Он сначала пытался оправдаться, что в Индустриальном районе все хорошо, и никаких нарушений нет. Когда мы подтвердили конкретными фотографиями, что нарушения есть, директор МКУ спросил: «Ребята, вам заняться не чем? У вас дел других нет?» В других районах такой реакции не было, там понимают, что в одной связке проблемы решить легче.

Георгий Ситников: Уже 10 лет мы пытаемся наладить общественное наблюдение за муниципальным приютом, где содержатся безнадзорные животные. В 2007 году, когда мы пришли туда, мне грозили разрубить голову топором, если я не уйду с территории. Это дословно. Были случаи, когда руководство приюта вызывало полицию, чтобы выставить из приюта волонтеров, которые делают по факту ту работу, которую вообще не делают штатные сотрудники. И до сих пор это сопротивление идёт. При этом в местах лишения свободы мы сталкивались лишь с единичными отказами в предоставлении информации, но эти вопросы быстро решались через вышестоящие инстанции.

Фото: архив Propem.ru

"