Posted 23 октября 2018,, 03:10

Published 23 октября 2018,, 03:10

Modified 2 марта 2023,, 15:42

Updated 2 марта 2023,, 15:42

Считаем доходы и расходы. В Прикамье обсудили бюджет на 2019-2021 годы

23 октября 2018, 03:10
Елена Лодыгина
В минувший четверг в Перми прошли публичные слушания по бюджету Пермского края на 2019-2021 годы. Как и в прошлые годы, бюджет останется социально ориентированным. Большая часть бюджетных трат - это выполнение ранее взятых социальных обязательств. При этом и расходная, и доходная части бюджета в следующие три года вырастут.

Откуда будем брать деньги?

Согласно проекту краевого бюджета, в 2019 году его доходная часть увеличится до 116 млрд рублей (на 2,9%), в 2020 году — 121 млрд рублей (на 4,5%), в 2021 году — 128 млрд рублей (на 5,6%).

По словам первого заместителя председателя краевого правительства Ольги Антипиной, доходы будут расти за счет повышения эффективности муниципального и государственного управления, в том числе сокращения управленческих расходов.

Первый зампред уточнила, что сэкономить получится не только за счет сокращений административного персонала учреждений, но и за счет цифровизации услуг, а также централизации системы госзакупок.

«К 2021 году мы завершаем работу по предоставлению доступа к широкополосному интернету для всех бюджетных учреждений с целью проведения дистанционного обучения, консультирования и телемедицины», — заявила она.

Таким образом, перевод бюджетных учреждений на удаленный доступ позволит краевым властям сэкономить не только на управленческих, бухгалтерских услугах, но и на предоставлении услуг населению.

Централизация госзакупок. Первооткрывателями в этом направлении в этом году стали медучреждения, которые в середине года перевели на централизованные закупки лекарств и медтехники. По словам Ольги Антипиной, только в этом году за счет централизации всех бюджетных учреждений властям удалось сэкономить порядка 300 млн рублей.

Ольга Антипина: Появление централизованных совместных закупок, кроме экономии бюджетных средств за счет оптовых закупок однотипных товаров, позволяет снизить нагрузку на сотрудников бюджетных учреждений и усиливает государственный контроль. В следующие годы мы продолжим работу по стандартизации документации. В результате сократится время на подготовку конкурсных процедур, повысится качество, а значит, освободится время на разъяснение положений и на защиту при оспаривании заключенных контрактов, что позволит осуществить закупки с меньшим количеством сотрудников.

Внедрение облачных технологий. Ожидаемое сокращение расходов по этому направлению составит не меньше 160 млн рублей. Сокращение расходов произойдет как при обслуживании лиц, так и при сокращении бухгалтеров.

«Малочисленные учреждения не могут быть эффективными. Там априори высокие управленческие расходы. Наша задача — укрупняя учреждение, сделать ставку на дальнейшем снижении бюджетных расходов за счет сокращения управленческого персонала. Не задевая сотрудников, непосредственно предоставляющих услуги жителям, сохраняя места мы тем самым выполним задачи, обзначенные в 204 указе президента», — заявила Антипина.

Увеличение налоговых поступлений. В структуре налоговых поступлений в бюджет Пермского края традицонно высокую долю будет занимать налог на прибыль предприятий (44%). Планируется, что 2019 году его размер составит 50 млрд рублей. Налог на прибыль прогнозируется с учетом изменений налогового законодательства в части поэтапного увеличения минимальной ставки.

В течение 2019–2021 годов ставка будет доведена до уровня, установленного федеральным законодательством. Только в 2019 году увеличение налога на прибыль за счет изменения минимальной ставки прогнозируется на уровне 8,6%. По сравнению с 2017 годом, он увеличится на 2,5 млрд рублей. В 2020–2021 годы — ежегодный прирост налога на прибыль составит 6,7%.

Елена Чугарина, министр финансов Пермского края: По итогам 2018 года мы ожидаем получить налоговые и неналоговые поступления в объеме 108 млрд рублей. По сравнению с 2017 годом, прирост составит 10%, а к 2016 году — 21%. Наположительную динамику окажет влияние увеличение налоговых ставок по отдельным видам налогов. Даст свой положительный эффект и рост инфляции, что, в первую очередь, благоприятно скажется на наших крупнейших производителях экспортной продукции. На 2019 год мы заложили рост налоговых и неналоговых доходов на уровне 5,5%. На 2020 год — 4,7%, 2021 — 5,8%. Это несколько выше ожиданий, но все же.

Еще один источник доходной части бюджета, формирующий ее примерно на треть — это НДФЛ в 2019 году ожидается на уровне 32 млрд рублей. В 2019 году доход в краевой бюджет от этого налога вырастет на 6,4% по сравнением с 2017 годом. В 2020–2021 годы — на 6%.

Поступления от налога на имущество организаций в 2019 году снизится на 10% в связи с изменившимся законодательством. В итоге, доход от этого налога составит 12,7 млрд рублей, что на 1,4 млрд рублей ниже, чем в 2017 году. В 2020–2021 годы снижение поступлений от этого налога произойдет на 4,7%. Доходы от акцизов вырастут на 12,8%, так как повысятся нормативы для алкогольной продукции и произойдет поэтапное повышение ставки норматива от акцизов на нефтепродукты.

Куда будем тратить деньги?

Но какие бы усилия не предпринимали сегодня власти по наращиванию доходов, расходная часть бюджета, как и в предыдущие годы, тоже будет расти. Если взять цифры прошлых лет и сравнить их, то получится, что в 2017 году расходы выросли на 10%, в 2018 году — на 16%.

Наибольший рост бюджетных расходов произошел из-за увеличения трат на бюджет развития. По итогам 2018 года он вырос в 2,5 раза — почти до 24 млрд рублей (в 2016 году он составлял 9 млрд рублей).

В связи с чем региональные власти вынуждены были искать новые варианты увеличения доходов. По словам Ольги Антипиной, тогда и появились инциативы о поэтапном отмене льгот по налогу на прибыль организаций-инвесторов, переход на налогообложение имущества по кадастровой стоимости. Однако региональная налоговая политика, направленная на увеличение прибыли от налогов, совершенно не поддерживается федерацией, где некоторые налоги, напротив, отменяют. По самым скромным расчетам, в следующие годы выпадающие доходы региона при федеральной «антиналоговой» политике могут достичь 4,5 млрд рублей в год. При этом никакой компенсации выпадающих региональных доходов федерацией не предусмотрено.

«При формировании расходной части бюджета мы исходили из того, что бюджет должен быть сбалансирован в течение всего трехлетнего периода и не должен создавать проблемы для бюджета последующих лет. Поэтому мы проводим взвешенную долговую политику и формируем бюджет с увереннным профицитом. Наращивая расходную часть бюджета, мы исходим из того, что постоянные текущие расходы должны расти, но умеренными темпами», — говорит Чугарина.

В расходах значительно сохранилась доля расходов на развитие. Их доля в общей структуре
в 2019 году составит 20%, и этот уровень сохранится в течение трех лет. При этом предусмотрена индексация мер социальной поддержки на 3%. Фонд оплаты труда бюджетников и материальные затраты будут проиндексированы на 2%.

В бюджете на следующие годы предусмотрено финансирование 13 госпрограмм, принятых в конце 2017 года. Ежегодно расходы на реализацию этих программ составят 97% от общего объема расходов. 70% из них — это только социальные программы. За три года на их реализацию планируется потратить 376 млрд рублей. 119 млрд рублей из них — только в 2019 году.

На программу «Качественное здравоохранение» — 26 млрд рублей (вместе с деньгами ФОМС расходы на здравоохранение в 2019 году составят 47 млрд рублей), на программу «Образование и молодежная политика» — 33 млрд рублей, на меры соцподдержки — почти 17 млрд рублей.

Более 13 млрд рублей будет потрачено на программу «Развитие транспортной системы». Расходы дорожного фонда, по сравнению с 2016 годом, в 2019 году увеличатся с 5,5 млрд до 12,5 млрд рублей. К концу 2019 года будет полностью погашена задолженность перед дорожным фондом, которая появилась в предыдущие годы (6 млрд рублей).

Увеличится доля средств, направляемых в муниципалитеты из дорожного фонда. Если в 2016 году было направлено 1,4 млрд рублей, то в 2018–2021 годы этот объем составит 3 млрд рублей ежегодно. В структуре расходов дорожного фонда расходы на строительство дорог в 2019 увеличатся, по сравнению с 2016 годом, более чем в шесть раз: с 900 млн до 5,8 млрд рублей. На ремонт дорог будет потрачено в 1,5 раза больше.

Для сохранения повышения качества содержания существующей дорожной сети увеличились расходы и на содержание дорог — более чем в 1,5 раза.

Повысится и доля региональных субсидий на софинансирование муниципальных полномочий. В 2019 году на эти цели предусмотрено 9 млрд рублей, что вдвое больше, чем в 2016 году. В 2019 году на обновление автобусов и трамваев из регионального бюджета будет выделено 3,5 млрд рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2016 году.

Поддержка муниципальных проектов в 2019 году составит 1,2 млрд рублей. На
строительство школ и детских садов предусмотрено в 12 раз больше денег, чем в 2016 году (1,4 млрд рублей). На переселение граждан из аварийного жилищного фонда из краевого бюджета будет выделяться по 1 млрд рублей ежегодно. На благоустройство дворовых и общественных трриторий (проект реализуется с 2015 года) в бюджете запланировано 500 млн рублей.

Региональный фонд поддержки муниципалитетов в 2019 году составит больше 8 млрд рублей (на 4,2% больше). Начиная с 2018 года, часть дотаций муниципалитетам предоставляются на условиях стабильных собственных доходов. В 2019 году объем дотации «доходным» территориям составит 400 млн рублей.

Получат ее 31 муниципалитет, который имеет положительную динамику прироста. В том числе 28 муниципалитетов, которые смогли обеспечить рост доходов не только в 2017 году, но и прогнозируют рост на 2019 год. При этом такие территории, как Александровский район, Верещагинский район, ЗАТО Звездный, в 2018 году дотацию не получавшие, в 2019 году ее получат. 14 муниципалиетов, ранее получавшие стимулирующую дотацию, в 2019 году ее не получат, так как не смогли обеспечить рост доходов, пояснила Антипина.

Но основная часть фонда поддержки муниципалитетов (7,8 млрд рублей) все же будет направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности.

«Таким образом, все дефициты местных бюджетов мы возьмем на себя», — заявила Елена Чугарина.

Инфляция

Инфляция в Пермском крае в 2017 году достигла рекордно низкого уровня — 2,8%, что ниже показателя по РФ (3,8%). В 2018 году показатель инфляции будет еще ниже — 2,7% (РФ — 3,4%). В 2019 году инфляция в регионе ожидаетмя на уровне 4,1%.

По оценкам Минэкономразвития РФ, рост влияния ставки НДС на инфляцию может составить около 1,3%. В период 2020–2021 годов после влияния НДС на инфляцию, последняя, скорее всего, опустится до уровня ниже 4% и впоследствии стабилизируется на целевом уровне — 4%.

Фонд оплаты труда

Кравые власти прогнозируют, что в ближайшие годы в регионе сохранится положительная динамика фонда оплаты труда. Ежегодно ее рост будет составлять 5–6%. Реальные зарплаты в текущем периоде вырастут, хотя в 2018 году рост реальной зарплаты может составить 2,5%, в том числе за счет индексации зарплат работникам бюджетной сферы и за счет доведения уровня зарплат до прожиточного минимума.

В 2019 году, напротив, ожидается замедление темпов роста зарплат. Во многом, лишь потому, что в этом году эти зарплаты были сильно проиндексированы. По словам Ольги Антипиной, в настоящее время «майские указы» президента перевыполнены по таким категориям работников, как педагоги общего образования, педагоги дополнительного образования, преподаватели и мастера среднего и учебного профессионального образования, педагоги, оказывающие услуги детям-сиротам. Полное исполнение «майских указов» по другим работникам бюджетной сферы ожидается к концу 2018 года.

«В этом году бюджет дался нам особенно непросто. Степень неопределенности базовых вводных, необходимых для формирования бюджета, превосходит все предыдущие годы. Во-первых, бюджет 2019 года — это старт реализации нового указа президента №204 «О национальных целях и задачах развития РФ на период до 2024 года», в рамках которого заложены 12 национальных проектов и разрабатываются около 70 федеральных проектов. Но до сих пор еще не готовы региональные составляющие. Не доведены объемы финансирования. Поэтому, формируя расходы на реализацию национальных проектов, мы руководствовались, скорее, нашим пониманием задач, чем нормативно-правовыми актами и инструкциями федерального уровня. Во-вторых, в момент разработки бюджета не было определенного размера дотаций на выравнивание бюджетного обеспеченности. В бюджете на «трехлетку» мы заложили размер дотаций на уровне 2018 года. Но в ходе третьей вессенеей сессии в Госдуме был принят новый пакет законопроектов, которые влияют на нашу доходную базу. И к сожалению, в сторону ее снижения. Механизмы компенсации на различных совещаниях в Минфине РФ хоть и обещают нам, но пока по этому вопросу ясности нет», — пояснила Антипина.

Как замечают в краевом правительстве, с годами разница темпов доходов и расходов федерального и регионального бюджетов растут. При этом темпы роста краевого бюджета намного ниже, чем федерального, и даже ниже уровня инфляции. Для справки: уровень инфляции с 2012 года в нашем крае составил почти 145%. При этом доходы краевого бюджета выросли почти на 124,9%. При этом доходы федерального бюджета от предприятий, которые находятся в Пермском крае и платят в федеральный бюджет, увеличились на 67%.

«После кризиса 2013–2014 годов предприятия страны нуждались в поддержке государства. И изменения налогового законодательства, которые были проведены, позволили экономике государства стабилизироваться. Но сделано это было в основном, за счет региональных бюджетов. За период 2015–2017 годов все изменения федерального налогового законодательства приводили к выпадающим доходам субъектов РФ. И потери несли не только высокообеспеченные регионы, но и дотационные», — считает Антипина.

Среди изменений, приведших к наибольшим потерям, называются ликвидация института КГН (отмену контроля трансфертного ценообразования по сделкам внутри страны и в связи с этим ликвидацию с 2023 года института консолидированных групп налогоплательщиков), отмена «налоговых маневров» в нефтяной отрасли (маневры предполагали повышение налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортных пошлин), решение освободиться от налога на движимое имущество для организаций, снижение ставок налогов на имущество по линейным объектам.

Также менялись схемы начисления акцизов в региональные бюджеты, снижались нормативы зачисления налогов в региональный бюджет. В то же время увеличивались нормативы зачисления в федеральный бюджет. Потери краевого бюджета сегодня оцениваются в 12,7 млрд рублей. Причем только в 2019 году они будут на 3,5 млрд рублей выше, чем в 2018 году. При этом дотации из федерального бюджета сократятся. На 5,6 млрд рублей — в 2017 году, 4,4 млрд рублей — в 2018 году, 2,2 млрд рублей — в 2019.

«В этих условиях регионы вынуждены принимать непопулярные решения, направленные на сохранение дохода бюджета. Мы ожидаем, что поэтапное повышение ставки по налогу на
прибыль увеличит объем налога на прибыль почти на 3 млрд рублей в 2019 году. Переходное налогообложение недвижимого имущества по кадастровой стоимости также увеличит доходы почти на 750 млн рублей. Изменения транспортного налога приведет к увеличению доходов почти на 400 млн рублей»
, — пояснила Антипина.

Оценка проекта бюджета на 2019–2021 годы

18 октября депутаты краевого парламента на пленарном заседании в первом чтении обсудили новый проект бюджета. Особое внимание на законопроект обатила внимание Контрольно-счетная палата (КСП) Пермского края.

В частности, глава КСП Геннадий Тушнолобов при оценке законопроекта отметил, что в ходе анализа они отметили 17 пунктов нарушений. В частности, были обнаружены нарушения в действиях Министерства территориальной безопасности Пермского края в расчетах размера субвенции при выполнении муниципалитетами обязательств при взаимодействии с органами местного самоуправления в сфере общественной безопасности — превышение на 321,8 тыс. рублей при общей стоимости 8 млн 616 тыс. рублей. «Расчет субвенций для Перми произведен из расчета на девять административных комиссий, а не восьми, как это положено по закону №576-ПК от 01.12.2015 года», — сказано в заключении КСП.

Нарушения были выявлены и при увеличении фонда оплаты труда персоналу ГКУ «Имущественное казначейство Пермского края» на 2 млн 237 тыс. рублей. А также при предоставлении субсидий ГБУ «Центр информационного развития Пермского края» на 59,6 тыс. рублей. Как поясняют в КСП, в расчетах использован некорректный производственный календарь: вместо 1 тыс. 970 рабочих часов расчет произведен на 1 тыс. 971 час.

На 251,1 тыс. рублей были завышены командировочные расходы работников краевого УКСа. Общая сумма, выделенная на эти цели на три года, — 79 млн 350,6 тыс. рублей. На 14,4 тыс. рублей были неверно расчитаны затраты на хранение, комплектование, учет и использование документов архивного дела (распорядитель средств — Агенство по делам архивов Пермского края). На 8 млн 326 тыс. рублей превышены расходы на содержание государственных органов Пермского края (напомним, общая стоимость содержания чиновников составит 255 млн 326 тыс. рублей).

«В расходах предусмотрены средства сверх установленной нормы на момент формирования бюджета предельной штатной численности органов государственной власти», — сказано в заключении КСП.

На 14,7 млн рублей превысило свои расходы и Министерство спорта Пермского края расчете выплат стипендий губернатора ведущим спортсменам Прикамья и их тренерам.

"