Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

В Кын — за историей

3 сентября 2010, 17:24

В Кын - за историей
Эксклюзивный репортаж Properm.ru о путешествии к «Началу Пермского края»
Корреспонденты сайта Properm.ru побывали в поселке Кын Чусовского района Перми. Причиной этого довольно дальнего путешествия послужила историческая реконструкция «Битвы бронепоездов». Кын, как оказалось, имеет длинную историю.

«Кын — это уникальное место, буквально вплетенное в историю Пермского края. Начать хотя бы с того, что именно под Кыном были найдены слитки с изображением медведя в жертвенной позе. Всего таких блях было найдено 6 штук — пять в Кыну и одна в Салехарде. Если кто не знает, то это одно из самых известных изображений пермского звериного стиля. Эти бляхи были найдены при строительстве Кыновского металлургического завода рода Строгановых. Он был построен в 18 веке усилиями Строгановых и предопределил развитие села.









Кын — яркий образец города-завода: центром села являлся завод и пруд с плотиной, благодаря которым завод и снабжался энергией. От завода крестом отходили улицы, вдоль реки и через плотину. В лучшие годы в селе жило более 7000 человек, была построена церковь на 1000 человек, была больница с аптекой. О значимости села говорит хотя бы тот факт, что его вид запечатлел в своих фотографиях Прокудин-Горский, о Кыне писал Мамин-Сибиряк, ну и о могущественных основателях — Строгановых забывать тоже нельзя.





Кын отличился и в Российской истории — в селе было основано первое в России корпоративное общество потребителей. Произошло это в 1864 году. Несколько раньше, именно рядом с Кыном повернул в сторону Сибири своё войско Ермак.

Отличился Кын и на мировом уровне — здесь Родериком Мурчисоном проводились исследования, результатом которых стало открытие Пермского периода.

Но все же именно завод предопределил судьбу села — в начале 20 века, руда истощилась и завод закрылся, село медленно стало приходить в упадок. Запруда была разрушена еще с распространением паровых машин — горнозаводскую цивилизацию убил пар. Остальные здания постепенно разрушались без надлежащего контроля.

Но в прошлом году у села появилась надежда — правительство Пермского края активно занялось культурной политикой. В этом году Кын, наряду с Соликамском и Октябрьским, стал один из центров проекта «Пермский край — территория культура». Была подготовлена программа «Кын-реалити», включающая в себе несколько проектов на один из которых мы и приехали.







За прошедший год в Кыну многое поменялось — был обустроен, пусть маленький, но музей села; была обустроена гостиница для туристов, у зданий появились информационные таблички, рассказывающие о назначении и роли зданий в былые времена. В Кыну появилось два памятника — «начало Пермского края» в виде бляшки с медведем и памятник сплавщикам, не тем, что на катамаранах и байдарках, а тем, что везли на многочисленных барках разнообразную продукцию заводов, располагавшихся вдоль рек
".

Итак, если Вы решились на путешествие в Кын, эта информация для Вас:

На машине — через Чусовой, Лысьву, Кормовище. Посте Кормовища асфальт заканчивается и начинается грунтовка. За 10 километров до Кына грунтовка сменяется лесовозными плитами — ехать опасно то и дело колесо может соскочить с плиты



На поезде/электричке — до станции Кын, далее на попутке до Кын-завода.
По воде — от любого из пунктов Свердловской области вниз по реке Чусовой.

Не забываем, что в Кыну есть гостиница, музей, Орел-гора и через месяц прибудет еще один исторический памятник Кына — бронепоезд.

Немного о «Битве бронепоездов», или как это было.

«Во время гражданской войны здесь произошло небезызвестное сражение Белой и Красной Армий с поддержкой Чешского корпуса. Как вы помните, армия чехов возвращалась из Сибири, соответственно, дорога домой пролегала через Урал. Тут и произошла битва между двумя бронепоездами, которую реконструировали москвичи и специально для этого приглашенные чехи. По существующей исторической версии Красная Армия безжалостно взорвала бронепоезд противника, пробив с пяти выстрелов обшивку пулеметом. По другой версии бронепоезд остался цел и невредим, и произошло примирение армий».