Posted 12 ноября 2015,, 10:15

Published 12 ноября 2015,, 10:15

Modified 2 марта 2023,, 16:51

Updated 2 марта 2023,, 16:51

Какая коммерческая недвижимость не умрет в кризис?

12 ноября 2015, 10:15
Инвесторы, собственники и арендаторы торговой недвижимости, а также федеральные и региональные эксперты обсудили в Перми перспективы рынка коммерческой недвижимости. Кризис не обошел стороной и стрит-ритейл. По мнению профессионалов рынка, справиться с ним смогут только концептуальные объекты.

Перед каждым арендатором коммерческой недвижимости встает первый и главный вопрос — выбрать помещение в торговом центре или предпочесть помещение с входом с улицы, так называемый стрит-ритейл. Оба варианта обладают своими плюсами и минусами. Они и стали темой обсуждения на мероприятии «Инвестиции в коммерческую недвижимость. Стрит-ритейл: «за» и «против». Экспертами выступили строители и девелоперы, арендаторы и консультанты, представители торговых центров и стрит-ритейла.


Экономическая ситуация в стране внесла свои коррективы в состояние стрит-ритейла, в том числе и в Перми.

Понятие «street retail», что буквально переводится как «уличная торговля», используется в России сравнительно недавно — порядка шести лет. Оно обозначает сектор торговой недвижимости, расположенной на первых этажах жилых домов, фасады которых выходят на оживленную улицу. Это самый «близкий» к покупателю формат торговли.

Юлия Цепенникова, руководитель отдела маркетинга и консалтинга Pan City Group:— В конце 2014 года стрит-ритейл начал испытывать проблемы с наполняемостью. Так, по одной из главных торговых улиц — Ленина — в первом квартале 2015 года мы насчитали 32 баннера о продаже или аренде помещения. Впрочем, сейчас ситуация стала восстанавливаться. К собственникам приходит осознание, что рынок изменился, и поэтому они проводят клиентоориентированную политику, идут на встречу арендаторам и снижают арендные ставки.

По словам Юлии Цепенниковой, изменилась и структура арендаторов: «Комсомольский проспект теряет статус брендовой улицы, к улице Ленина больше интереса проявляет бизнес, поэтому там много офисов банков и других компаний, улица Сибирская в большей степени сохранила свою концептуальность».

Эксперты стратегической сессии признают, что Пермь нуждается в качественных торговых площадях, так, по уровню обеспеченности ими столица Прикамья находится на последнем месте среди городов-миллионников, уступая соседнему Екатеринбургу в четыре раза.

Для сохранения и развития стрит-ритейла собственникам торговых площадей нужно проводить более качественную и продуманную работу. По мнению Эвелины Ишметовой, заместителя генерального директора консалтинговой компании RRG (Москва), у стрит-ритейла есть два пути.

Эвелина Ишметова:— Культура потребления у россиян поменялась. Они хотят не просто ходить за покупками, а желают, чтобы их развлекали. Торговые центры в этом плане выигрывают, поэтому нужно либо профессионально подходить к стрит-ритейлу, либо признавать, что этот формат остается позади.

С этой точкой зрения солидарна и директор департамента продаж компании «ТАЛАН» Анна Усатова: «Управляющим и собственникам важно профессионально подходить к планированию и созданию концепции в стрит-ритейле. Нужно не просто продавать, а быть союзником для покупателя, создавать для него возможности, адаптировать помещения под его потребности».

Екатерина Гресс, генеральный директор консалтинговой компании IDEM (Нижний Новгород):— В России в большинстве случаев типовой проект просто накладывается на территорию. В результате только строящаяся коммерция не удовлетворяет потребности рынка. Необходим тщательный анализ конечного потребителя — покупателя. Важно заранее определить функциональный состав торговых площадей и, исходя из этого, спроектировать помещения.


Собственникам нужно учитывать массу нюансов, вплоть до того, сколько квартир и кому продано в строящемся доме, в котором на первом этаже предусмотрен стрит-ритейл. «Был объект эконом-класса, в котором порядка 80% квартир были инвестиционными. Соответственно, жилой квартал не заселялся сразу после его ввода в эксплуатацию. Поэтому коммерческая недвижимость была абсолютно неинтересна бизнесу», — приводит пример недостаточного изучения и некачественного планирования Екатерина Гресс.

«Коммерческая недвижимость долгое время была неинтересна и застройщикам, — рассказывает Эвелина Ишметова. — Девелоперам было просто неинтересно заниматься первыми этажами. Сейчас всё изменилось, появилось понимание, что первые этажи определяют облик микрорайона».

В Перми в этом направлении плодотворно работают в компании «ТАЛАН»: торговые помещения формата стрит-ритейл предусмотрены во всех комплексах застройщика. Самый значимый проект — «Новый центр», торговая галерея которого расположена на первой линии улиц Революции, Сибирской и 25 Октября. В компании «ТАЛАН» не опасаются того, что коммерческие объекты будут пустовать.

Алексей Терентьев, руководитель департамента продаж компании «ТАЛАН» в Перми:— Мы видим, что всё больше коммерческих площадей в Перми высвобождается. Если сегодня пройтись по центральным улицам города, то можно насчитать не менее 100 свободных помещений. Некачественные помещения будут высвобождаться и дальше в 2016 году, однако объекты с продуманной концепцией востребованы сейчас и не потеряют актуальности в будущем. Об этом говорят и наши объемы продаж. За 10 месяцев мы продали более четверти коммерческих помещений в «Новом центре», при том, что стадия готовности объекта составляет 25%, сдаем его в эксплуатацию в 2017 году.

По его словам, коммерческая недвижимость, в первую очередь, должна удовлетворять интересам конечного потребителя. «Важно, чтобы магазин было легко найти и удобно зайти, поэтому самое лучшее место — это центральные улицы с хорошим трафиком. Отдельная входная группа с возможностью размещения вывески подчеркивает статус бренда и является мощным рекламным инструментом. Также важно, чтобы клиенту было удобно подъехать и припарковаться», — говорит Алексей Терентьев.

В «Новом центре» будут представлены сильные якорные арендаторы: концептуальный ресторан высокой кухни, продуктовый супермаркет, бутики известных мировых брендов. Екатерина Гресс советует определять функционал коммерческой недвижимости в зависимости от класса жилого комплекса и от того, люди с каким уровнем дохода будут в нем проживать.

"