Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Школы учатся строить по-новому

25 октября 2009, 12:27

Школы учатся строить по-новому
В России готовится проект новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В настоящее время в России готовится проект новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) для общеобразовательных учреждений. «Если говорить о содержательной стороне нормативов, то мы включили в проект разделы, которые не регламентировались ранее. Это, к примеру, размер школьных участков – проблема, особенно актуальная в крупных городах, где под постройку школ обычно выделяют маленькие участки, так что даже на спортивную площадку иногда не хватает места», – говорит Марина Степанова, доктор медицинских наук, заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук.

Особое внимание в новых нормативах уделят строительным материалам, в частности тем, чье использование до сих пор не регламентировалось. «В последнее время в школах появляются новшества, которых ранее, когда разрабатывались существующие СанПиНы, просто не существовало. Например, во многих школах стали ставить пластиковые окна. Мы прописали, какими должны быть пластиковые окна в школах, как должны в таком случае проветриваться помещения», – отмечает Марина Степанова.
«Производители стройматериалов могут только приветствовать появление подобных документов, создающих четкие критерии выбора товара, – считает Рафик Алекперов, руководитель отдела по работе с клиентами Группы компаний ПРОПЛЕКС (крупнейший российский производитель оконного ПВХ профиля по австрийским технологиям). – Ранее, в 2005 году, мы специально прошли сертификацию, чтобы получить заключение о возможности применения профиля PROPLEX для детских учреждений и школ. Данное заключение было выдано органом по сертификации, аккредитованным при Госстрое России».

Действующие на сегодняшний день СанПиНы, принятые в 2003 году, уже содержат ряд конкретных требований к стройматериалам. Например, полы в классах должны иметь дощатое/паркетное покрытие, допускается использование линолеума на утепленной основе; стены могут быть выкрашены в светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого цветов. «Детализация» данных требований позволит избежать использования нежелательных материалов при строительных или ремонтных работах в школах.

Помимо введения новых требований к строительным товарам, в настоящее время специалисты активно обсуждают необходимость пересмотра принципов возведения школ. В мае 2009 года в Общественной палате России прошли слушания на тему «Архитектурный облик образования». Эксперты сделали вывод, что большинство отечественных школ не отвечают современным мировым стандартам в области архитектуры и интерьера.

Специалисты отмечают, что для таких учреждений особенно важен внешний вид. «Когда ребенок подходит к школе и видит ее облик – это начало воспитания этого человека, – считает Любовь Духанина, зампред комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке. – Лучше всего воспитывает та среда, которая окружает ребенка».

В развитых странах уже сложилось понятие «детской архитектуры», предусматривающей использование своих приемов и методик. В результате именно школы часто становятся на Западе самыми интересными объектами недвижимости. «Обычную школу можно значительно изменить, например, установив цветные пластиковые окна. Если не везде, то хотя бы в игровых кабинетах и начальных классах. Яркие детали помогут развить у ребенка цветовое восприятие, а необычная обстановка станет отличным подспорьем при воспитании оригинального мышления и воображения», – убеждена Наталья Буланова, руководитель отдела маркетинга и рекламы Группы компаний ПРОПЛЕКС.

Отечественные школы не только выглядят слишком «по-взрослому», но и неправильно спроектированы. Эта проблема обсуждалась на летнем заседании Российского общественного совета развития образования (РОСРО). Было отмечено, что учебные заведения в России строятся по советским стандартам, не отвечающим современным реалиям. Сегодня школа перестает быть просто местом обучения; зачастую дети проводят в ней здесь весь день. Поэтому им необходимы дополнительные помещения для факультативов, кружков и занятий спортом.

Примером учебного заведения, где эти моменты учли, является школа «Стандарт – 5 звезд», открытая в 2009 году в Екатеринбурге. Помимо классов, оборудованных интерактивными средствами обучения, обширной библиотеки и зала для занятия хореографией, здесь имеется девять спортивных площадок и большой стадион.

Кроме того, в этой школе учтены потребности детей с ограниченными возможностями, что большая редкость для России. Здесь есть пандусы, лифт и специально оборудованные парты. Все это не просто обеспечивает особый комфорт тем, кто в нем остро нуждается, но и в какой-то мере решает проблему «социализации» инвалидов в обществе.