Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

27 ноября 2012, 09:00

2012-й в происшествиях: Штрихи к апокалиптическому портрету Перми

2012-й в происшествиях: Штрихи к апокалиптическому портрету Перми
В то время, как все готовятся к Концу Света, Properm.ru вспоминает самые резонансные несчастья, произошедшие в Перми в 2012-м году.

«Пермь — опасный город». Этот штамп, внедренный в сознание россиян федеральными СМИ, похоже, уже не изжить. В 2012-м году у блогеров и пользователей соцсетей, отчаянно продвигающих имидж города как «столицы катастроф», было немало новых поводов писать апокалиптичные посты и оставлять комментарии под новостями в духе «опять прославились».

Все несчастья, случившиеся в Пермском крае в Год Дракона, отличаются заметным разнообразием — как географически, так и по характеру самих происшествий. Кроме того, все они строго выстроены во времени: в начале года в новостях чаще всего обсуждалась трагедия в Кунгурском районе, весной — похищение Ильи Ярополова, летом — «бешеный трамвай», а в конце года — несчастья в Березниках.

1. Смерть на встречке. Авария на трассе Пермь-Березники.

ДТП на трассе, произошедшее рано утром 25 января, стало одним из самых серьезных в уходящем году в Пермском крае и самым резонансным. В результате столкновения автомобиля Kia Sportage с рейсовым автобусом Setra погибли пять человек — водитель и четыре пассажира корейского внедорожника, включая ребенка.

Авария произошла около 6.40 на 83-м километре автодороги. Водитель Kia, двигавшись с немаленькой скоростью, выехал на встречную полосу, где столкнулся с несущимся около 100 км/час автобусом. Удар был настолько сильным, что у автобуса снесло правую сторону передней части.

У водителя рейсового автобуса Пермь-Березники не было шансов предотвратить аварию: водитель Kia, не спавший всю ночь, «прикорнул» за рулем и неожиданно выскочил на «встречку». Фото: УГИБДД МВД по Пермскому краю.

«До встречной машины оставалось метров 10, когда она неожиданно выехала на встречную полосу, и столкновения избежать не удалось», — описал обстоятельства аварии водитель рейсового автобуса в ГИБДД Добрянского района.

В аварии погибла семья 57-летнего горного спасателя Александра Ерошевича — жена, дочь, внучка, а также подруга дочери. Супруги ездили из Соликамска в пермский аэропорт «Большое Савино» встречать родных, вернувшихся из Таиланда. Водитель не спал всю ночь, и в какой-то момент отключился, вывернув руль налево — прямо навстречу несущейся смерти.

2. «У нас дома детей мал-мала». Трагедия в селе Моховое.

Пожар в селе Моховое Кунгурского района, унесший жизни девяти человек, стал началом череды трагических случаев с детьми. Из восьми детей семьи Шляковых в живых остался только один — он в роковую ночь находился у бабушки. Трагедия произошла 9 марта: в одной из квартир кирпичного дома были обнаружены тела девяти человек, включая семерых малолетних детей.

Как удалось установить следствию, возгорание произошло из-за детской шалости с огнем. Глава семейства Александр Шляков находился на работе в пекарне. Узнав, что его квартира горит, он бросился спасать семью, однако, как только забежал в задымленное помещение, потерял сознание и скончался от острого отравления угарным газом.

Стоит извиниться за коллег-журналистов, которые в день происшествия предположили, что глава семейства сам совершил поджог, так как ему было не на что кормить семью. Уголовное дело, возбужденное по факту пожара в селе Моховое, закрыли из-за отсутствия состава преступления.

Из девяти человек, проживавших в сгоревшей квартире, выжил только один. В роковую ночь ребенок ночевал у бабушки. Фото: ГУ МЧС России по Пермскому краю.

3. «Что в имени тебе моём?». Ребенок напрокат.

Мальчик из Краснокамска по имени Илья Ярополов уже знает о том, что произошедшая с ним история стала едва ли не самой обсуждаемой в 2012-м году. Официальная версия следствия, озвученная журналистам после возвращения ребенка матери, не дает ответов на массу вопросов.

27 марта жительница Краснокамска, пришедшая в детский сад №14 за своим сыном Ильей, узнала, что мальчика забрала неизвестная женщина. Позже выяснилось, что похитительница — 20-летняя Юлия Балог — мечтала о ребенке с именем Илья. Заглянув в детский сад и обнаружив в списке детей Илью Ярополова, она позвала мальчика и сказала, что забирает его по поручению мамы. Никаких вопросов поведение женщины у воспитателей детского сада не вызвало.

Балог отвезла Илью в поселок Крым на обычном рейсовом автобусе и поместила в квартиру своего сожителя, где также проживала их общая знакомая. Мальчику было сказано, что его мама находится в больнице, и он нисколько в этом не сомневался. Следующие несколько дней ребенка исправно кормили, давали смотреть мультфильмы и вообще обращались с ним, как с родным сыном.

А 1 апреля похитительница, испуганная поднявшейся вокруг похищения шумихой, отвезла ребенка на автобусную остановку, где его и обнаружили сотрудники полиции. Вскоре похитительница мальчика была задержана. По всем имеющимся медицинским данным, женщина оказалась здоровой.

20-летней Юлии Балог удалось избежать наказания за похищение ребенка. Фото: perm.kp.ru

Поскольку Балог добровольно сдала ребенка, ей удалось избежать наказания. Вскоре выяснилось, что её все-таки будут судить: женщина незаконно получила более 14 тыс. рублей и находилась в розыске с апреля 2011 года.

Стоит отметить, что в поиске Ярополова приняли активное участие волонтерские организации: объявления с фотографией мальчика висели по всему Краснокамску. Мальчика искали не только в Перми: полиция задействовала своих коллег из соседних регионов. Но всё хорошо, что хорошо кончается.

Андрей Подолян, и.о. начальника полиции ГУ МВД России по Пермскому краю:

В этом похищении было столько случайностей, что преступление могло не совершиться в самой начальной стадии. Начиная от открытой двери детского сада во время тихого часа, заканчивая простым вопросом воспитателя: «А вы кто?» - и преступления бы просто не было. Она (похитительница — Properm.ru) бы развернулась и ушла.

4. «Гори, гори ясно…». «Вечный огонь» в Кыласово.

Пожар на Ожгинском нефтяном месторождении в Кыласовском сельском поселении Кунгурского района начался вечером 15 мая. Рабочие выполняли спуско-подъемные операции на буровой установке, во время которых и произошло возгорание попутного газа.

Огненный факел, образовавшийся в результате происшествия, по словам очевидцев, пылал, как вечный огонь. Его высота составляла от 20 до 100 метров. Зато сотрудникам МЧС было не до восторгов: неделя ушла только на то, чтобы создать нормальные условия для тушения пожара. Наибольшие опасения вызывал густой лес, на который мог перекинуться огонь.

Василий Бобылев, командир Пермского военизированного отряда (занимается тушением открытых нефтяных и газовых фонтанов):

Все оборудование упало, и идет неуправляемый фонтан. Техника сама до скважин не дойдет, нужны подъездные пути. В первую очередь нужно делать дороги. Есть еще вероятность возгорания леса. Скважина будет глушиться, а в дальнейшем восстанавливаться наземное оборудование.

Неуправляемый огненный фонтан на Ожгинском нефтяном месторождении поднимался на высоту 20–100 метров.

Пожар такого типа, как на Ожгинском месторождении, явление нечастое. В Пермском крае подобное происходило последний раз 30 лет назад. Чтобы потушить факел, потребовалось более 20 дней. В МЧС заверили, что длительное горение не отразилось на экологической ситуации. «На любой буровой сжигается попутный газ, только здесь он горел большим факелом. Для экологии это не страшно», — пояснили в ведомстве.

5. «Бешеный трамвай» в списке пермских «мемов».

Видеоролики с тэгом «бешеный трамвай», выложенные на youtube, набрали в сумме около двух миллионов просмотров. Сотни ироничных комментариев, «демотиваторы» и «мемы» — всё это казалось интернет-пользователям смешным лишь потому, что в результате происшествия никто не погиб.

Однако ДТП в центре Перми имело куда более серьезные последствия: тотальная проверка Горэлектротранса, жаркие споры о целесообразности развития трамвая как транспорта, которому отдают приоритет городские власти.

Авария произошла в субботу, 2 июня. Водитель трамвая №8 выявила в районе остановки «Инкар» технические неисправности и вызвала ремонтную бригаду. Нарушив должностные инструкции, женщина приняла решение без пассажиров перегнать трамвай в депо Балатово. Однако в районе перекрестка улиц Пушкина и Борчанинова у трамвая полностью отказали тормоза. Вагон понесся вниз по улице Борчанинова.

На перекрестке с улицей Екатерининская «бешеный трамвай» протаранил автобус маршрута №1, остановившийся для поворота налево. Продолжив движение, вагон на перекрестке с Ленина столкнулся с двумя автомобилями, после чего вылетел с рельсов. В результате аварии пострадали семь человек и три транспортных средства.

По итогам длительной проверки вина за случившееся была возложена на «человеческий фактор». По словам начальника департамента дорог и транспорта Дениса Гвоздева, у вагона действительно имелись технические неисправности, но они «не могли привести к полной потере управляемости» во время аварии.

Денис Гвоздев, начальник Департамента дорог и транспорта администрации Перми:

Все неисправности не имеют отношения к состоянию самой техники, они возникли в результате ошибок при технической эксплуатации и обслуживании вагона. Вклад многих людей привел к такому инциденту, поэтому было вынесено решение по привлечению к ответственности порядка 13 человек, начиная с ремонтного персонала слесарей, заканчивая главным инженером по предприятию, так как все были задействованы.

Вину в аварии с «бешеным трамваем» возложили на «человеческий фактор».

В результате к ответственности было привлечено 13 сотрудников «Пермгорэлектротранса», от слесарей до главного инженера. Водитель трамвая была отстранена от управления.

Позже стало известно, что «Пермгорэлектротранс» подписал мировое соглашение с владельцем автомобиля Toyota Camry, пострадавшего в результате этого ДТП. Муниципальное предприятие выплатит часть ущерба, которая не покрывается по ОСАГО. О договоренностях с другими участниками аварии пока ничего неизвестно.

6. Пожар в «педе»: студентов сгоняли спасать компьютеры и зачётки.

В ночь с 16 на 17 августа в здании третьего учебного корпуса ПГПУ, построенного в 1826 году, произошло короткое замыкание электропроводки. Огонь быстро перекинулся по пустотам перекрытий деревянного строения и в результате уничтожил 600 квадратных метров учебного корпуса при его общей площади около 2400 кв.м. Эвакуация техники, материальных ценностей и документов проходила при активном участии студентов близлежащего общежития ПГПУ.

После происшествия стало известно, что последняя официальная проверка пожарной безопасности Педагогического университета проводилась в январе 2010 года. По её результатам было выдано предписание на устранение 278 нарушений правил пожарной безопасности во всех помещениях учебного заведения. В июле 2010 года была проведена внеплановая проверка с целью контроля исполнения предписания — 100 нарушений было устранено.

Деревянное здание 1826 года постройки вспыхнуло, как солома.

На следующий день после пожара стало ясно: здание учебного корпуса придется либо серьезно ремонтировать, либо полностью перестраивать. По планам педагогического университета, капитальный ремонт учебного корпуса был запланирован на 2013–2014 годы. С реконструкцией здания дело обстоит сложнее, ведь учебный корпус является памятником архитектуры местного значения. Судя по внешнему виду обгоревшего остова корпуса, вопрос будет решен в пользу сноса здания.

Мнения пермяков по поводу произошедшего разделились. Одни высказали сожаление, что в городе исчез очередной памятник архитектуры, другие, наоборот, порадовались за старое здание, которое «давно нужно было снести и построить современный корпус».

7. ЧП в Березниках: «Малыш» поглотил работника и технику.

В ночь на 12 сентября на месте работ по засыпке малого провала в Березниках произошло ЧП: в результате обрушения грунта погиб работник ЗАО «Соликамскстрой» Геннадий Парфёнчиков. В воронку рухнули бульдозеры и погрузчик, за рулем которого и сидел мужчина. По данному факту было возбуждено уголовное дело.

Следствие выяснило, что со стороны института «Галургия» имело место «ненадлежащее выполнение исходных данных на разработку проектной документации аварийно-восстановительных работ земной поверхности в районе здания БШСУ». К ответственности, скорее всего, привлекут и «Соликамскстрой».

За гибель рабочего при засыпке провала ответят «Галургия» и «Соликамскстрой». Фото: berforum

Позже губернатор Прикамья Виктор Басаргин заявил, что власти должны были «предвидеть» несчастный случай в Березниках. «То, что произошло вчера ночью, — это явление, которое мы должны были предвидеть. Это обрушение в виде песочных часов — ссыпали грунт и какая-то часть просто обрушилась», — заявил губернатор на пресс-конференции.

Работы по засыпке третьего провала, который ранее получил от жителей Березников название «Малыш», приостановлены.

8. Выброс газа на «Ависме». Березники в «черном» топе федеральных новостей.

Спустя два месяца после происшествия с погрузчиком Березники снова угодили в федеральную новостную повестку. Днем 14 ноября на ОАО ВСМПО «Ависма» произошел выброс химического вещества, в результате чего три человека погибли и более двадцати пострадали.

По версии следствия, выброс газа произошел из-за повышенного давления в одной из систем. Продукты химической реакции попали в воздух рабочей зоны с созданием локальной загазованности. Сотрудников не спасли и противогазы, рассчитанные в первую очередь на защиту от хлора.

Дмитрий Чуйнов, сотрудник ОАО ВСМПО «Ависма»:

банки противогазов не выдерживали и двух минут, пробило банку, появилась слабость, сильное головокружение и удушье, могу точно сказать, что это не хлор, привкуса не было, возможно и скорее всего, это фазгон (фосген — Properm.ru).

В результате аварии погибли самые опытные бригадиры с 25-летним стажем работы. На несколько дней в Березниках был введен режим чрезвычайной ситуации, однако жителям города к этому уже не привыкать.

Надеемся, что на этом список пермских катастроф закончится и за оставшийся месяц ничего плохого в нашем регионе не произойдет.