Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Человек свободный или зачем было снимать ремейк «Мотылька»

28 сентября 2018, 11:00
рецензия

Человек свободный или зачем было снимать ремейк «Мотылька»
Уровень спойлеров: низкий | Рейтинг: 4/5 | 16+

Довольно неожиданный ремейк культовой истории 1973 года про побег, где главные роли исполнили Стив МакКуин и Дастин Хоффман. У создателей не получается внятно ответить на вопрос о целесообразности новой версии. Однако дуэт Ханнэм/Малек справляется с тем, чтобы растрогать вас и заставить плакать там, где предыдущий фильм не смог. При том конечно условии, что вы не смотрели оригинал.

Фильм начинается с живописной прогулки по Парижу 50-х годов. Молодой вор Анри Шарьер (Чарли Ханнэм) по прозвищу «Мотылёк» обманывает своего босса и оставляет себе часть добычи с последнего ограбления. Даром ему это не проходит, и сразу после ночи, проведённой с подружкой, за Анри приходит полиция, чтобы несправедливо обвинить в убийстве сутенёра и отправить на остров-колонию в Папуа — Новая Гвинея. Там от имени героя останется только прозвище Мотылёк, которое не раз напомнит ему и его другу-фальшивомонетчику Луи Дега (Рами Малек), что жизнь имеет смысл хотя бы ради попытки выбраться на свободу. 

Оригинальный фильм был снят на основе автобиографической книги 1969 года по воспоминаниям самого Анри Шарьера. В нём сюжет так или иначе повторял книгу. Рукопись в свою очередь была у себя на родине во Франции бестселлером почти полгода. Но спустя некоторое время многие стали скептически относиться к написанному, а кто-то из зарубежных критиков даже утверждал, что Мотылёк в реальной жизни был послушным арестантом и имел мало общего со своим литературным прототипом.

Однако режиссёр Франклин Дж. Шаффнер решил, что его фильм 1973 года будет в первую очередь историей о борьбе за свободу, несгибаемом (почти святом) духе и внезапной крепкой дружбе, поэтому свёл все сомнения в правдоподобности на нет. В новой же версии, датчанин Михаэль Ноер предупреждает все накопившиеся к истории за несколько десятков лет вопросы, добавляя деликатную слёзовыжимательную финальную сцену, которая расширяет сюжет и приписывает произошедшие события не столько Мотыльку, сколько всем заключённым, которые отбывали срок с ним в колонии.

Как и в случае со старой версией, красной нитью через новый фильм проходит дружба Мотылька и Луи. Парадоксально однако, но вот эта самая «дружеская» химия между героем Ханнэма и Малека становится действительно заметной только во второй половине фильма.

Как бы то ни было, оба героя являются заложникам обстоятельств, зависимыми друг от друга. У одного есть план, у другого деньги на его реализацию. Один знает, что его подставили и поэтому хочет выбраться, а второй просто хочет выбраться и вернуться к своей привычной жизни. Но именно это острое желание свободы объединяет их и поддерживает жизнь.

В фильме есть эпизод, когда Мотылёк и Луи после побега попадают к монахиням. Те со временем сдают их полиции, но перед этим предупреждают, что героям нужно смириться с участью и тогда Бог их помилует. Третий акт фильма внезапно открывает нам героев с другой стороны. Через смирение они находят путь к спасению. Для каждого свой собственный.

Создатели увы не пытаются ответить на вопрос, для чего снималась новая версия, которая к тому же основана не только на книге, но и на сценарии 1973 года. Вместо этого режиссёр просто полирует картинку и докручивает драму там, где это можно было сделать. Справедливости ради не последнюю роль в этом сыграл оператор «Жизни других» Хаген Богданский, зоркий глаз которого рисует как живописные виды, так и психологически давящую герметичность одиночной камеры. Кроме того, у фильма такой же свежий, как ветер свободы саундтрек Дэвида Бакли («Джейсон Борн»), который к сожалению формируется во внятное высказывание о несгибаемом духе свободы только ближе к финалу.

Вывод: «Мотылёк» — захватывающее приключение, гладко скроенное и мягко обходящее все вопросы и сомнения, возникающие после ознакомления с автобиографией настоящего Мотылька. Новая версия делает оригинальный сюжет более контрастным, не привнося в него увы практически ничего нового, кроме идеи о том, что произошедшие события являются общей историей, а не только историей Анри Шарьера. Однако, как и в случае с фильмом 1973 года, лента пропитана ускользающим духом свободы и высокой цены, которую героям пришлось за неё заплатить. И вот это чувство заработанной свободы, пожалуй, самое лучшее, что есть в фильме. Смотреть его стоит, особенно, если вы не видели оригинал с МакКуином и Хоффманом.

Наверняка чувство несгибаемой свободы, символом которой стал Мотылёк, мотивирует вас увидеть ещё несколько вдохновляющих историй о побеге, основанных на реальных событиях.

1) «Мотылёк» (1973), Франклин Дж. Шаффнер, 18+. Естественно, сложно было обойти стороной оригинал. Сюжетно он лишь немного отличается от нового фильма некоторыми деталями. Однако, на экранную химию МакКуина и Хоффмана взглянуть стоит непременно, благо для обоих роли в этой ленте стали знаковыми. А сам МакКуин получил в итоге номинацию на Золотой глобус.

2) «Большой побег» (1963), Джон Стёрджес, 16+. Ещё одна основанная на реальных событиях культовая лента о побеге со Стивом МакКуином. Удивляться не стоит, в 60–70-х гг. он был живой легендой и олицетворением образа бунтаря. На этот раз он в числе других американских и британских военнопленных оказывается узником немецкого лагеря «Stalag Luft III» во время Второй мировой войны. Герои планируют один из самых массовых побегов военнопленных в периоды войны, но пережить его удаётся немногим.

3) «Полуночный экспресс» (1978), Алан Паркер, 18+. За попытку провезти гашиш через границу турецкие правоохранительные органы приговорили американского гражданина Билли Хейса к пожизненному сроку. Теперь герою придётся пережить ад тюрьмы в другой стране, культуры и языка которой он совсем не знает, чтобы в итоге найти путь к спасению. История, также, как и предыдущие, основана на реальных событиях.