Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Properm.ru
Газовые будни в нефтяной стране: как перевести авто на пропан «Тот, кто поездил на газу один раз — обратно на бензин не пересядет», — считают некоторые. Большинство же знает о заправке газом только понаслышке. В этом материале Properm.ru сопоставляет мифы с реальностью.

Газовые будни в нефтяной стране: как перевести авто на пропан

22 апреля 2014, 10:00
Газовые будни в нефтяной стране: как перевести авто на пропан
Фото: Виктор Михалев
«Тот, кто поездил на газу один раз — обратно на бензин не пересядет», — считают некоторые. Большинство же знает о заправке газом только понаслышке. В этом материале Properm.ru сопоставляет мифы с реальностью.

Не так давно покупка «Лэнд Крузера» в сотом кузове для кого-то казалась утопией. Но шли годы, с каждым намотанным километром машины дешевели и в конечном счете стали доступными. Имея в кармане те же 800 тысяч рублей и стоя перед выбором машины, человек уже засматривался не на новенький Ford Focus, а на свою несбывшуюся мечту. Отметя в сторону разумную составляющую покупки авто, он доверялся сердцу и брал подержанный огромный 8-летний «Лэнд Крузер». С кожаным салоном и, конечно же, прожорливым V8. Гулять, так гулять! Стоит ли говорить, что статья расходов на топливо для мечты давала знать о себе уже в первый месяц эксплуатации.

«Мало жениться на королеве — ее еще нужно содержать», — прописную истину подтверждают слова пермских специалистов по установке газобалонного оборудования (ГБО). «Очень часто к нам приезжают люди, которые купили прожорливые машины, проездили на них месяц и решили «пересесть» на газ. Нередко мы ставим ГБО и на служебный транспорт, наматывающий внушительные пробеги», — отмечает Владимир Старостин, директор центра «Автомобильные газовые системы».

Здесь и далее под газом мы будем понимать смесь пропана и бутана. Метан ввиду его малой распространенности брать не будем. Пропан представляет собой жидкую субстанцию, хранящуюся в баллоне под давлением 10–15 атмосфер, метан — в газообразном состоянии под давлением около 200 атмосфер.

Сейчас литр бензина с октановым числом 92 обоходится пермякам, в среднем, в 30,21 рублей. За литр АИ-95 сегодня просят 33,21 рублей. Между тем, президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль заявил, что стоимость одного литра 92-го бензина в 2014 году вырастет до отметки в 35–36 рублей. Цена на 95-й бензин составит около 37–38 рублей за литр, а литр 98-го бензина на заправках будут предлагать за 40 рублей. В свете этих событий перевод машины на газ выглядит довольно заманчивой альтернативой бензину.

Красный сдвоенный баллон («Спарка») объемом 95 л ставится на пассажирские ГАЗели. Под ним лежит тороидальный баллон под докатку (53 л). Такой же, но 95-литровый баллон предназначен для установки на большие внедорожники.

Первым делом мы собрали все мифы, которые ходят вокруг ГБО, и узнали, где правда, а где вымысел. Разобраться во всех плюсах и минусах ГБО нам помогли спецы из упомянутого техцентра. Эксперты — занимаются своим делом уже 15 лет.

Миф 1. Динамика автомобиля при установке ГБО ухудшается.

Это так — динамика автомобиля немного ухудшается, но учитывая, что современные машины имеют большой запас мощности, при повседневной езде это практически не ощущается (разница заметна на маломощных авто). Динамика падает не более, чем на 7–10%.

Миф 2. ГБО нельзя ставить на турбомоторы.

На турбированные двигатели можно устанавливать ГБО без каких-либо ограничений.

Миф 3. Автомобиль с ГБО взрывоопасен.

На современных газовых системах существует несколько степеней защиты. Если происходит утечка, система отключится сама. Если в салоне появился запах газа — перекройте балон и езжайте на сервисную станцию выяснять, что случилось. Не нужно самому устранять утечки. Вообще, если следить за автомобилем как положено, никаких проблем не будет.

Прочность газовых баллонов несоизмерима с прочностью автомобильных бензобаков. Газовые крепче. Не верите? Посмотрите

ролик.

Миф 4. Установка ГБО уменьшает ресурс двигателя (быстро прогорают клапаны, изнашивается поршневая группа).

Прогорание клапанов. Время вспышки у газа несколько длиннее, чем у бензина, поэтому при езде на газу нежелательно передвигаться агрессивно, т.е. постоянно раскручивать двигатель до 5–6 тысяч оборотов/мин. Желательно держать не выше 4 тысяч оборотов, лишь иногда раскручивая мотор до 6 тысяч. Газовая программа предполагает, что на определенных оборотах, к примеру при 3–4 тысячах, двигатель совершает подвпрыск бензина, чтобы клапаны охлаждались, либо полностью переключается на бензин. При уменьшении оборотов он незаметно переходит обратно на газ.

Проблемы поршневой группы. «Говорят, газ сушит двигатель, а я вам скажу, что газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и нет никакого нагара. На поршневую группу он не влияет, степень сжатия остается постоянной. Современные двигатели расчитаны на 95, 98 бензин. Если октановое число топлива будет даже немного повыше (у пропана 105, у метана 107) — это будет даже плюс. Более того, многие автовладельцы с установленным ГБО отмечают, что на газу моторы начинают работать эластичнее», — подчеркивает Старостин.

Миф 5. В машине с установленным ГБО пахнет газом.

Это возможно, если вы заправились некачественным газом с высоким содержанием тяжелых нефтяных остатков. Нужно заправляться на хороших заправках, но стоит помнить, что всегда есть вероятность натолкнуться на некачественный газ в межсезонье (весна, осень).

Бывают случаи, когда люди возят в машине заправочный переходник и пахнет именно он. В этом случае засуньте этого «скунса» в пакет, чтобы запах не распространялся по салону.

Миф 6. Автомобили с ГБО расходуют больше топлива, чем аналогичные бензиновые.

Автомобиль на газу расходует топлива на 10–15% больше, чем аналогичный бензиновый. Но если на автомобиле изношена бензиновая топливная система, что характерно для старых машин, то переход на газ способен даже снизить расход топлива.

Миф 7. ГБО съедает львиную долю багажного пространства.

Дополнительное оборудование приносит некоторые неудобства — факт. Но существует возможность подбора баллонов по диаметру и длине. Можно даже расположить баллон вдоль борта, чтобы возить длиномеры.

В какое место вывести газовую горловину, каждый автовладелец решает сам. Представленный вариант вовсе не выглядит «колхозным».

Стоимость установки ГБО*

Количество цилиндров Цена установки, руб.
3, 4 22 000 — 30 000
5, 6 36 000 — 42 000
8 40 000 — 50 000

* — цены на установку зависят от сложности монтажа оборудования, от производителя газотопливных систем, от выбранного баллона и класса мультиклапана. Приведены в соответствии с прейскурантом центра «Автомобильные газовые системы».

Экономия денежных средств

Примечание: Цена за 1 л газа — 14,90 руб. Средний ценник за литр бензина АИ-92 в Перми, по данным последнего мониторинга Properm.ru, составляет 30,24 руб. Расход газа берем на 15% больше, чем бензина. Чтобы рассмотреть картинку более детально — просто нажмите на нее.

Техническое обслуживание автомобиля

Его необходимо проходить каждые 10 000 км пробега. В зависимости от числа цилиндров цены на обслуживание разнятся от 1300 до 2000 рублей. В стоимость работ входит: замена фильтрующих элементов, диагностика состояния газотопливной системы, проверка давления на редукторе, проверка работы газового инжектора, проверка на герметичность всех соединений газоанализатором.

Если обслуживание не проводить вовремя, то фильтрующие элементы забьются и газовая программа «автоматом» переведет машину на бензин.

Инфраструктура

По версии 2GIS на территории Перми находятся 36 газовых заправок. Пока их количество несоизмеримо с числом бензиновых и дизельных АЗС (144). Но из опыта «ездоков» на газу, трудностей с инфраструктурой испытывать не приходится.

Что же все таки происходит в головах у тех, кто ездит на газу? Личным опытом эксплуатации автомобиля с ГБО поделился владелец Mercedes-Benz в 140-м кузове Александр Самойлов.

На газ Александр «перешел» 3 года назад. Тогда он поставил ГБО на свой ВАЗ-2109. Сменив «девятку» на 231-сильный «Мерседес» по прозвищу «Кабан», владелец без капли сомнений установил газовое оборудование и на него.

— В среднем, за год я проезжаю 30 000 км. Расход бензина на «Мерседесе» держится в районе 17–18 л в зависимости от стиля езды. Еще при покупке машины, я решил поставить на нее ГБО, потому что раньше уже ездил на нем.

Расход немножко подскочил — до 20 л на «сотню». При этом особой потери мощности я не заметил, однако двигатель стал работать мягче, эластичнее. На моем «Мерседесе» стоит 2-ое поколение ГБО (самым последним поколением на данный момент является 5-ое). Чем более поздняя версия газового оборудования установлена, тем меньше у машины будет расход топлива. Но мне жаловаться не приходится.

Переключатель топлива выведен в салон и расположен под замком зажигания. В левом положении переключателя двигатель принудительно переходит на бензин, в правом — на газ, в среднем — работает в автоматическом режиме.

Круглый баллон в «Мерседесе» расположился в нише для запасного колеса. Неудобств от такого расположения баллона Александр не испытывает. На «дальняк» просто кидает запаску в сам багажник и спокойно отправляется в путь. Благо в городе на каждом углу есть шиномонтаж.

Заправка осуществляется как на бензиновых авто. Заправщику нужно сказать, сколько литров сжиженого газа заправить, либо попросить залить полный бак. Заправочные штуцеры могут быть выведены под лючок бензобака, в багажник, либо под бампер. Заправочный пистолет четко фиксируется с штуцером. При несовпадении диаметров их отверстий на АГЗС есть специальные переходники, которые вкручиваются по резьбе.

Плюсыпозитивная подпись

1) Экономия денег

2) Увеличение дальности пути автомобиля засчет наличия нескольких топливных систем

3) Эластичная работа двигателя

4) Нет маслянистых отложений внутри мотора

5) Низкая токсичность выхлопа

Минусынегативная подпись

1) Меньше пространства в багажнике

2) Дополнительные затраты на обслуживание

3) Падают динамические характеристики автомобиля

Текст: Андрей Устюгов

Фото: Виктор Михалев

Вопрос
А вы бы поставили ГБО на свой автомобиль?
  • 14%
  • 26%
  • 21%
  • 0%
  • 21%
  • 18%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию


Оцените материал