Posted 15 сентября 2016,, 09:07

Published 15 сентября 2016,, 09:07

Modified 2 марта 2023,, 14:40

Updated 2 марта 2023,, 14:40

Как мошенники дурят нас по телефону. 5 реальных примеров от угрозыска

Как мошенники дурят нас по телефону. 5 реальных примеров от угрозыска

15 сентября 2016, 09:07
Наталья Варламова
Фото: Properm.ru
Телефонные и SMS-мошенники тонкие психологи и самыми разными способами выманивают деньги у своих жертв. О самых распространенных способах — в материале Properm.ru.

В пермских школах и вузах в сентябре проходят «Дни финансовой грамотности». В рамках этой всероссийской программы финансисты, банкиры, страховщики и многие другие на некоторое время превратились в преподавателей.

Properm.ru изучил список тем и экспертов и отправился в Пермский педагогический университет на самую, на наш взгляд, интересную лекцию — про финансовое мошенничество. Лекторами на ней стали специалист Центробанка Михаил Теплоухов и сотрудник угрозыска Дмитрий Удинцев. Последний в своем рассказе сконцентрировался на дистанционных мошенничествах.

Ваша карта заблокирована

По словам Дмитрия, дистанционное мошенничество приобретает много различных форм.

— «Ваша карта заблокирована». Так мы называем самый распространенный вид мошенничества сейчас. Мошенники в данном случае осуществляют SMS-рассылку на абсолютно любые номера, регион никакой роли не играет. Текст обычно такой: «Ваша карта заблокирована. Обратитесь по телефону…» или «С вашей карты был осуществлен платеж. Обратитесь по телефону…», — рассказывает сотрудник полиции. — Получив такое сообщение, вы начинаете переживать за свои деньги на карте, звоните на указанный номер и на том конце провода начинают из вас вытягивать информацию, которая необходима для доступа к карте.

Для наглядности Дмитрий включил студентам аудиозапись разговора с SMS-мошенником. Приводим ее почти без сокращений.

— Оператор Мария.
— Здравствуйте! Мне тут смсочка пришла, что карта заблокирована. Вот, звоню по телефончику. Узнать, что случилось такое.
— Давайте разберемся. Как к вам можно обращаться?
— Меня Сергей зовут.
— Назовите фамилию, имя, отчество.
— А вам полностью надо?
— Ага.
— … Сергей Петрович.
— Карта какому банку принадлежит?
— Сбербанк. А какому еще?
— Какая ваша карта? Социальная, дебетовая, кредитная, пенсионная?
— Э, не разбираюсь.
— Зарплату на нее получаете?
— Ну да, зарплата приходит на нее.
— Значит, зарплатная. Когда последний раз снимали деньги с карты?
— Вчера с банкомата 1000 рублей снимал.
— Ага. На момент последней транзакции сколько составлял баланс лицевого счета?
— Что еще раз?
— Какой баланс ориентировочно?
— Около 5 тыс. рублей.
— Оставайтесь, пожалуйста, на линии. Сейчас я отправлю запрос и полностью вас проконсультирую.

— Так, мошенники начинают узнавать ваши данные, — поясняет сотрудник угрозыска. — Следующим их действием будет введение владельца карты в заблуждение. Ему скажут, что по карте была проведена операция, но ее можно отменить. Для этого ему нужно подойти к банкомату. Там ему начнут диктовать телефонный номер. Но не так, как мы обычно привыкли его слышать — 8–902…, а по-другому. Человек начинает вводить эти цифры и фактически сам переводит деньги мошенникам.

Если хотите узнать больше о таких SMS-мошенниках, то читайте на Properm.ru материал: «Ваша карта заблокирована». Что делать, чтобы уберечь ваши деньги от мошенников?

Вы выиграли приз

Следующий способ — это когда мошенники обещают жертвам приз.

— Здесь также осуществляется SMS-рассылка, в сообщениях пишут: «Вы выиграли приз. Справки по телефону». Действия мошенников те же самые. Перезвонившего человека начинают обрабатывать. Ему говорят, что нужно заплатить налог на приз. Тогда как приза никакого и нет.

Хочу купить/продать

Также мошенники выискивают своих жертв в интернете, на таких сайтах как Avito.ru, Drom.ru т.д. Обманывают как продавцов, так и покупателей.

— Если мошенник выступает в роли продавца, то он размещает объявление. Чтобы привлечь покупателей он указывает сумму, гораздо ниже среднерыночной, — рассказывает Дмитрий Удинцев. — С ним начинают связываться покупатели. Мошенник говорит, что очень торопится с продажей, ему нужно уехать или закрыть кредит, поэтому он готов прямо сейчас закрыть объявление при условии предоплаты. Покупатель деньги переводит, а «продавец» исчезает.

Мошенники играют и другую роль — покупателя. По словам сотрудника правоохранительных органов, особенно на это ведутся девушки и молодые мамы.

— Мошенники находят объявление, связываются с продавцом. При этом их не интересует ни цена, ни характеристика товара. Он прямо сейчас готов перевести деньги и для этого ему нужно узнать номер карты, — говорит Дмитрий. — После этого он пытается снять с карты деньги — ее владельцу приходит SMS. В это время звонит мошенник и говорит, что пытался положить деньги, но с него требуют код из этой самой SMS-ки. Так продавец сам переводит деньги «покупателю».

Ищу работу

По словам Дмитрия Удинцева, распространено мошенничество, связанное с поисками работы.

— У нас, например, очень много водителей «устраивались на работу в администрацию». Мошенники под видом работодателя говорили им: «Нас всё устраивает, мы готовы принять вас на работу, только вам нужно купить коньяк, фрукты и закинуть деньги на несколько номеров телефонов». После им обещали, что они будут работать личными водителями у какого-нибудь заместителя главы администрации. Получается, мошенники, с одной стороны, деньги получают, с другой — резвятся и глумятся.

Родственник в беде

— Еще один вид телефонного мошенничества чаще всего затрагивает пожилых людей. Мы его называем «Родственник в беде». Мошенники обычно звонят на домашний телефон и просят деньги под предлогом того, что внук или сын попал в беду, — говорит Дмитрий. Для наглядности он вновь включил студентам аудиозапись. Приводим ее почти без сокращений, стилистика речи сохранена.

— Але-але?
— Леш, ты?
— Привет, не слышно чё-то нифига.
— Всё еще не слышно?
— Сейчас слышно. Что делаешь?
— Да ничё не делаю. Хреново себя чувствую.
— А что такое?
— Да не знаю, давление целый день, уже три таблетки выжрала. Руки-ноги мерзнут, как встану — задыхаюсь. Бабуля тоже говорит, что плохо себя чувствует.
— А, ну ладно, выздоравливай.
— Ты как?

— Я чё звоню-то. Проблемы у меня.
— Че случилось?
— Да в милиции в отделении сижу.
— Чё случилось?
— Девчонка под колеса попала.
— Не поняла…
— Да на машине ехали и девчонка под колеса попала.
— С кем ехали?

— С Сашей.
— С каким Сашей?
— Да ты не знаешь его. Сидим в отделении. Че звоню-то? Сможешь помочь? Шесть тысяч мне надо.
— Ааа, ооо, щас узнаю, есть или нет.
— Ну хоть сколько, девчонке надо отдать, чтобы нас отпустили.
— А что не со свеого телефона звонишь?
— У меня забрали.
— Забрали? Ааа…

— Леш, ты где? Ой опять надуть пытаются (смех и короткие гудки)

Женщина грамотной оказалась. И позвонила своему сыну на сотовый, — резюмирует Дмитрий.

Про статью 159

Напоследок сотрудник правоохранительных органов предупредил студентов, что они не только могут стать жертвами мошенников, но и сами очутиться в их роли.

— Есть лица, мы их называем «дроперы». Они на себя оформляют много обычных банковских карт, а потом их продают. Оформил карту — получил 1000 рублей. Вроде бы ничего такого. Но я предупреждаю вас сразу, — сообщил Дмитрий Удинцев. — Если в дальнейшем по этим картам будет замечено обналичивание денежных средств, то это может навлечь проблемы. Банк может просто заблокировать все ваши карты и внести вас в стоп-лист. Будьте внимательны. Есть статья 159 Уголовного кодекса. Мошенничество. Штраф до 1 млн рублей. Лишение свободы до 10 лет. Я вас предупредил и вооружил.

"