Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Валерий Кашин: Теряют паспорта, меняют внешность, практикуют подкуп

15 августа 2012, 09:00

Валерий Кашин: Теряют паспорта, меняют внешность, практикуют подкуп
На что идут мошенники, чтобы получить кредит, и как их ловит служба безопасности — Properm.ru рассказал директор МигКредит в Перми.

«МигКредит» — одна из крупнейших компаний на рынке микрофинансирования, специализирующаяся на предоставлении микрозаймов населению. Получить такие кредиты проще и быстрее, нежели в банке. Поэтому и попытки обмануть такую организацию предпринимаются чаще. Директор представительства «МигКредит» в Перми Валерий Кашин поделился с Properm.ru секретами выявления мошенников и методами борьбы с ними.

— Валерий, какие схемы работы сегодня распространены у пермских мошенников?

— Действия мошенников в Пермском крае не отличаются оригинальностью по сравнению с другими регионами.

Чаще всего злоумышленники прибегают к махинациям с паспортом. Одни — с чужим, переклеивая фотографию или пытаясь изменить внешность, чтобы стать похожим на настоящего владельца документа. Другие заявляют, что потеряли паспорт, делают новое удостоверение личности, а потом берут кредит по старым документам.

Еще один способ — предоставление ложной информации о месте проживания. Проще говоря, злоумышленник попросил у друга квартиру на пару часов, а сам встретился в ней с кредитором и представил ее как собственное жилье.

Другой, но менее популярный вариант — частая смена фамилий. Получил заём, сходил в ЗАГС, поменял фамилию, получил новый паспорт — и снова обратился в компанию за деньгами.

Есть и еще одна мошенническая схема, в которой могут участвовать сотрудники компании, как правило те, кто занимается проверкой данных. В этом случае кредитной организации достаточно не документов, а их ксерокопий. Сразу скажу, что такая схема в нашей компании не действует, а в ряде других компаний такие попытки пресекаются еще на этапе подачи заявлений.

Главная рекомендация — внимательно следить за своими документами и не давать паспортные данные посторонним людям.

— Вы не боитесь, что приведенные вами примеры мошенники возьмут на вооружение?

— Я надеюсь, что эти сведения помогут честным заемщикам, а таких большинство, не стать жертвами мошенников. Главная рекомендация — внимательно следить за своими документами и не давать паспортные данные посторонним людям.

Бывали случаи, когда человек проходил собеседование в фирме, заполнял анкету, оставлял ксерокопии своих документов, а потом — уже от судебных приставов — узнавал, что на его имя взяли кредит и за ним числится долг.

— Валерий, вы говорили о мошеннических действиях с паспортом. Но если я только что написала заявление о потере паспорта, а потом пришла с ним к вам за кредитом. Я смогу получить заем?

— Сможете.

— Но что вы будете делать, когда я заявлю, что кредит не получала, а все сделали мошенники, воспользовавшись моим утерянным паспортом?

— Наши офисы оборудованы камерами видеонаблюдения, и мы снимаем каждого заемщика. Если вы получали деньги, то мы легко сможем это доказать.

Если наш консультант что-то заподозрил, то вы никогда этого не поймете.

— Какие профилактические меры предпринимает организация для снижения рисков мошенничества?

— Как вы поняли, мошенники используют очень простые и распространенные схемы, без фантазии, рассчитанные только на халатность выдающего займы персонала. Поэтому их несложно выявить.

В МигКредит все сотрудники проходят инструктаж по безопасности, где им рассказывают про мошеннические схемы, учат визуально оценивать состояние клиента, обучают тактике общения и поведения с заемщиком. Если наш консультант что-то заподозрил, клиент никогда этого не поймет.

Все предоставленные документы проходят тщательную проверку, а анкетные данные тестируются. У службы безопасности свои способы получить достоверную информацию из легальных источников. И если выяснится, что потенциальный клиент находится в федеральном розыске, то мы информируем полицию, а сотрудники принимают все меры к задержанию такого клиента. Причем сделают это так, что другие заемщики ничего не поймут.

Однажды нашему консультанту показалось подозрительным, что клиент не может вспомнить домашний телефон, и он обратился в службу экономической безопасности для более тщательной проверки. Выяснилось, что потенциальный заемщик находится в федеральном розыске по двум статьям. Сотрудники МигКредит вызвали оперативную группу УВД, и несостоявшийся мошенник, все это время беседовавший с менеджером об условиях получения займа, был арестован. Сотрудники УВД, которые проводили задержание в офисе МигКредит, были в штатском, поэтому остальные клиенты ничего не заметили.

Тревожным сигналом являются частые невозвраты по займам, оформлением которых занимался один сотрудник.

— Как вы поступаете, если выясняется, что ваши сотрудники в сговоре с мошенниками?

— У нас есть специальные сотрудники — если угодно, аналог «тайных покупателей». Они призваны контролировать персонал, в том числе — предлагать им предпринять заведомо запрещенные действия в корыстных целях, чтобы выявить и отстранить коррумпированных. Такие случаи у нас встречаются нечасто — сказывается жесткая система отбора и тщательная подготовка персонала. Но они есть.

Необходимо также следить за статистикой. Тревожным сигналом являются частые невозвраты по займам, оформлением которых занимался один сотрудник. Это простая математика. Вознаграждение работника обычно составляет около 30% от выданной суммы, то есть не более восьми тысяч рублей. Ради таких денег не станешь рисковать работой, свободой и репутацией. И для самих мошенников слишком трудозатратно искать сообщника в компании ради одного-единственного займа. Они пытаются поставить дело на поток.

— С профилактикой все ясно. Но что делаете, если мошенник уже взял у вас деньги?

— Если выясняется, что заём получен по чужим или поддельным документам, дело передается полиции, начинаем искать недобросовестного заемщика. У нас есть соглашение о сотрудничестве с УВД. Мы можем сами искать должников с привлечением полицейских баз или передать информацию о них в коллекторское агентство. Хотя работа с должниками ведется в рамках Уголовного кодекса РФ, не стоит забывать, что коллекторское агентство — это третья сторона, за действия которой МигКредит не несет ответственности.

Если заемщик не будет реагировать на предупреждения коллекторов, на него будет подан судебный иск, и затем судебные приставы будут взыскивать долг.

В 99% процентах случаев судьи выносят решение в пользу микрофинансовых организаций.

— Среди ваших клиентов попадаются и такие заемщики, которые планировали вернуть кредит, но не смогли. Как вы работаете с такими заемщиками?

— В МигКредит есть коллекторское подразделение. Оно подключается в том случае, если клиент вовремя не погасил задолженность. Сначала мы напоминаем заемщику о том, что он не внес платеж в срок, и пытаемся совместно найти способ погасить заем.

Когда меры предупреждения не действуют, компания обращается с иском в суд. Если судья выносит решение в пользу организации, то к недобросовестному заемщику приходят приставы и описывают имущество. Кроме того, приставы могут ограничить выезд за границу.

Информация о недобросовестных заемщиках передается в бюро кредитных историй, а это может стать поводом для отказа ему в выдаче денег в других микрофинансовых и банковских организациях.

— Суммы займов, выдаваемые микрофинансовыми организациями, невелики. Поэтому многие заемщики думают, что компании будет дешевле простить долг, чем судиться. Это так?

— Затраты на судебные издержки составляют около шести тысяч рублей, что существенно меньше средней суммы невозврата. Кстати, проигравшая сторона — в данном случае, «невозвращенец», — должна возместить выигравшей расходы на суд. В 99% процентах случаев судьи выносят решение в пользу микрофинансовых организаций.

— В жизни бывают разные ситуации. Что делать, если заемщик умер?

— Сначала мы проверим эту информацию. К сожалению, среди мошенников встречаются очень циничные люди, готовые фальсифицировать справку о смерти. Если заемщика действительно больше нет в живых, то долг может быть списан. Но в случае, если усопший оставил завещание, долги переходят к наследникам. Конечно, в таких тяжелых ситуациях мы идем навстречу клиентам, например, можем списать часть суммы.

Уровень просрочки, заложенный в модели для МФО, составляет порядка 23–25%.

— Есть ли принципиальная разница при работе с должниками в банках и микрофинансовых компаниях?

— Основное отличие: более короткий срок работы на досудебной стадии для микрофинансовых организаций. Кроме того, мы ведем работу с гораздо более низкой средней суммой задолженности при более частом наступлении очередных платежей. Банки более активно используют схемы прощения и дисконтирования задолженности. Мы также планируем внедрить такую практику в работе с должниками.

— Какой уровень просрочки для участников рынка микрофинансирования является приемлемым? Какой уровень уже заложен в процентные ставки по кредитам?

— Уровень просрочки, заложенный в модели для МФО, составляет порядка 23–25%, поскольку данный вид займов является высокорискованным ввиду отсутствия залогов и поручителей. Эти факторы влияют на уровень комиссии при формировании предложения.