Posted 23 февраля 2011, 10:00

Published 23 февраля 2011, 10:00

Modified 2 марта 2023, 17:59

Updated 2 марта 2023, 17:59

Спецрепортаж Properm.ru: боевые машины не ржавеют!

23 февраля 2011, 10:00
На их счету – победы на фронтах Великой отечественной, подавление бунтов и участие в локальных конфликтах, служба в пустынях Африки и горах Кавказа.
В честь Дня защитника Отечества
проводит экскурсию по музею бронетанковой техники в Нижнем Тагиле. Почти все экспонаты музея
— не пыльные древности. Они уволены в запас, но не списаны со счетов. Они на ходу, и даже смазка внутри многих танков — свежая.
Эта «тридцатьчетверка», например, принимает участие в парадах победы в Нижнем Тагиле почти каждый год.
Предсерийные образцы появились еще в 1939 году, к марту сорокового года комитет обороны предписывал закончить заводские испытания и построить два экземпляра.
Т-34, как и многие его предшественники, родом из Харькова. Но в годы войны производство передислоцировали на Урал: так безопасней, вдалеке от фашистов.
Комплектующие под него везли со всего Союза, но итоговый процесс сборки происходил здесь, в Нижнем Тагиле.
Вспоминая скорость и усердие уральцев, трудившихся на производстве, можно только удивленно присвистнуть: каждый день в годы ВОВ с конвейера УВЗ сходили по 25 танков! А это, между прочим, даже больше, чем предписывали Сверху:

Из Оперативной сводки по заводу №183 по состоянию на 20 декабря 1941 года:

Производственные площади завода, громадная литейная база и имеющиеся оборудование позволяют развить производство до 15-20 танков в день, для этой цели на базе Уралвагонзавода создаётся второй завод (завод № 184), который будет выполнять механическую обработку деталей и сборку механизмов и агрегатов танка Т-34. Завод с оборудованием прибыл из Москвы в Нижний Тагил (часть станкозавода им.Орджоникидзе), но пока ещё не имеет производственных площадей. Выпуск танков 15-20 шт. в день возможен с апреля 1942 г. Конструкторское бюро закончило работу по снижению трудоёмкости и конструктивному изменению танка Т-34, в связи с переводом большинства деталей на литьё.
В режиме тотальной экономии и бешеных темпов выпуска пришлось слегка упростить конструкцию танка. Например, из-за нехватки дизельных моторов на Т-34 какое-то время ставили карбюраторные авиационные двигатели.
Модификация ОТ-34-76 разработана в КБ УралВагонЗавод, но с 41 по 44 годы выпускался также в Сталинграде, Нижнем Новгороде и Омске.
Из Сталинграда, правда, производство пришлось эвакуировать по понятным причинам. Но и потенциала остальных заводов хватало, чтобы штамповать «тридцатьчетверки» в огромных количествах до конца войны. Самый массовый танк Второй мировой, все-таки. В каких-то странах стоит на вооружении до сих пор.
А это уже послевоенная модификация, Т-34-85. Его выпускали с 44 по 46 годы, а в 50е он производился в Чехии (тогда еще — Чехословакии) и Польше. Участвовал в военных конфликтах вплоть до девяностых годов прошлого века!
У этой модификации появилась новая пушка калибра 85 мм, еще одно посадочное место (теперь экипаж танка мог составлять не 4, а 5 человек) и новую башню с усиленной броней.
Ну, а это уже послевоенная история уральского танкостроения.
Танк Т-54, который серийно выпускался с 1951 по 1955 годы. Был боевой единицей стран Варшавского Договора и ряда других развивающихся государств.
Здесь же — вариация на его тему, «Объект 140». Опытный образец, который так и не добрался до армии. Разработанный в 1958 году, он был выпущен двумя тестовыми экземплярами для заводских испытаний. Но несмотря на ряд передовых решений (например, механизм выбрасывания стрелянных гильз, который снижал загазованность), танк получился безумно дорогим в эксплуатации и ремонте.
На создание «Объекта 140» были потрачены 16 миллионов государственных денег, но на выходе получился не самый эффективный танк, в провале которого признался даже один из конструкторов, Леонид Николаевич Карцев. В одной из своих работ он писал:
...танк получился нетехнологичным, сложным в эксплуатации и ремонте. Заготовки бортов для танка мог прокатывать только Ижорский завод. К отдельным деталям моторного отделения вообще невозможно было добраться обычным способом. Две тяги, например, наши сборщики-асы ухитрялись соединять через люк в днище танка, только вооружившись зеркалом, как это делают дантисты при пломбировании труднодоступных зубов. Форсунки нижнего блока двигателя можно было заменить также только через люки в днище танка. И вообще, подмоторная часть днища «объекта 140» состояла практически из одних люков. После нескольких бессонных ночей я написал письмо в ЦК КПСС и СМ СССР с просьбой о снятии с нас этой работы. И, к моему удивлению, просьбу восприняли как должное и, я бы сказал, с радостью. Работу сняли, а меня даже не наказали.
А это — еще один опытный образец. Единственный изготовленный «объект 167Т». Из технических ноу-хау — газо-турбинный двигатель от... вертолета.
Несмотря на это, а также на более мощное, чем у предшественников вооружение, и противоядерную защиту, этот танк не взлетел. Помешала его принятию на вооружение разработка принципиального нового танка, «Объект 432». Плюс вето на серийный выпуск «объекта 167Т» наложил Никита Хрущев.
Инженерно в «Объекте 167» и вправду было не все гладко: газо-турбинная установка была жутко дорогая в производстве и прожорливая. Плюс, ученые никак не могли решить проблему с очисткой воздуха. В итоге теперь мы можем на него разве что любоваться.
В духе времени: танк Т-55, увидевший свет в 1958 году, изначально был приспособлен к боевым действиям в условиях ядерной войны. Серийно выпускался четыре года.
Предшественниками 55го были Т-44 и его глубоко модернизированный вариант Т-54. В первую очередь, эти модели получили принципиально иную компоновку мотора и трансмиссии: они теперь устанавливались поперечно, а не продольно. Таким приемом удалось значительно сократить длину и высоту танка. И, к тому же, добиться усиления бронирования, ведь забронированный объем поверхностей танка сократился вместе с уменьшением длины и высоты.
Кроме того, Т-55 умел пускать термодымовую завесу и обладал усовершенствованным оборудованием для подводного вождения.
Танк Т-62 выпускался с 1962 по 1973 годы. Использовался, в том числе, в конфликтах на Северном Кавказе, до сих пор состоит на вооружении многих стран мира.
Истребитель танков ИТ-1. На вооружение принят в 1968 году, но в боях не использовался, хотя мог бы навести немало шороху.
Это был первый советский танк с ракетами на борту. Более того, ракеты — были его основным оружием: за раз в механизм заряжания помещались 12 управляемых ракет с дальностью полета до 3,3 км.
С вооружения прогрессивная машина была снята из-за больших габаритов и устаревшей элементной базы.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1.Сама не стреляет, но помогает в ремонте и починке. Прямо в поле.
На вооружении с 75 года, серийное производство стартовало в 1984 году. Один из героев ликвидации аварии в Чернобыле. Также участвовала в боевых действиях на Северном Кавказе.
Герой 70х, 80х, 90х и наших дней.
Принятый на вооружение в 73 году, танк Т-72 состоял и состоит на вооружении стран СНГ, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Югославии. Там же он, кстати, выпускался по лицензии вплоть до распада Югославии на кучку суверенных стран.
Имеется в общей сложности не менее 29 модификаций, которые выпускались или выпускаются по сей день в Словакии, Польше, Хорватии, Сербии, Украине.
И — наши дни. Т-90, он же «Владимир», разработка конца 80х-начала 90х годов.
Двигатель — V12 мощность в 1000 л.с при 2 000 об/мин, на борту — электронно-оптический прибор наблюдения с режимом ночного видения. До кучи есть активная защита с комплексом оптико-электронного подавления, которое не дает противнику уничтожить Т-90 противотанковыми ракетами. Жаль, что такое богатство в большей степени доступно индусам, а не нам. Парадокс: Т-90 активно поставляют в другие страны, но на вооружении российской армии состоит, по разным данным, от 250 до 500 штук.
Вплоть до 2020 года танкостроение исключено из списка приоритетов нашей армии (это же, например, не пижонская форма от Юдашкина), так что вряд ли их станет больше в наших войсках.
Текст: Кирилл Зайцев, для

Фото:
Подпишитесь