Posted 26 июня 2015,, 05:00

Published 26 июня 2015,, 05:00

Modified 2 марта 2023,, 17:29

Updated 2 марта 2023,, 17:29

«Автостат»: Авторынок нащупал дно, но всплывать пока не собирается…

26 июня 2015, 05:00
Анастасия Вяткина
Эксперты в области автомобильной статистики дали свой прогноз относительно состояния рынка новых автомобилей в России на 2015 год. Добавим их прогнозы мнением топ-менеджмента из стана автопроизводителей.

Динамику продаж новых автомобилей многие рассматривают как лакмус состояния экономики в целом. Смотрим в цифры: в январе-мае 2015 года многие крупные мегаполисы России снизили объемы продаж новых легковых автомобилей (включая легкий коммерческий транспорт) больше среднерыночных показателей — около 50% против среднероссийского значения в 37%. «Падение рынка в первой половине года на 40–50%, объемы 100–120 тысяч в месяц и… большое желание продавать. Причем продавать любой ценой. Если выразиться образно — «рынок нащупал дно, но всплывать пока не собирается», — описал состояние рынка директор аналитического агентва «Автостат» Сергей Целиков и дал пояснения, куда рынок будет двигаться.

Сергей Целиков, «Автостат»: За счет чего держится рынок и почему не падает дальше? Во-первых, ежемесячный уровень в 80–100 тысяч — это как раз тот порог, ниже которого уже некуда. Он фактически соответствует текущему состоянию нашей экономики, количеству и доходам нашего населения, его покупательской способности. Кризис задел многих, но не всех. Ну, а за счет различных маркетинговых и стимулирующих (а точнее скидочных) программ этот порог поднимается чуть выше. Кроме того, правительство реализует несколько стимулирующих программ, из которых наиболее массовыми являются утилизационная премия и льготное автокредитование. Они тоже дают свой эффект. В то же время каких-то значимых факторов к существенному росту рынка, его реальному восстановлению сейчас не просматривается. Экономика России находится в кризисе. И если финансовая стабилизация уже вроде произошла, то в реальном секторе кризис еще свое не отыграл. Многие предприятия сейчас находятся на грани между обычным и предбанкротным состоянием. Затраты растут, доходы снижаются, покупательская способность населения падает, кредитная и финансовая нагрузки растут. Впереди еще много и банкротств, и увольнений.

По мнению эксперта, текущий ежемесячный объем продаж 110–130 тысяч сохранится. Небольшой подъем продаж по традиции сможет дать самый конец года, но вряд ли продажи перешагнут порог в 140–150 тысяч машин. Такой прогноз действителен при условии относительной стабильности курса рубля, барреля нефти и, соответственно, без дальнейших потрясений российской экономики, отметил Целиков. Так, конец года для российского авторынка может завершиться с результатом в 1,5 млн. новых легковых автомобилей и еще примерно 90 тысяч легких коммерческих. Минус по отношению к результату 2014 года составит 35–45%.

По общим прогнозам игроков автобизнеса восстановление рынка наберет обороты к 2017-му году, однако в отношении текущего года прогноз дается аналогичный и даже более оптимистичный. К примеру, по оценкам альянса Renault-Nissan, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей всех марок в России будут значительно выше показателя в 1,5 млн штук в год.

Карлос Гон, глава альянса Renault-Nissan: — Я думаю, что сегодня рынок аномально низок. Рынок в 1,5 млн (новых) автомобилей в год — не истинный потенциал России. Мы это все знаем. Но сейчас никто из нас не может сказать, когда ситуация на российском рынке улучшится. Традиционно российский рынок, если проанализировать прошлое, может очень быстро падать, но также может и очень быстро расти.

Чуть ранее его коллега Бу Андерссон, глава «АВТОВАЗа» поделился с иностранными журналистами своим видением ситуации с продажами новых автомобилей.

Бу Андерссон, президент АвтоВАЗа: — Я ожидаю, что авторынок по итогам всего 2015 года упадет на 36%. Восстановление до докризисных показателей 2012 года (2,9 млн проданных ТС) займет 8 лет.

Напомним, после прошлого кризиса авторынок восстановился за три года: дно падения было зафиксировано в середине 2009-го года, восстановление к докризисным показателям пришлось на середину 2012 года.

"