Posted 6 мая 2016,, 07:00

Published 6 мая 2016,, 07:00

Modified 2 марта 2023,, 15:46

Updated 2 марта 2023,, 15:46

Эвакуация в Молотов. Второе Баку: прикамская нефть и сталинградские танки

6 мая 2016, 07:00
Анастасия Вяткина
Продолжаем рассказ о трудовых подвигах жителей Прикамья и эвакуированных в Молотов во время Великой Отечественной. Мы вновь отправимся на семь десятилетий назад, на правый берег Камы, на нефтяные промыслы. Поздняя осень 41-го, на реке начинается ледостав, а к городу подходят теплоходы с нефтяным оборудованием из Баку. Работа предстояла адская…

В Музее пермской нефти есть послевоенный патефон. Крути ручку — заиграет. Пластинка на нем особенная: редкая запись «Песни нефтяников» на русском языке. Чаще эту песню можно найти на азербайджанском, ведь посвящена она богатым нефтяным промыслам этой южной республики.

Я тебя у этой вышки днём и ночью жду.
Я буравлю эту землю, я тебя найду.
Я тебя найду повсюду: в тёмной глубине
Под землёю, под водою на каспийском дне.

Морское бурение на Каспии было освоенно уже после Великой Отечественной, но до этого нефтяникам предстояло пережить многое…

В предчувствии войны, во время подготовки активной обороны правительство СССР исходило из ленинских указаний о ведущей роли нефти в укреплении военно-экономической базы государства: «… вопрос о нефти есть жизненный вопрос, ибо от того, у кого больше будет нефти, зависит, кто будет командовать в будущей войне». В предвоенные пятилетки в СССР создавалась крупная нефтяная промышленность, способная обеспечить страну нефтью и нефтепродуктами. В Баку, Грозном, Майкопе нефтяные промыслы наращивали добычу год за годом.

А война наступала, война была уже неминуема. В Иране совершено открыто действовали германские агенты, готовились диверсионные группы, предназначенные для переброски на территорию советского Азербайджана с целью устройства взрывов и пожаров на нефтепромыслах Баку. Нефтяная промышленность Баку, Грозного и Майкопа переходила на военные рельсы. Приходилось не только наращивать объемы добычи и переработки нефти, но и готовиться к вражеским налетам и бомбардировке. Неспокойно было нефтяникам: велась подготовка к уничтожению действующего фонда нефтяных скважин, всего нефтепромыслового и перерабатывающего хозяйства в случае вынужденного отступления. Наркомат нефтяной промышленности СССР известил о массовой переброске кадров и техники вглубь страны, во Второе Баку.

Второе Баку - новую нефтяную базу в Урало-Волжском нефтяном районе - советское правительство считало первостепенной и неотложной задачей. Надежда только лишь на южные нефтяные районы сдерживала развитие производительных сил СССР. Слишком дорого обходилась перевозка нефти и нефтепродуктов из южных нефтедобывающих баз, слишком сильно объемы перевозок загружали железнодорожный и водный транспорт, слишком близко мог подобраться враг. Из Второго Баку нефтепродукты можно было наиболее быстро транспортировать в любой участок Советского Союза, а местонахождение базы находилось вне зоны досягаемости вражеской авиации. «Трудно переоценить значение этой новой нефтяной области, географически столь удачно расположенной и открывшей пока только ничтожную часть своих богатств», — так оценивал академик И.М. Губкин значения газонефтеносности Волго-Уральской провинции для народного хозяйства страны.

Второе Баку.

Первая прикамская нефть была найдена в Верхне-Чусовских городках в 1929 году, заработало первое месторождение на Западном Урале. С начала 30-х годов нефтеразведка увидела большой потенциал добычи в Краснокамском районе, на 1934–36 гг. пришлось бурение первых скважин. Это была лучшая нефть из всех, открытых к тому времени в Прикамье: высококачественная, чистая, с содержанием до 26% бензина и 20% керосина. Краснокамская нефть выдерживала сорокоградусные морозы, что было неоценимо в суровые уральские зимы. В конце 30-х годов куст скважин на Северокамском участке был переведен на безвышечную эксплуатацию, а качалки прямо на улицах Краснокамска стали обыденной картиной.

К 1938 году в созданный трест «Прикамнефть» вошли Краснокамский и Чусовской нефтепромыслы, контора бурения и геологическая контора, Вотгалинская нефтеразведка и множество вспомогательных служб. Нефтепромысел во всем Втором Баку — Прикамье, Ишимбае, Бугуруслане, Сызрани — становился на ноги. И не без помощи Баку первого: сюда из Азнефтекомбината, «Грознефти» и «Майнефти» были направлены десятки буровых бригад.

31 декабря 1942 года впервые в Прикамье была начата проходка опытной наклонно направленной скважины на Краснокамском нефтяном месторождении, залегавшем в границах городской черты. Практика показала, что такой способ бурения в три раза эффективнее обычного вертикального. Спустя два года авторам новаторского метода, эвакуированным в Молотовскую область азербайджанским конструкторам П.П. Шумилову, Э.И. Тагиеву, Р.А. Иоаннесяну и М.Т. Гусману было присвоено звание лауреатов Госпремии, а знатные мастера турбинного бурения А.А. Абубекиров и П.В. Косовских были удостоены ордена Ленина. Новаторский метод внедрялся повсеместно во Втором Баку, а успешный опыт наклонно направленного турбинного бурения позволил нефтяникам Прикамья впервые в мире начать промышленное внедрение кустового бурения. Инициированный в Прикамье метод кустового бурения широко распространялся в крупнейших нефтедобывающих районах СССР — Грозном, Махачкале, Куйбышеве, Баку, Татарии, Башкирии.

Нефтяники, считавшие себя мобилизованными, месяц за месяцем повышали суточную добычу нефти, объем проходки в бурении новых скважин и с чистого листа строили крекинг-завод, чтоб запустить эвакуированное из Бердянска производство нефтепродуктов. К маю 1943-го завод выдал первые тонны бензина и мазута, именуясь уже Краснокамским НПЗ. Здесь велась переработка на месте всей добываемой в Прикамье нефти, это позволяло высвободить значительный объем подвижного железнодорожного состава, а также существенно увеличить выработку светлых нефтепродуктов. Нефтепереработчики Краснокамска отгружали авиабензин на одно из самых сложных направлений — Ленинградский фронт, снабжали топливом сельское хозяйство Прикамья, Сибири, Свердловской и Челябинской областей. Год окончательного перелома в войне, 1944-й, нефтяники Западного Урала встречали с высокими производственными показателями, а новаторство и рационализаторская деятельность нефтяников в Прикамье прочно вписаны в историю нефтедобычи и переработки.

С конца 1943-го в Азербайджане было возрождено нефтеразведочное бурение, многие бакинцы стали возвращаться из Краснокамска обратно. Нужно было восстанавливать промыслы, заново поднимать промышленность освобожденного юга — теперь оказывать братскую помощь поехали краснокамцы. В Баку и Грозный отправлялись грузы с оборудованием, техникой. В августе 1944-го в подшефный Новочеркасск отправился эшелон с подарками: десяток вагонов леса, пиломатериалов и алебастра, две цистерны мазута, несколько платформ с оборудованием и станками. Для восстановления истощенной и разрушенной войной нефтедобычи из Прикамья в Баку и Грозный, а также на нефтепромыслы Туркмении, Дагестана, Краснодарского края было отправлено более 160 вагонов с оборудованием. Около 2 тысяч нефтяников, буровиков, вышкомонтажников и строителей в 1944–45 гг. вернулись из Прикамья в южные нефтяные районы страны.

История прикамской нефти началась в 1929 году с открытия месторождения в Верхне-Чусовских городках. Более 100 тысяч тонн нефти добыли верхнечусовские нефтяники в годы Великой Отечественной войны. В 1945 году нефтедобыча на Верхнечусовском месторождении была остановлена. Всю свою нефть, до последней тонны, первенец «второго Баку» отдал Великой Победе.

Победа.

На протяжении всей войны прикамские нефтяники работали на пределе сил. Достижения нефтяников в эти годы стали опорной базой для дальнейшего развития отрасли. К концу военных лет на западном Урале завершилось формирование нефтяного комплекса завершенного цикла: геологоразведка, нефтедобыча, нефтепереработка и машиностроение. В 1946 году было введено в промышленную эксплуатацию Северокамское месторождение, запас нефти на несколько десятилетий. Северокамская нефть сыграла большую роль в восстановлениии народного хозяйства СССР после военной разрухи. В 1948–1953 гг. кранокамские нефтепромыслы заложили основу для создания нефтепромыслов Полазны, Кунгура и Чернушки.

Спустя семь десятилетий в Прикамье все также стоят качалки-богомолы, кланяются щедрой уральской земле, вознаграждающей за каждый поклон хорошей порцией нефти.

Фото автора и из архива Музея пермской нефти

"