Posted 6 декабря 2016,, 12:05

Published 6 декабря 2016,, 12:05

Modified 2 марта, 14:36

Updated 2 марта, 14:36

«Произошло закрепление позиций». Что означает новый статус главы Перми?

«Произошло закрепление позиций». Что означает новый статус главы Перми?

6 декабря 2016, 12:05
Дмитрий Загуменнов
Фото: Properm.ru
Чем отличаются полномочия нового главы города от его предшественника? Кто «дергает за ниточки» и принимает главные решения в Перми? Подробнее об этом в материале Properm.ru.

Пару недель назад, Дмитрий Самойлов вступил в совмещенную должность главы Перми — главы администрации города Перми. Зачем две должности объединили, за что отвечала каждая из них раньше и каковы полномочия нынешнего главы? Разберемся в этих вопросах вместе с экспертами.

Согласно старой редакции Устава города Перми от 21 июня 2011 года, должность главы города была совмещенной, но в направлении представительной власти. Глава Перми одновременно был председателем Пермской городской Думы, и избирался на эту должность своими коллегами из депутатского корпуса. Как сказано в уставе города, глава города — председатель Думы являлся высшим должностным лицом муниципального образования. В его полномочия входило много обязанностей, среди которых подписание и обнародование нормативно правовых актов, обращение в суд от имени городского округа и, обратите внимание, заключение контракта с главой администрации.

Чем же занимался глава администрации Перми? Как гласит старая редакция Устава, главой администрации города является лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Назначение главы администрации осуществляется Думой. В его обязанности входило руководство администрацией города на принципах единоначалия, самостоятельное решение всех вопросов деятельности администрации города, заключение договоров и соглашений с органами государственной власти, представление интересов администрации города на территории Российской Федерации и за ее пределами и т. д.

Что изменилось:

  • глава города лишен своих депутатских полномочий но наделен исполнительными возможностями главы администрации;
  • глава города больше не осуществляет руководство думой. Организацией ее работы занимается председатель;
  • глава города не является депутатом Пермской городской Думы;
  • главу города выбирает Дума, но из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.

Закон о перераспределении полномочий главы был принят Законодательным Собранием Пермского края еще в 2015 году, а местному парламенту закон предложили федеральные власти.

Как пояснила корреспонденту Properm.ru Людмила Ознобишина, директор Центра избирательных технологий, у депутатов ЗС был выбор соглашаться с предложением федеральных властей или нет.

«Здесь можно быть «первым учеником», а можно допускать пространство вариантов. Как правило в подобных случаях «федералы» предусматривают вариативность. Сделать все жестко или нет — дело региона», — сказала Ознобишина.

По мнению политолога Олега Подвинцева, наделение главы города полномочиями исполнителя — это правильно, но только в условиях прямых выборов.

«Это было бы нормально, если бы глава Перми избирался напрямую населением и, соответственно, чувствовал свою ответственность перед пермяками, а не губернатором или какими-то группами влияния, которые поставили его на эту должность. Воспринимался бы такой глава абсолютно по-другому, у него было бы больше возможностей и самостоятельности», — подчеркнул политолог.

Виталий Ковин, координатор пермского отделения ассоциации «Голос»: — Я и мои коллеги, выступающие за прямые выборы, всегда исходили из того, что главой города должен быть глава исполнительной власти. Это нормальная система разделения властей на местном уровне. В Перми, где живет больше миллиона человек и очень большое хозяйство — это необходимо. Позиция «сильного мэра» наиболее оптимальна для управления городом, но это обязательно должно считаться с прямыми выборами.

Он также отметил, что происходящее ранее было «обходным маневром» для того, чтобы региональная администрация могла установить «ручной» контроль над городом.

«Сначала нам предложили схему «слабого мэра», выбираемого из депутатов, чтобы отказаться от прямых выборов. Сейчас все вернули обратно, но прямых выборов уже нет и не предвидится. Закон, который сейчас принимается в законодательном собрании, не предусматривает возвращение прямых выборов в административных центрах. Так что, продвижения в лучшую сторону нет, наоборот — произошло закрепление позиций», — заявил Ковин.

По мнению эксперта, внести изменения в новый закон можно будет лишь в том случае, когда влияние «Единой России» в краевом парламенте ослабится, но перспектив того, что другие партии смогут это сделать в ближайшее время нет.

Евгений Сапиро, бывший министр региональной и национальной политики РФ: — Совмещение двух «городских» (муниципальных) должностей, которое я однозначно приветствую, является победой принципа единоначалия. Это увеличение прав и усиление персональной ответственности первого руководителя. То, что было до этого напоминает управление в Красной Армии, где были два руководящих лица: командир и комиссар. И не понятно (прежде всего, бойцам) кто из них главнее, кого слушать в случае их разногласий. В мирное время это ещё было допустимо, но как только начались боевые действия, двоевластие, ведущее к безвластию, было отменено. Теперь рядовой житель будет точно знать к кому следует обращаться за помощью (или ждать наказания за собственные грехи), а к кому за советами и душеспасительными разговорами.

Экс-министр отметил, что подобные изменения не всегда можно назвать укреплением вертикали власти.

«Это может произойти, но лишь в качестве «сопутствующего эффекта», если «совмещённый» градоначальник делегирован на эту должность «вертикалью». В Перми получилось именно так: Дмитрий Самойлов был в своё время направлен на «укрепление» города губернатором, поддержан им сейчас, как кандидат на должность «единственного» первого. Если бы в Екатеринбурге «единственным» избрали оппозиционера Евгения Ройзмана, то получилось бы ослабление «вертикали», — прокомментировал Евгений Сапиро.

Должности главы администрации (сити-менеджера) была введена депутатами Пермской городской Думы 22 ноября 2005 года, предоставив главе города еще и полномочия председателя думы. Руководителем Перми тогда был Аркадий Каменев.

«Я, как и прежде, сторонник того, чтобы глава города избирался путем проведения прямых выборов, то есть всеми жителями города. Данный момент в Уставе прописан, он сохраняется. Другое дело, что по новому Уставу глава будет не главой исполнительной власти, а власти представительной, то есть председателем городской думы. Был и остаюсь не согласен с такой постановкой вопроса. И идея сити-менеджера мне не близка — я уже неоднократно говорил, что назначенный глава администрации города, наделенный правом распределения бюджетных средств, становится неподотчетным напрямую перед жителями. Это неправильно», — приводит слова Каменева «Новый Компаньон» в своей публикации тех времен.

Главы города и администрации Перми

Годы Глава администрации Перми Глава Перми
2001 - 2006 Аркадий Каменев Аркадий Каменев
2006 — 2010 Аркадий Кац Игорь Шубин
2010 — 2014 Анатолий Маховиков Игорь Сапко
2014 — 2016 Дмитрий Самойлов Игорь Сапко
2016 - 2021 Дмитрий Самойлов Дмитрий Самойлов

Интересный факт. До вступления в должность главы администрации Перми и своего будущего избрания на должность главы города Дмитрий Самойлов был главой администрации губернатора Пермского края. В 2014 году его рабочее место занял Анатолий Маховиков, освободим тем самым ему кресло в администрации города.