Posted 30 августа 2017, 11:35
Published 30 августа 2017, 11:35
Modified 2 марта 2023, 14:44
Updated 2 марта 2023, 14:44
На следующей неделе Президент РФ Владимир Путин приезжает в Пермь. 10 сентября выборы губернатора края (первые за последние 17 лет). Самое время вспомнить о главном: о бюджетниках.
По итогам полугодия 2017 года зарплаты воспитателей детских садов в Пермском крае составили 86,2%, а не 100% от средней зарплаты в образовании. К сожалению, Пермский край оказался на последнем месте в ПФО по этому показателю. Данные Росстата здесь. По педагогам допобразования тоже отставание на 10% и больше.
Понятно, что складываются средние цифры по краю из средних цифр по городам и районам, а там из средних цифр по учреждениям… И реальная картина всегда еще хуже официальной статистики. Но есть в Пермском крае район, на 100% выполнивший майские Указы Президента.
В 2017 году все школы Кунгурского района пролицензированы. Для сравнения в 2010 году этот показатель был 54%. Нет второй смены — все ученики учатся в одну.
67% консолидированного бюджета района (почти 800 млн рублей в год) уходит на образование. Район входит в число территорий, где всегда исполняли майские Указы Президента.
Выполнение Указов Президента РФ в части повышения зарплат работникам бюджетной сферы, 2016 год, Кунгурский район
Средняя зарплата (план), рублей | Средняя зарплата (факт), рублей | % | |
---|---|---|---|
Педагоги школ | 27 068 | 27 525 | 101,7% |
Воспитатели детских садов | 22 424 | 22 424 | 100% |
Педагоги дополнительного образования | 24 605 | 25 303 | 102,8% |
Всего 35 учреждений образования: 26 школ, четыре детсада, пять учреждений дополнительного образования. В поселениях есть детские сады меньше 10 групп, поэтому они являются структурными подразделениями школ.
В 2015 году открыли новую Бажуковскую школу, 9-летку, в ней учатся больше 140 детей. В селе Филипповка школа расположена в деревянном здании, поэтому будут строить новую, на 275 мест, запуск планируется в 2020 году.
Решают проблему с кадрами. 22% педагогов еще нет 35 лет, для сельского района Пермского края этот показатель считается хорошим. Жилье покупают готовое, частное, так как в районе почти не строятся многоквартирные дома. Активно участвуют в программе «Сельский учитель» (2 млн рублей «подъемных»), по этой программе в 2017 году в район едут учитель математики, преподаватель ОБЖ и педагог начальных классов.
Переманивают учителей из гимназий и престижных школ города Кунгур. Эту информацию нам подтвердили и сами учителя.
«Конечно, в районе лучше! Молодым специалистам предоставляют ведомственное жилье. В городе даже за оплату коммунальных услуг никакой льготы не предоставляют, какое уж там жилье. Ну и надбавки в 25% «сельских» никто не отменял, она же не лишняя. — Известный в Кунгуре педагог дополнительного образования согласилась с нами поговорить на условиях анонимности. — У нас уже человек 15 ушли из города в район. Сравните: там миллион рублей «подъемных» молодому специалисту, в городе — 150 тыс. рублей. Да и вообще — от начальства подальше, к кухне поближе».
На замечание, а как же добираться, осенью грязно, зимой холодно, наш собеседник ответила: «Так в районе проект есть «Мобильный учитель», тебе дают автомобиль «Renault», заправляют его бензином, ты объехал пять школ, отвел уроки, а потом автомобиль в личном распоряжении, совсем неплохо. Плюс зарплату получил по подушевке за все пять школ».
По словам Юлии Лепихиной, заместителя главы администрации Кунгурского района по вопросам социальной сферы, в районе серьезная нехватка… физиков. Для примера в Пермском районе, самом близком к краевому центру, учеников возят из села в село на уроки биологии, химии, географии, в отдаленных районах края учителей физкультуры найти не могут. А тут физиков не хватает.
«Мы уже не раз общались с педагогическим университетом, — продолжает Юлия Лепихина, — если учиться никто не идет на физиков, что же делать. Тех, кто доучивается, разбирают, как горячие пирожки. Но учебный план мы выполняем полностью, используем разные проекты, и с помощью проекта «Дистанционное образование» даем необходимый объем часов физики».
И так на каждую повсеместую проблему в образовании района нашелся какой-то проект федеральный, краевой или вообще свой, доморощенный.
По словам Юлии Лепихиной, район принимает участие во всех проектах, предложенных краем или федерацией. Есть и свои, например, в дополнительном образовании.
95% учеников охвачены дополнительным образованием. Кунгурский район — сельский район, это деревни, села, расстояния. Как получилось в кружки и секции собрать почти всех школьников?
Наша собеседница, пожелавшая остаться неизвестной, и эту информацию подтверждает: «А знаете еще что важно для педагога дополнительного образования, да и вообще для учителя? Воспитательный момент! В деревне идешь, с тобой все здороваются. Да-да, до сих пор! И это приятно, когда понимаешь, что твоя профессия не обесценена, а важна».
На подвоз детей тратят практически 13 млн рублей в год, половина детей (примерно 2,3 тыс. из 4,5 тыс. школьников) — на подвозе. Если у школ транспорта нет, то подвоз осуществляет МУП «Кунгуравтотранс», маршруты согласованы с ГИБДД, обязательно сопровождение.
В Пермском крае всего семь учительских домов, один из них в Кунгурском районе. Под одной крышей живут учителя, воспитатели, сюда же приходят учиться и заниматься и школьники, и дошкольники, 50 человек.
Очередь в детские сады нулевая, причем дают места на полный, а не как в Перми, на 4 часа. Сейчас создают ясельные группы с 1,5 до 3 лет. В 2015 году открыли 455 новых мест в детсадах, построили три садика, один из них национальный в татарском селе. «В Усть-Турке никогда не было садика, сейчас есть, 75 малышей в нем, в Кылосово восемь лет ждали садика, дождались, в Филипповке никогда не было сада, теперь есть, на 100 мест. Это счастье для родителей, возивших детей в город с пересадками», — говорит Юлия Лепихина.
Сирот и приютов нет. Мало того, в районе есть деревня Исток, где 70% школьников и детсадовцев — дети из замещающих семей. Полдеревни — замещающие семьи.
Единственное, что очень беспокоит администрацию района, это отток населения и то, что смертность превышает рождаемость на сто человек в год (примерно 600 умерших против 500 родившихся). Отток связан с тем, что в районе нет средне-специальных учебных заведений, нет филиалов высших учебных заведений. Дети уезжают учиться — и остаются в городах. «Хотелось, чтобы больше рожали, — вздыхает замглавы администрации района, — а то для кого работать».