Posted 7 июня 2018,, 03:15

Published 7 июня 2018,, 03:15

Modified 1 марта 2023,, 14:47

Updated 1 марта 2023,, 14:47

Эволюция Перми. Два века городского центра. Часть 1

7 июня 2018, 03:15
«Нагулявшись» по городским окраинам в предыдущих сериях проекта, мы наконец-то переносимся в самое сердце современной Перми – её административный, деловой и культурный центр. Именно здесь можно поверить в то, что городу скоро исполнится 300 лет, ведь многие привычные глазу здания успели обрасти легендами.

«Даунтауном», то есть буквально «нижним городом», принято называть административный и деловой центр, однако в случае Перми центр скорее олицетворяет «верхний город», ведь значительная и древнейшая его часть расположена на горе Слудка, возвышаясь над остальным центральным районом — где-то меньше, где-то больше.

С другой стороны, если спросить обывателя, какое место следует считать центральной точкой города, он назовет эспланаду, которая как раз-таки и находится в низине.

Споры о том, можно ли считать датой основания Перми закладку Егошихинского завода, или отчет стоит вести с учреждения в 1781 году Пермского наместничества, на официальном уровне давно разрешены. Но напомнить об этом стоит: иначе трудно объяснить начало рассказа о городе не с 1723 года, а лишь с конца 18 века.

Одна из самых популярных городских исторических присказок гласит, что благодаря Карлу Модераху, начальствующему в Пермской губернии в 1796–1811 годах, «Пермь построена правильнее Нью-Йорка».

Случайно брошенная писателем Павлом Мельниковым-Печерским и искаженная летописцем Перми Владимиром Верхоланцевым фраза на самом деле отражает переход русского градостроительства от хаотичной застройки к заранее разработанным планам, который состоялся как раз в тот момент, когда речь зашла о застройке недавно основанного губернского города.

Рассказывать об эволюции микрорайона, условно обозначенного на административных картах как «Центр-1», не так просто. Во-первых, в отличие от множества окраинных микрорайонов, логика выделения границ этой территории не диктовалась ее историческим развитием: старый центр, если уж на то пошло, больше сдвигался к улице Сибирская, а не к улице Попова, которая разрезает центр пополам. Во-вторых, количество исторических зданий, как снесенных, так и реконструированных, здесь настолько велико, что существует риск слишком глубокого погружения в детали. Но запастись терпением все равно придется.

Центральный микрорайон занимает площадь от южного берега Камы на севере до Колхозной площади и нечетной стороны улицы Пушкина на юге. Западная граница — четная сторона улицы Крисанова, восточная — нечетная сторона улицы 25-го Октября.

Этот слегка изогнутый четырехугольник вместил в себя главные правительственные и административные здания, несколько вузов, театров и скверов, старинные особняки и современные бизнес-центры — «брюсселизация» города здесь особенно бросается в глаза.

Не секрет, что первоначальное развитие Перми шло вниз по Каме в сторону удобного для застройки рельефа. Одновременно город рос и в «глубину», но не слишком сильно, поскольку единственной экономической артерией до открытия в 1899 году железнодорожной станции Пермь была река. Неудивительно, что растягивание города вдоль берега происходило быстрее, чем углубление в сторону Казанского тракта.

Раз уж центр сегодняшней Перми стойко ассоциируется с эспланадой, с нее и начнем. Трудно поверить, что обширное пространство от Дома Советов до Театра-Театра — относительно недавнее архитектурное «изобретение». Снос старых деревянных домов в этой, по сути окраинной части города, начался в середине 20 века.

В 1960–1970-е здесь планировалась жилищная застройка, но, как гласит легенда, Анатолий Солдатов своим решением эти планы отменил, с одной стороны, создав главную пермскую достопримечательность современности, с другой, породив споры о назначении этой территории, за последние два года разгоревшиеся с новой силой.

Главные объекты и архитектурные доминанты современной эспланады — Дом Советов и Драматический театр — были сданы в 1973 и 1981 годах соответственно.

Другой точкой притяжения центрального микрорайона, несмотря на утрату своего значения как крупного торгового центра в последние годы, до сих пор является центральный универмаг и площадь перед гостиницей «Урал» — своеобразная мини-эспланада.

До появления на плане Перми эспланады схожей по назначению городской площадью, где проводились митинги и праздничные манифестации, была площадь Окулова, ставшая в 1977 году Сквером уральских добровольцев и изменившаяся до неузнаваемости.

Находящиеся по соседству со сквером здания бывшей табачной фабрики и типографии №2 — одни из самых примечательных в округе, и то, что при строительстве жилого комплекса их удалось сохранить — большая удача. Эта часть города до сих пор ассоциируется с черным рынком, бывшим до революции центром торговли в Перми.

Еще одним дореволюционным зданием по соседству, сохранившимся до наших дней, является торговый дом купца Дмитрия Ижболдина на углу улиц Осинская и Петропавловская. В 1916 году здесь закупался сам Борис Пастернак, а во время Гражданской войны располагались войска Александра Колчака. В советский период здание несколько раз меняло свое назначение, пока в 1991 году не стало центром художественного творчества «Росток».

Из примечательных дореволюционных зданий в округе можно отметить ныне обветшавший дом купца Михаила Камчатова, выпирающий своей громадой на перекресток Куйбышева и Монастырской.

На следующем перекрестке, если двигаться в сторону Перми-I, обращает на себя внимание неоднократно перестраивавшееся здание Пермской духовной семинарии, выпустившей множество примечательных личностей. В 1891 году у здания семинарии был оборудован водопровод, хотя камская вода уже тогда считалась грязной, особенно в период половодья.

Здесь же, на горе Слудка, стоит один из самых тиражируемых символов Перми — Спасо-Преображенский собор. В 1781 году вместе с указом о создании Пермского наместничества было решено перенести в Пермь Пыскорский монастырь. Переезд затянулся, и первое монастырское здание на Слудской горе было заложено в 1793 году.

Здание собора возводилось в 1798–1832-м годах целой группой архитекторов, а Архиерейский дом — в 1793–1800 годах. В 1922 году в здании бывших «архиерейских покоев» был открыт художественный музей, а в 1931 году здание бывшего собора было передано для размещения художественной галереи.

Если Соборная площадь хотя бы в силу своих малых размеров практически не меняла свой вид за последние 70 лет, то другая площадь, находящаяся в этом микрорайоне — Октябрьская — изменилась кардинально.

Решение о переносе рынка отсюда в район пересечения улиц Пушкина и Казанского тракта (Шоссе космонавтов) Молотовский исполком принял в 1946 году. Свое нынешнее революционное название площадь получила в 1964 году. Что касается колхозного рынка, также входящего в микрорайон «Центр», он был сдан в эксплуатацию осенью 1956 года и получил шестую из семи возможных категорий в СССР.

При строительстве главного корпуса Пермского политехнического института в 1950-е годы и здания Пермского института «Промстройпроект» в 1960-е годы на бывшей Сенной площади были снесены старые дома и Троицкая церковь, о чем мы вскользь упоминали в материале про комплекс ПНИПУ.

Движемся по улице Луначарского в сторону Сибирской. Здесь с точки зрения застройки территории интерес представляет продолговатое здание Дворца творчества юных, построенное в середине 1980-х годов.

Дворец — одно из немногих относительно современных зданий, которое удалось вписать в оставшуюся практически неизменной дореволюционную застройку Перми. Проблема с нехваткой площадей поначалу решалась куда более гуманно. Так, например, практически без ущерба для их внешнего вида были надстроены этажи к двум знаковым зданиям, стоящим на перекрестке улиц Сибирская и Ленина. Речь о легендарном здании центрального гастронома, на втором этаже которого до революции располагался книжный магазин Ольги Петровской, и о здании администрации Перми (Пермской казенной палаты), которые позднее почти безболезненно приросли двумя этажами каждое.

Если Сибирская на протяжении большей части истории Перми была центральной улицей города, по которой «губернаторы решались проезжать стремительно и только в окружении конных полицейских», то центральной точкой города можно было считать площадь, образуемую квадратом улиц Ленина — Сибирская — Петропавловская — 25 октября. Старый гостиный двор, «обрамлявший» Театральный сад, был снесен в конце 1920-х годов. Возникший на его месте сквер назвали в честь Комсомола.

Снова двигаясь в сторону Комсомольского проспекта, бегло остановимся еще на двух объектах, каждый из которых пережил несколько периодов подъема и упадка. История церкви Рождества Богородицы началась в 1789 году, когда на Покровской улице была возведена одноэтажная Владимирская церковь, вскоре переименованная. В 1816 году завершилось строительство главного придела верхнего этажа.

Здание по улице Ленина, 44 — особняк, некогда принадлежавший Вере Журавлёвой. В 1913 году здесь состоялось торжественное открытие первого в городе специализированного здания кинотеатра «Художественный» («Триумф»). В настоящее время в старинном здании расположена частная филармония.

Менее известным современному поколению пермяков, но от этого не менее интересным был другой кинотеатр, работавший в центре города. Это открытый в 1915 году электротеатр «Колибри», в советское время переименованный в «Комсомолец» (ул. Петропавловская.39).

Одно из наиболее известных зданий на этой же улице — дом Смышляева (Петропавловская, 25), где когда-то, до постройки здания на улице Ленина, располагалась библиотека им. Горького.

Здание, построенное в конце 18 века и восстановленное после страшного пожара 1842 года, считается прототипом Юрятинской городской библиотеки в романе «Доктор Живаго». Сегодня здесь располагается не одна, а сразу две библиотеки — «Пушкинка» и детская библиотека имени Льва Кузьмина.

Кстати, именно пожары 1842, 1859 и 1879 годов больше всего способствовали развитию Перми в 19 веке, поскольку ускорили каменное строительство в городе.

Другой улицей, сохранившей до сегодняшнего дня множество образцов старинной архитектуры, является Пермская. На перекрестке Сибирская-Пермская обращает на себя внимание, несмотря на полуаварийное состояние, здание поликлиники 1909 года постройки, куда еще до недавнего времени ходили многие жители Ленинского района.

На углу с улицей Газеты «Звезда», как раз на границе автомобильной и пешеходной зоны, взгляд падает на бывшее здание церковно-приходской школы, построенное в 1896 году на средства прихожан Рождество-Богородицкой церкви по проекту архитектора Александра Турчевича. К сожалению, адекватному восприятию этого памятника архитектуры мешает сегодня торчащее из-за него здание офисного центра (в народе — просто «Витус»). Кстати, назначение здания почти не поменялось — сегодня в нем расположена православная гимназия.

В следующем за школой здании сегодня квартирует администрация Ленинского района. Но вообще-то дом на Пермской, 57 — бывший особняк купца Павла Жирнова, возведенный по проекту архитектора Василия Попатенко в 1883–1885 годах. В годы советской власти здесь сначала располагалась тюрьма НКВД, затем — исполком Ленинского райсовета.

Далее на этой же стороне улицы бросается в глаза деревянный особняк — построенные в псевдо-русском стиле дом мещан Токаревых. Здание было построено на рубеже 19–20 веков и реставрировалось в 1980-е годы. Как и в случае с церковно-приходской школой, соседство с современным бизнес-центром «Lencom» едва ли идет этому старинному особняку на пользу.

Во второй части рассказа об эволюции центра Перми сосредоточимся на территории, чуть более отдаленной от исторического центра и лежащей по левую сторону от улицы Попова.

Материалы предоставлены Государственным архивом Пермского края

Александр Глушков для Properm.ru

"